Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Исламоведение > II Международный конгресс востоковедов: обзор

II Международный конгресс востоковедов: обзор

 обзор
 обзор
 обзор
 обзор
 обзор
 обзор
 обзор
 обзор
01.12.2018

27 ноября в помещении Таврического национального университета им. Вернадского состоялась научная часть II Международного конгресса востоковедов (экскурсия для участников и церемония закрытия были 28 ноября). Мероприятие организовано совместными усилиями университета, Института востоковедения им. А. Крымского НАН Украины, Центра исламоведческих исследований НУ «Острожская академия» и Украинского центра исламоведческих исследований.

В конгрессе приняли участие востоковеды из Украины, Польши, Турции, Литвы, Румынии. Программа предусматривала как пленарные выступления, так и работу в нескольких секциях: «Востоковедческое источниковедение и историография», «Формирование региональных и этнокультурных идентичностей населения и Приазовья», «Ислам и социокультурные процессы в Черноморско-Каспийском регионе».

На пленарных выступлениях было представлено несколько узкопрофильных, но вместе с тем масштабных исследований.

Так, Сюер Экер из Университета Бешкент (Анкара, Турция) представил проект мультиязычного словаря, охватывающего 12 тюркских языков (принцип упорядочения продемонстрирован на примере сравнения казахского и хакасского языков). Впрочем, рассчитывают, что после доработки словарь будет охватывать 16 тюркских языков, что позволит решить давнюю проблему перевода с одного тюркского языка на другой без промежуточного перевода на третий язык.

Галина Мышкинене из Вильнюсского университета (Литва) рассказала об арабографических славяноязычных рукописях литовских татар — феномен, возникший в середине XVI в., когда переселенные по инициативе литовского князя татары постепенно забыли родной кыпчакский язык и из-за незнания арабского должны были переводить тексты, преимущественно богословские на местный славянский язык, но и в дальнейшем пользовались арабской графикой. Среди самых популярных немусульманских источников, написанных такой графикой — Книга псалмов Давида.

Александр Середа из Института востоковедения им. Агатангела Крымского рассказал об украинско-османской дипломатии, нашедшей отражение в письменных источниках XVII–XVIII вв.

Василе Ротару из Национального университета политологии и управления (Бухарест, Румыния) представил свои взгляды на роль Ислама как точки консолидации или раздора христианских славянских народов на границах Османской империи, а Мажена Годжинская рассказала о возникновении и упадке польского села, образованного военными поселенцами на османских землях для того, чтобы, присоединившись к турецким войскам в войне против Российской Империи, бороться за независимость Польши.

Работа в секциях

В рамках секции «Востоковедческое источниковедение и историография» были представлены доклады Оксаны Василюк (Институт востоковедения им. Агатангела Крымского) о переписке Агатангела Крымского и Владимира Вернадского; Натальи Зуб (Институт востоковедения им. Агатангела Крымского) о деятельности мусульманской общины Киева в конце XIX — нач. XX ст. Вячеслав Станиславский (Институт истории НАН Украины) рассказал о торговом сообщении России с Турцией через Черное море в политических стратегиях Москвы и Стамбула в XVIII в.; Мария Тортика (Харьковская государственная академия культуры) говорила об основах болгарского социалистического центризма: между Сциллой западноевропейской модернизации и Харибдой восточносредиземноморского традиционализма. Владимир Подвойный (Национальная библиотека Украины им. В. Вернадского) представил анализ дискрипционных маркеров крымского дискурса XIX века, на основе материалов библиотеки-коллекции Агатангела Крымского.

Исследователи, приняли участие во второй секции, «Формирование региональных и этнокультурных идентичностей населения и Приазовья», говорили о вкладе «Милли Фирка» (Национальной партии) в развитие образования крымских татар (Олег Бубенок, Институт востоковедения им. Агатангела Крымского), неизвестных документах Таврического магометанского духовного управления 1825–1831 годов (Ольга Маврина, Институт востоковедения им. Агатангела Крымского), караманлийскую литературу и развитие урумского языка (Евгений Чернухин, Институт истории Украины НАН Украины), политические причины переселения христиан из Крыма на Приазовье в последней трети XVIII в. (Анна Гедьо, Киевский университет имени Бориса Гринченко), крымскотатарскую диаспору Турции в условиях нового кризиса вокруг исторической родины (Денис Золотарев, Институт востоковедения им. Агатангела Крымского), этническую ситуацию в среде кочевников Крыма во второй половине XIII–XIV вв. (Владислав Гулевич, Аппарат Верховной Рады Украины) и культурно-этническую идентичность тюркоязычных греков Приазовья (Анна Рог, Институт востоковедения им. Агатангела Крымского).

В рамках секции «Ислам и социокультурные процессы в Черноморско-Каспийском регионе» Марек Дзекан из Лодзького университета (Польша) рассуждал, существовала ли литература в Марокко XIX в.; Даниил Радивилов (Институт востоковедения им. Агатангела Крымского) разбирал государственно-мусульманские отношения в РФ на основе программных документов официальных мусульманских организаций; Михаил Якубович (Центр исламоведческих исследований НУ «Острожская академия») дал обзор крымскотатарского рукописного наследия в библиотеках материковой части Украины; Богдан Калюсский (Центр исламоведческих исследований НУ «Острожская академия») рассказал об истории и современности Ислама в Армении; Сергей Данилов (Институт востоковедения им. Агатангела Крымского) представил результаты социологического опроса, выявившие представления о мусульманах на юге Херсонской области; Яна Коробко (Киев) говорила о корнях психоанализа и интерпретации снов в Исламе; Ярослав Пилипчук (НПУ им. Драгоманова, Киев) проанализировал берберские вождество IV–VIII вв., между римским и арабским правлением, а Маргарита Араджиони исследовала историю формирования крымскотатарской общины в греческом селе Гранитное (Карань) в Донецкой области во второй половине XX в.

Теги: 
II Международный конгресс востоковедения
востоковедение
востоковедческие исследования
исламоведческие исследования
исламоведение

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/islamovedenie/ii-mezhdunarodnyy-kongress-vostokovedov-obzor