Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Культура > Роман «Людоловы» - отражение сложной исторической действительности

Роман «Людоловы» - отражение сложной исторической действительности

23.04.2014

В течение длительного времени в украинской художественной литературе господствовал почти безраздельно стереотип в отношении мусульман, в частности крымских татар и ногайцев. Согласно ему татары изображались в звероподобном виде, изображались как "басурмане" и "хищные ордынцы", а запорожцы при этом изображались "защитниками христианской веры и родины".

Такой концепт был очень примитивным и однобоким. Он ни в коей мере не отражал все сложное противоречие тех времен. Из поля зрения выпадало взаимодействия казаков и татар, выпадали также и кровавые набеги казаков на татарские и турецкие города. На таком фоне очень ярко выделяется своими исторически психологическими качествами роман Зинаиды Тулуб "Людоловы" (в 2-х томах). В нем изображается эпоха гетмана Сагайдачного, походы запорожцев в Крым и их бои с московитами и турками. В романе выведены исторически вероятные персонажи, воссоздан истинный ход событий во время налета казаков на Крым, показан и аналогичный набег ногайцев на Украину. Несмотря на некоторые недостатки, книга имеет несомненные достоинства и способствует более глубокому пониманию исторической правды. Напоследок следует добавить, что сама Зинаида Тулуб была многолетней страдалицей советских концлагерей ...


Выдающаяся украинская писательница Зинаида Павловна Тулуб родилась 28 ноября 1890 в Киеве, в семье известного в то время юриста и поэта Павла Тулуба. В 1913 году будущая писательница закончила историко-филологический факультет Высших женских курсов, после защиты диссертации была оставлена при Киевском университете для подготовки к профессуре. Зинаида Тулуб начала писать стихи на русском языке еще ​​в подростковом возрасте. Впоследствии, во время Освободительной Борьбы 1917 - 1921 годов, Зинаида Павловна оказалась под большим влиянием идеи украинского культурного пробуждения, стала сознательной украинкой и начала писать на родном языке. 1937 года писательница подверглась репрессиям, - советская власть обвинила ее в «активной контрреволюционной деятельности» и сослала на 10 лет в Сибирь. С 1947 по 1956 Зинаида Тулуб жила на территории Казахстана, не имея возможности вернуться в Украину. В течение этого времени, писательница собрала большой материал по этнографии казахов, который впоследствии пригодился для написания романа и киносценария о ссылке Тараса Шевченко («В степи бескрайней за Уралом»). Сходство судеб и возможность окунуться в местную жизнь сделали эти произведения уникальными, выделили их из большого массива сочинений на тему ссылки Кобзаря. Также, знания обычаев и традиций казахов помогло писательницы и при написании главного произведения его жизни - романа «Людоловы» (Хотя произведение было написано в течение 1934 - 1937 годов, в 1958 году он был значительно переработан, в частности был внесен ряд поправок в изображении обычаев и жизни крымских татар). С 1956 по 1964 год писательница жила в Киеве, активно занималась творческой деятельностью. Этому способствовала и ее реабилитация властью, добиться которой помогали коллеги Зинаиды Павловны. Умерла писательница 26 сентября 1964 в Ирпене, похоронена на Байковом кладбище в Киеве. В последнее время начали переиздаваться некоторые произведения Зинаиды Тулуб, проводиться различные мероприятия по чествованию ее памяти...


Роман «Людоловы» достаточно подробно и ярко описывает жизнь Украины и смежных земель в начале 17-го столетия. Центральная фигура романа - гетман Петр Сагайдачный, перипетии его военной и политической деятельности занимают видное место в романе. Но много сюжетных линий связаны с вымышленными персонажами, на их примере писательница показывает всю сложность исторической действительности того времени. Это, в частности, фигуры казака Данила Коржа, его жены Аграфены, татарского крестьянина Нуруддин, татарской девушки Мэдж и другие. В основном, судьба этих героев сложилась трагически, ведь слишком суровыми были реалии тогдашней жизни.


Некоторые современные критики обвиняют Зинаиду Тулуб в том, что ее роман «Людоловы » характеризуется типичным для советских времен преувеличением «классовой борьбы» и «классовой солидарности» и умалением национального. Во многом это так, о чем свидетельствует введение к роману некоторых искусственных персонажей, которые могли бы существовать в 17-м веке и мыслить подобным образом лишь в качестве очень большого исключения. Но в целом, «Людоловы» как раз тем и ценны, что воспроизводят историческую действительность во всей ее сложности и противоречивости. Зинаида Тулуб не цепляет ярлыков с пометками «хороший» и « плохой», почти все персонажи произведения - это живые люди, дети своего времени, наделены как положительными, так и отрицательными чертами. Это касается не только отдельных персонажей, но и больших слоев населения. Так, писательница, безусловно, показывает положительные черты деятельности казаков, но при этом без колебаний указывает на негативные. В частности, когда речь идет о набегах казаков под предводительством Сагайдачного на Крым, показано, как разрушались крымские города, как насиловались женщины и бралась добыча, в том числе и «живой товар». Итак, людоловами в романе оказываются не только татары, захватывающие в плен во время набегов на украинские земли, но и казаки, которые также не гнушались захватывать людей в плен с целью дальнейшей продажи или получения выкупа. Особенно ярко эта тенденция показана на примере судьбы девушки Мэдж, которую казаки продали в рабство и она погибла в Московии.


Также, следует особо подчеркнуть, что отношения украинцев, в частности казаков, и крымских татар далеко не всегда были враждебными. Взаимная торговля (ярким примером является чумачество), военная помощь (например, участие отрядов Тугай-бея в войне на стороне Богдана Хмельницкого и участие гетмана Михаила Дорошенко в гражданских беспорядках в Крымском ханстве), большое взаимное культурное влияние - все это также является неотъемлемой частью истории украинского и крымскотатарского народов. В наше время, именно эти моменты требуют популяризации и подчеркивания того, что будет способствовать исправлению изобретенных в советские времена стереотипов и способствовать развитию дружественных отношений между украинским народом и крымскими татарами, исторические судьбы которых неразрывно соединены ...


Юрий Косенко

Теги: 
крымские татары
Крым
история Украины
казаки
роман
Запорожская Сечь
Сагайдачный

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/kultura/roman-lyudolovy-otrazhenie-slozhnoy-istoricheskoy-deystvitelnosti