Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Новости в стране > Алим Алиев: «Крымские татары идентифицируют себя как украинцы —- таким образом создается политическая нация»

Алим Алиев: «Крымские татары идентифицируют себя как украинцы —- таким образом создается политическая нация»

 «Крымские татары идентифицируют себя как украинцы —- таким образом создается политическая нация»
22.02.2022

 

Tiger News — канал информационно-политического хаба, который фокусируется на социальных и технических инновациях, формирует образ лидеров не только по состоянию, но и по вкладу в развитие общества, пригласил 18 февраля в свою студию заместителя генерального директора Украинского института, журналиста, исследователя и правозащитника Алима Алиева.

В эфире программы Tiger News «Как представлять Украину миру?» Алим Алиев рассказал, как позиционируют крымских татар в Украине и мире. Вспоминая недавнюю историю, говорили о механизмах, с помощью которых Россия пыталась расколоть жителей полуострова, о том, как крымчане восприняли Крымскую платформу, о «факторе Эрдогана» в борьбе за Крым. Речь шла и о том, кто сегодня отстаивает права крымских татар.

Отвечая на вопрос ведущего, какое место занимает культура крымских татар, когда мы представляем Украину в мире, Алим Алиев заметил:

— Если дать более широкий контекст, если посмотреть на нас до 2014 года, то крымских татар совершенно не было ни в мировом контексте, ни в украинском контексте. Мы были как вещь в себе, варились в собственном соку. Ну, вот если ты ехал в Крым, то Крым — это был очень советский сервис, а о крымских татарах знал: чебуреки, пахлава, и дальше, максимум — разрушающийся сегодня Ханский дворец. Мне кажется, что с 2014 года у нас происходит переосмысление, и взаимодействие углубляется, и понимание, что такое крымскотатарская культура. Крымские татары, если посмотреть на наши идентичности, — мы в том числе идентифицируем себя как украинцы, и таким образом создается политическая нация.

Как подчеркивает Алим Алиев, речь идет о переходе от советского «интернационализма» к мультикультурности:

— Что такое интернационализм? Одна песня, один танец, одна трагедия, один праздник. А мультикультурность — это о диалоге, это о взаимодействии, это о субъектности. Например, в Украинском институте мы сейчас, мне кажется, очень органично вплетаем и крымскотатарскую культуру, и крымскотатарский контекст в украинский в том числе.

По словам директора, в минувшем году Украинский институт выпустил англоязычный курс об Украине, ее истории, идентичности и культуре, а в этом году разрабатывается курс о крымских татарах, их истории и культуре:

— Это будет первый англоязычный курс для мира. Я скажу больше: у нас нет академического основательного онлайн-курса на украинском языке. Мы его делаем сейчас на английском.

Ведущий программы попросил больше рассказать, кто такие крымские татары, потому что, по его словам, «мы воспринимаем их как один этнос, а там все гораздо интереснее». Гость согласился, заметив, что это действительно очень интересно:

— Я такие интересные маркеры приведу… Как я часто говорю, каждый из крымских татар должен быть историком, хоть по образованию ты можешь быть инженером или хирургом. Потому что постоянно доказываешь, кто такие крымские татары. Мы не «иго», которое пришло в Крым и там поселилось. Крымские татары — это народ, образовавшийся в Крыму. И в моей крови — если посмотреть на мой профиль, можно сказать, что есть там и готы, и кипчаки, и аланы, киммерийцы, скифы и так далее, так далее, так далее. То есть это такой плавильный котел в Крыму. И когда в 1441 году крымские татары образовали Крымское ханство, это было наше государство, просуществовавшее до первой аннексии Крыма 1783 года. Когда Екатерина II аннексировала Крым, тогда у нас начались первые миграции. Что важно знать о Крыме? До первой аннексии Крыма в Крыму 95 % его населения —  это были крымские татары. Сегодня это 15 процентов — и это о колонизации.

Алим Алиев подчеркнул, что для крымских татар традиционно важно образование:

— Например, одно из первых вузов Украины было в Крыму — Зынджирлы-медресе, это 1500-й год! И там учили не только исламскому праву или религиозным канонам. Там учили и арифметике, и даже государственному управлению. Так что это была такая коллаборация духовного вуза с бизнес-школой.

В ходе беседы затрагивались многие другие вопросы, в частности возникновение Крымской Народной Республики, которая была первой демократической республикой мусульманского мира:

— И об этом нужно говорить. Если откроешь Конституцию Крымской Народной Республики — у нас есть статья о равенстве мужчин и женщин во время голосования на выборах, — напомнил Алим Алиев.

Ведущий заметил, что, к примеру, во Франции только в 1946 году женщины получили избирательное право, и что конституция Крымской Народной Республики была действительно революционной в мусульманском контексте.

— Да, это было гораздо раньше, чем в некоторых странах Европы, — отметил гость, не согласившись с репликой по поводу влияния Кемаля Ататюрка на это решение. — Что важно в контексте Украины: крымские татары живут между двумя мирами. Это тюркский мусульманский мир — мир важный, творящий нашу идентичность, и европейский украинский мир. И мы можем быть для Украины переводчиками с одного контекста на другой контекст. Это важно в плане того, что мы можем понимать и этот огромный влиятельный тюркский мир, и понимать европейский мир — и язык, и культуру, и контексты.

Видеозапись передачи с участием Алима Алиева доступна на YouTube-канале Tiger News.

Справка. Алим Алиев — заместитель генерального директора Украинского института. Журналист, правозащитник, исследователь и менеджер образовательно-культурных проектов. Соучредитель общественных организаций «КрымSOS» и ГП «Крымский Дом». В прошлом — программный директор «Крымского Дома», журналист крымской газеты «Авдет», консультант по коммуникациям в экспертной компании Pro.mova. Член исполнительного совета украинского ПЕН-клуба (международная правозащитная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов).

Теги: 
Алим Алиев
крымские татары
правозащитник
Украина
Крым
Ислам в Украине

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/novosti-v-strane/alim-aliev-krymskie-tatary-identificiruyut-sebya-kak-ukraincy-takim-obrazom