«Антисоветский заговор» в Ювковцах: большевики против волынских татар

«Антисоветский заговор» в Ювковцах: большевики против волынских татар
19.02.2018
Оцените статью: 
(405 оценки)
Михайло Якубович
Аватар пользователя Михайло Якубович

Сейчас, через 100 лет после смерти выдающегося крымскотатарского политика, ученого, поэта и религиозного деятеля Номана Челебиджихана (1885–1918), который был уничтожен во времена большевистской оккупации Крыма, остро стоит вопрос по изучению положения мусульман на территории Украины в первой половине прошлого века. Ведь именно тогда были осуществлены наиболее ужасные преступления против человечности, ликвидирована религиозная сеть, а в 1944-м вообще депортирован коренной народ Крыма. Важно помнить и то, что произошло с небольшой мусульманской общиной в других регионах Украины, в том числе и с так называемыми «волынскими татарами», а именно потомками крымских и ногайских татар, которые с XVI века жили в Луцке, Остроге, Староконстантинове и многих селах и городках Волыни.

Как известно, во времена вхождения всей Волыни в состав Российской империи здесь была сформирована Волынская губерния с центром в г. Житомир. Полноценные местные мусульманские общины (с мечетями и имамами), которые к концу XIX века существовали в Остроге (Ровенская обл.) и Ювковцах (Белогорский р-н Хмельницкой обл.) входили в подчинение Таврического духовного магометанского правления (ТДМП), и даже «татарский мулла» (как этот чин фигурирует в документах) должен был быть утвержден в Крыму. В 1911–1915 годах среди мусульман Острога и Ювковцев (где в то время проживало более 300 последователей Ислама) царская жандармерия проводила обыски: искали сторонников Османской империи, большевиков, сторонников «мусульманского заговора» и др., но развертывание на Правобережной Украине активных боевых действий и дальнейшая революция заставили на время забыть о «мусульманском вопросе».

Не забыла о нем советская власть. Если в начале 1920-х годов, в ленинские времена, существовали попытки найти какой-то баланс между религией и обществом (в Крыму вместо ТДМП было сформировано Народное управления религиозными делами мусульман Крыма, НУРДМК), то уже в 1927–1928 годах эти проекты свернули, а на смену им пришли репрессии. Не обошли они и волынских мусульман, в частности ту часть, которая после 1922 оказалась в СССР (современная Хмельницкая и Житомирская обл.). Более того, близость к границе между СССР и Польшей (до которой от Ювковцев было менее 20 км.) еще больше осложняла ситуацию, поскольку пограничные отряды Государственного политического управления (ГПУ, с 1934 — НКВД) выполняли здесь функцию разоблачения разного «неблагонадежного элемента».

Волынские татары, жившие в Ювковцах и соседних селах, находились в зоне особого внимания. Так, уже в 1925 году была пресечена деятельность ювковецкой мечети, а последнего муллу Исида Ждановича заставили «отречься от сана» и написать статью об этом в один из номеров газеты «Шляхом жовтня», выходившей в Шепетовке.

После 1930 года ситуация ухудшилась еще больше. Начались хлебозаготовки, на которые население приграничных регионов реагировало отрицательно. Кто-то пытался перейти границу и найти убежище в Польше, кто-то выражал сопротивление. Так, в марте 1930-го в ответ на «раскулачивание» по региону прокатились так называемые «волынки»: были и захваты сельсоветов, и убийства наиболее активных большевистских деятелей, особенно местных активистов; на всё это власть отвечала жестокими мерами, которые в итоге завершились Голодомором 1932 и 1933 годов.

В ноябре 1930 года помощник уполномоченного 21-го Ямпольского пограничного отряда ГПУ УССР Журавлев, рассмотрев материалы о якобы «преступной деятельности» ряда лиц с целью «подготовить восстание против Советской Власти и установление Украинской Самостийной Республики», инициировал уголовное дело по статьям 54/10 («антисоветская пропаганда и агитация») и 54/11 («участие в контрреволюционной организации») УК УССР. Среди прочих, к организации, которая якобы действовала в селе Гнойница (ныне с. Полесское Изяславского р-на Хмельницкой обл.) и состояла «из бывших петлюровцев», отнесли и Исида Ивановича Ждановича (1888 года рождения), который в 1922–1925 годах был муллой местной мечети. По материалам уголовного дела, «из характеристики сельсовета и показаний свидетелей видно, что Жданович враждебно относился к мероприятиям Соввласти, проводил агитации против мероприятий Соввласти, запугивал татарское население, чтобы оно не вступало в колхоз. Жданович…. состоял в Гнойницкой контрреволюционной организации и проводил работу по подготовке восстания». Сам Жданович все обвинения отрицал, но это, разумеется, не было принято во внимание. Как следствие — в 1931 году Исид Жданович был приговорен к «высылке через ПП ОГПУ в Северный Край сроком на 3 года». Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован уже во времена независимости в 1993 году.

Еще один процесс развернулся в 1931 году против жителя Ювковцев Захария Алеевича Мухли (1881 год рождения). 15 мая 1931 года, после убийства местного председателя сельсовета Якима Наголюка, начались допросы местных крестьян. Под подозрением оказался и Захарий Мухля, который, впрочем, находился в хороших отношениях с Наголюком и в ночь убийства был у себя дома. Это не помешало следователям ОГПУ завести на мужчину другое дело, на этот раз по статье 54/10 («антисоветская пропаганда и агитация») УК УССР. В материалах дела указано, что «в Изяславское Райотделение ГПУ поступили сведения о том, что житель с. Ювковцы Изяславского района Мухля Захар Алеевич, группируя вокруг себя кулацкий антисоветский элемент, занимается антисоветской агитацией, устраивая нелегальные собрания… Мухля Захар, будучи связан с антисоветским элементом и кулачеством села, как, например, Асанович Ибрагим, в прошлом служил лет 5 стражником в г. Остроге, раскулаченный кулак, бывший стражник и татарский поп-мула, Мухля Юсуп, раскулаченный кулак, бывший татарский поп-мула, Солтык Яхья». Захарию Мухле вспомнили и то, что «во время раскулачивания кулацких земель в 1923 Мухля Захарий совместно с кулаком Асановичем Ибрагимом и со своей женой активно выступали против и Мухля пытался избить бедняка-колхозника за то, что его земля попала ему». Более того, по утверждению следователей, «во время организации в селе колхоза в 1930 году было постановлено и взята под склад татарская мечеть, после чего Мухля Захар организовал весь кулацко-антисовецкий элемент, главным образом из татар, например: Асанович Ибрагим, Солтык Яхья, Мухля Юсуф, Жданович Исид, Антонюк Иван устроили нелегальное собрание у Мухли приблизительно в апреле месяце 1930 года в часов 12 ночи, на котором Мухля заявил, что нам нужно поднять восстание и вместе с этим расправиться с активом села». Как итог, 28 января 1932 года Захарий Мухля был выслан на Север; вернулся ли оттуда, неизвестно. Реабилитирован в 1998 году.

Как заметно из этих двух дел (а волынские татары фигурировали и в других), местные мусульмане жили, работали и вели хозяйство вместе с представителями других этнических общин (украинцами, поляками), а потом еще и воевали в рядах Красной Армии, ведь среди погибших на фронтах Второй мировой жителей села Ювковцы находим и татарские фамилии Асанович, Жданович, Козакевич, Мухлио и др. Впрочем, большевистская власть специально подчеркивала этническую и религиозную принадлежность этих лиц, пытаясь выставить их «враждебным» и «антисоветским» элементом; все эти меры в итоге привели к разрушению религиозной жизни, закрытию мечети и невозможности публичного исполнения религиозных обрядов, что нанесло значительный удар по религиозной идентичности волынских татар. Дальнейшие исследования архивных документов помогут понять и то, как эти процессы отразились на жизни мусульман в других населенных пунктах Волыни.

Автор благодарен винницкому историку Сергею Фазульянову за копии документов из Государственного архива Хмельницкой области (ГАХмО, Фонд Р6193, оп. 12, д. П28626, П28627), а также своему коллеге из Центра исламоведения НУ «Острожская академия», канд. ист. наук Виталию Щепанскому за их обработку.

Михаил Якубович

 
 
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.