Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Интервью > В Украине мусульмане чувствуют свободу, — шейх Саид Исмагилов

В Украине мусульмане чувствуют свободу, — шейх Саид Исмагилов

В Украине мусульмане чувствуют свободу, — шейх Саид Исмагилов
19.07.2016

О свободе совести в Украине, о взаимоотношениях государства с религиозными организациями и о жизни мусульман в нашей стране, о том — почему в Украине нет противостояния между суннитами и шиитами; откуда взялись хабашиты и кто они такие; о том, как живут мусульмане в аннексированном Крыму и на оккупированном Донбассе, о влиянии России в этих регионах и не останутся ли после освобождения назначенные Кремлем имамы, а также о том — какова религиозная жизнь в РФ при Владимире Путине и многом другом в интервью ONLINE.UA рассказал муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов, вопросы которому посчастливилось задавать журналисту Александру Куриленко.

Сколько мусульман находится на оккупированных территориях, на Донбассе и в Крыму?

— У нас нет точных цифр. В Крыму мусульман около 400 тыс., крымских татар — 350 тыс. Донбасс был вторым регионом после Крыма по количеству последователей Ислама — до 200 тыс. Подавляющее большинство проживало в тех городах Донецкой и Луганской областей, которые сейчас оккупированы. Хотя есть община турок-месхетинцев в Славянске, в Северодонецке, Мариуполе, Константиновке. На оккупированной части Донбасса осталось где-то до 170 тыс. мусульман. Всего в Украине проживает около одного миллиона последователей Ислама. Таким образом, больше половины из них сейчас находятся на оккупированных Россией территориях.

Какие проблемы именно у мусульман Крыма и оккупированной части Донбасса?

— В Крыму действует законодательство России, её силовые и судебные структуры. Там ситуация, как ни парадоксально, хуже, чем на Донбассе. Дело в том, что на Донбассе больше всего репрессируют украинские христианские протестантские церкви, а в Крыму — мусульманские общины, преимущественно крымских тартар. Причина одна — массовая поддержка Украины. Религиозная жизнь Крыма была быстро взята под российский контроль. Все официальные мусульманские структуры заставили сотрудничать с властями. Мусульманские или общественные организации, которые не желали перерегистрироваться по российскому законодательству, оказались вне закона. Из учебных заведений большинство не работает. Есть обыски, облавы, аресты, убийства, изнасилования и похищения. Это привело к значительному потоку переселенцев. Около 20 тыс. крымских татар выехали из Крыма на материковую Украину.

А на неконтролируемой части Донбасса?

— На Донбассе российское законодательство не действует. Этот регион просто используют и грабят. Местная «власть» пытается даже заигрывать с различными религиозными организациями, поэтому позволила мусульманам спокойно функционировать как религиозной общине. Пока не требуют перерегистрации общин, но тщательно контролируют: есть люди, которые наблюдают за богослужением, и периодически приходят представители так называемого МГБ-НКВД для собеседований с имамами. Например, в самом начале оккупации добивались, чтобы не было украинской символики и чтобы не молились за Украину. Это было условием того, чтобы продолжить жить и работать. Вслух эти молитвы сейчас не произносят.

Насколько реально, что Россия расставит на Донбассе своих имамов, но не введет в свое законодательное поле?

— В Донецкой области уже есть три организации, которые говорят, что они независимы от Украины. Есть человек, называющий себя «муфтием ДНР». Есть еще «муфтият Донбасса». У них даже конкуренция между собой, борются за то, чтобы закрепиться как главные структуры на Донбассе. Все они апеллируют к Москве. В Луганской области такого нет, самозваных лидеров не появилось. Думаю, Россия не будет присоединять оккупированную часть Донбасса к своим структурам, но поставит во главе мусульманских организаций своих агентов влияния. Это уже происходит.

Ислам, конечно, один для всех, но как можно описать отличие российской версии от украинской?

— Различия есть. В России во время правления Путина зачищена религиозная жизнь. Я не знаю, как в других конфессиях и религиозных организациях, но знаю, как у мусульман. Все религиозные деятели, которые не согласны работать под диктат российских силовиков, были отстранены от деятельности. Кто согласился, тот был интегрирован в российскую политику. Они поддерживают Кремль, что бы там ни происходило. Был приказ работать с Крымом — муфтии поехали на полуостров целым караваном и уговаривали крымских татар согласиться на российские условия.

Религиозная жизнь России подчинена российской имперской идее. Там нет религиозной свободы, хотя она и декларируется. Есть списки запрещенной литературы, где процентов 70 составляет именно мусульманская литература. Наряду с литературой действительно экстремистского характера, туда попадают и классические произведения. Например, более года был запрещен популярный русскоязычный перевод Корана, сейчас запрещены молитвенник «Крепость мусульманина», а также популярный и авторитетный сборник хадисов «Сады праведных».

В Украине значительно больше религиозной свободы, государство не давит на религиозные организации и не заставляет верующих работать под диктатом контролирующих органов. Поэтому мусульмане чувствуют свободу, мы сами для себя решаем, как нам развиваться, какие нужны программы и учебные заведения. В России запросто могут демонтировать мечети, в Украине такого не было. К тому же, в РФ значительный уровень исламофобии на бытовом уровне, в Украине с этим тоже все намного лучше.

Да, но Россия — это в значительной мере страна с автохтонными народами, которые считаются мусульманами. То есть, она в значительной степени мусульманская страна.

— Какая там она мусульманская страна! Большинство мусульман РФ — достаточно «совковые», у которых вся религиозность на уровне поминальных обрядов. Над мусульманами РФ очень много работали, чтобы не было поддержки национальных движений, например, в том же Татарстане. Российские силовики подавили движение татар к самоопределению, репрессируют всех — и религиозных, и национальных активистов. Поэтому назвать РФ страной, где мусульмане что-то значат и на что-то влияют, нельзя.

Есть еще Северный Кавказ, который в значительной мере населен мусульманами.

— Жизнь в этой местности, если это так можно назвать, такая, что очень много людей выехало или выезжает в другие страны. Там или одобрительно относишься к политике России, или можно исчезнуть или быть убитым под предлогом борьбы с терроризмом. Проявления религиозной и национальной самоидентификации подавляются. В Украине не надо никого подавлять, потому мусульмане страны интегрированы в общество, нас здесь меньшинство, репрессий нет, есть широкие права и возможности. Мы движемся в направлении, чтобы чувствовать себя частью украинской политической нации разноэтнического происхождения.

Об этническом происхождении украинских мусульман. Есть крымские татары, но не только они мусульмане?

— Крымские татары всегда держатся отдельно даже среди мусульман Украины. Это их механизм самосохранения. Даже еще во времена Украины в Крыму крымские татары решили, что проповеди в мечетях Крыма должны быть исключительно на крымскотатарском языке. Это вызвало определенные вопросы со стороны других мусульман, которые не понимали язык. Все остальные интегрируются друг с другом. Это интересный процесс, который позволяет нам спрогнозировать будущее мусульман Украины. Думаю, скорее всего, будут мусульмане, которые станут частью украинского общества и отдельно мусульмане-крымские татары. Крымские татары хотят иметь отдельные мечети, отдельные общины и, возможно, объединения. Лидеры крымскотатарского народа говорят, что нужно отдельное духовное управление в Украине — именно для крымских татар. Все остальные мусульмане принадлежат к разным этносам. Первое: татары-переселенцы из Волжско-Уральского региона. Второе: мусульмане турецкого происхождения: турки-месхетинцы или турки, переехавшие жить в Украину. Третье: мусульмане арабского происхождения. Четвертое: много мусульман с Кавказа и из Центральной Азии. Сейчас это сообщество интегрируется. Все большую роль начинают играть этнические украинцы, которые стали мусульманами. Эти группы сближаются, часто смешанные браки способствуют этому. Думаю, что через одно-два поколения мусульмане Украины будут выступать как некая целостная фракция украинского общества.

Мы знаем, что на Ближнем Востоке идет противостояние между шиитами и суннитами. Это противостояние ощущается среди мусульман Украины?

— Нет. Украинская умма не чувствует противостояния между суннитами и шиитами. Шиитов у нас немного. Есть общины в Киеве и Харькове. Шииты — это преимущественно азербайджанцы. К сожалению, большинство азербайджанцев достаточно слабо религиозны. Также Азербайджан официально держит нейтралитет в этом конфликте. Поэтому из-за того, что у нас мало шиитов, они не очень религиозные, а политически азербайджанцы не принимают участия в конфликте, в Украине такого противостояния не чувствуется.

У нас происходит поляризация по линии сунниты и хабашиты. Хабашизм — это новейшее направление, возникшее в ХХ веке. Их основатель — из Эфиопии, но распространил свое учение в Ливане. Затем через студентов-арабов учение попало в Украину. У нас есть Духовное управление мусульман Украины, где фактически верующим проповедуется и прививается учение хабашитского направления. Они не очень доброжелательно относятся к традиционным мусульманам-суннитам, считают себя правильными мусульманами, а других недостаточно правильными. Это не ощущается на уровне всей страны, но внутри мусульманской уммы все знают о не очень теплых отношениях между суннитами и хабашитами Украины.

Мы слышали о недавних терактах в мусульманских странах: Турция, Саудовская Аравия, Пакистан, Ирак. Что происходит и почему во время Рамадана?

— Сторонники радикальных организаций считают, что мусульмане, которые не помогают им, — грешники. Считают, что если они воюют за какие-то свои идеи, при этом прибегая к террору, то все мусульмане должны их поддерживать. Все удары направлены не против рядовых мусульман, которые становятся случайными жертвами, а против конкретных стран. «Исламское государство» использует терроризм для того, чтобы власти Турции и Саудовской Аравии не препятствовали им распространять своё влияние.

Что делать с «Исламским государством» в Сирии и Ираке? Когда против них воюет светско-христианская страна, то это можно легко подать как «нападение крестоносцев».

— Думаю, нужно выбивать идеологическую базу. «Исламское государство» может воевать только «пушечным мясом». Когда люди перестанут их поддерживать и погибать за их идеи, то им конец. Мусульмане должны сами с этим справиться.

Насколько велика вероятность того, что Кремль будет создавать, например, в Крыму радикальные организации, куда будут привлекать молодежь, а потом разбираться с ними?

— Россия так не работает. Они быстро пресекают деятельность любых неподконтрольных им организаций. У себя в стране они это не поддерживают, но за пределами РФ — да. Определенные движения они поддерживают и в Украине, инвестируют в них деньги. Но этих людей, если они поедут с такими же идеями в Россию, или посадят, или депортируют. В РФ пытаются конструировать таких мусульман, которыми Кремль может легко управлять. Сказали ехать на Донбасс драться с «бандеровцами» — поехали. Я таких людей видел.

Со стороны Украины также были подразделения, состоящие из мусульман. Что это за люди, какие нации представляют?

— Это были добровольческие подразделения. Они хотели держаться в военной структуре отдельно как мусульмане. Были батальон «Крым», батальон имени Джохара Дудаева и другие. Всё это не получило поддержки со стороны государства, военных разбросали по другим воинским частям. Военные батальона имени Джохара Дудаева, насколько я знаю, сейчас в батальоне «Киев-2», батальон «Крым», который в 2014 году принимал участие в боях за Саур-Могилу, был расформирован. У нас в государстве такая политика, чтобы не было отдельных мусульманских воинских подразделений.

А какие народы среди мусульман воюют на стороне Украины?

— Я общаюсь с имамами-капелланами ВСУ, они говорят о разных людях. Есть татары, чеченцы, крымские татары, азербайджанцы и мусульмане-украинцы. Даже одного мусульманина уйгурской национальности знаю. Очень разные.

Источник: ONLINE.UA

Теги: 
шииты
сунниты
Саид Исмагилов
муфтий
крымские татары
Донбасс
Крым
реперссии
турки-месхетинцы
хабашиты

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/intervyu/v-ukraine-musulmane-chuvstvuyut-svobodu-sheyh-said-ismagilov