Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Анализ > Крымский вопрос на школе исламоведения: религиозная составляющая быта и политическое возрождение крымских татар

Крымский вопрос на школе исламоведения: религиозная составляющая быта и политическое возрождение крымских татар

21.07.2016

Первые летние исламоведческие школы, организаторами которых традиционно выступают ВАОО «Альраид» и Украинский центр исламоведческих исследований, проводились в Крыму — и это объяснимо, ведь на полуострове проживает наибольшее количество последователей Ислама. Однако из-за оккупации от этой традиции пришлось отказаться — в этом году участников V школы принимала «жемчужина Волыни» — город Острог. Тем не менее, участники мероприятия уделили внимание и крымской теме.

Издание «Крым. Реалии» отмечает, что исследования касались религиозной составляющей быта и истории, а также политического возрождения крымских татар.

Историк Андрей Иванец представил доклад о взаимодействии Временного Крымско-мусульманского исполнительного комитета и Украинской Центральной Рады, который несколькими неделями ранее уже представил в «Музее Украинской революции 1917–1921 годов».

В комментарии Крым. Реалии ученый отметил религиозную основу движения крымских татар за восстановление своих прав на родной земле. По его мнению, уроки 1917 года необходимы современным украинским и крымскотатарским политикам, чтобы в полной мере реализовать права коренного народа Крыма. Иванец подчеркнул: несмотря на неудачу, попытка создания своей государственности сто лет назад показала способность крымских татар к единению и самоорганизации в неблагоприятных условиях. Но недостаточное внимание украинских политиков начала прошлого века к Крыму привело к поражению крымскотатарского движения, а впоследствии — к геноциду обоих народов в Советском Союзе.

Андрей Иванец также констатировал, что аннексия Крыма лишила исследователей с материковой Украины доступа к значительному массиву документов из архивов полуострова, а это существенно осложняет работу ученых. Своё исследование он строил на основе анализа газетных публикаций 1917 года, а также изучая документы из киевских архивов.

Этнолог Елена Соболева поделилась результатами исследования сосуществования крымских мусульман с представителями других конфессий. Небольшое количество выступлений по крымским темам (а их в этом году было всего два) она пояснила отсутствием системной работы в предыдущие годы.

— За годы независимости у нас не сформировалась научная школа или организация, которая бы занималась изучением истории Крыма. Молодой ученый часто зависит от руководителей, коллег, а поскольку никто этой темой не занимался, то раньше и не особо приветствовали выбор такого направления исследований. …Еще несколько лет назад обращение к изучению Крыма было спорадическим и несистемным, — рассказала Елена Соболева журналисту «Крым. Реалии».

Своё исследование она проводила в Крыму с 2006 по 2011-й годы, опрашивая старожилов. Уровень межконфессиональной толерантности, который зафиксировала исследовательница, впечатляет: мусульмане в Крыму позволяли христианам молиться в своих мечетях. Однако ситуация меняется:

— В результате депортации, религиозной и миграционной политики Советского Союза этнические и конфессиональные границы в Крыму разрушаются. Сегодня крымским татарам приходится их выстраивать практически с чистого листа: строить мечети, восстанавливать старые кладбища и т. п. Но это воспринимается негативно местными христианами, особенно теми, которые переселились сюда уже после депортации крымских татар. Поэтому это приводит к конфронтации и политизации религии, — отметила Елена Соболева.

Как отмечали участники школы в кулуарах, Крым и дальше воспринимается в Украине как часть страны, где традиционно исповедуют Ислам. Так что есть основания ожидать роста внимания исследователей к крымским мусульманам: как переселенцам, так и остающимся на родной земле.

Теги: 
Ислам в Украине
мусульмане Украины
Острог
Острожская академия
исламоведческая летняя школа
Украинский центр исламоведческих исследований
история
исследование
исламоведение
СМИ

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/analiz/krymskiy-vopros-na-shkole-islamovedeniya-religioznaya-sostavlyayushchaya-byta-i-politicheskoe