Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Исламоведение > Тарас Шевченко и Ислам — фрагменты доклада на VI Международной исламоведческой школе

Тарас Шевченко и Ислам — фрагменты доклада на VI Международной исламоведческой школе

Тарас Шевченко и Ислам — фрагменты доклада на VI Международной исламоведческой школе
07.07.2017

Среди более 30 участников VI Международной исламоведческой школы, проходившей в Одессе на базе Исламского культурного центра организации «Аль-Масар» с 30 июня по 5 июля, выступала и старший научный сотрудник Львовского музея Ивана Франко Соломия Вивчар, представившая подробный доклад о мусульманских мотивах в украинской литературе, очертив достаточно массивный период времени — от Григория Сковороды до Агафангела Крымского, упомянув в этом контексте и Тараса Шевченко.

Как отметила докладчик, наиболее ярко восточная (исламская) тематика начала проявляться в украинской литературе, начиная со времен Романтизма (с 30-40-х годов XIX в.).

— Поэтическое творчество Тараса Шевченко (1814–1861) проникнуто восточными мотивами, чаще всего тюркскими. Исследователь Петр Кралюк (в статье «Тарас Шевченко и исламская цивилизация») находит их уже в раннем творчестве Кобзаря, в частности в его поэзии «Гамалия», «Иван Подкова» и драме «Назар Стодоля» (в которой есть интересная легенда о турецкой царице, пожирающей детей). Поэма «Гамалия» — рассказ о походе казаков в турецкие земли, — отметила Соломия Вивчар. — Мусульманские мотивы находим и в знаменитой поэме «Кавказ», где «автор демонстрирует откровенную симпатию к мусульманским народам Северного Кавказа. Ему импонирует то, что они борются за свою свободу на своей же земле, за свой хлеб (чурек) и за свой дом (саклю).

В живописном наследии Тараса Шевченко также есть много восточных мотивов, в частности казахских (ведь на территории Казахстана он отбывал свою ссылку).

По мнению исследовательницы, причина того, что Кобзарь благосклонно относился к Исламу, обусловлено не только неприятием поэтом имперской политики России, в которой мусульманские народы были такими же подавленными, как и украинцы, но и широтой его мировоззрения и открытостью к другим культурам — как утверждает П. Кралюк, «он умел преодолевать «родные» мифы и стереотипы и познавать «чужое».

Теги: 
исследования
VI Международная исламоведческая школа
мусульмане
Одесса
Исламский культурный центр г. Одессы
Аль-Масар
Тарас Шевченко
украинские писатели
Россия
Соломия Вивчар
украинская литература
исламоведение

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/islamovedenie/taras-shevchenko-i-islam-fragmenty-doklada-na-vi-mezhdunarodnoy-islamovedcheskoy