Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Имя Агатангела Крымского замалчивалось по идеологическим соображениям

Имя Агатангела Крымского замалчивалось по идеологическим соображениям

14.07.2015

Агатангел Ефимович Крымский (1871—1942 гг.) считается одним из величайших ориенталистов в истории мировой филологии, одной из самых высокообразованных фигур своего времени. Всю свою жизнь он с любовью строил «мост» между двумя мирами — украинской культурой и культурой народов Востока. Его имя утверждено XVI сессией Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО в перечне выдающихся деятелей мира.

В СССР имя Агатангела Ефимовича Крымского долгое время замалчивалось по идеологическим причинам. Первое упоминание о личности ученого эпохи «расстрелянного возрождения» появилось лишь в 1980 году.

Десять интересных фактов из жизни выдающегося крымского ориенталиста опубликовал Avdet.

1. Ученый в 1905 году издал перевод Корана с арабского на русский язык и сопроводил перевод научным комментарием. В интеллигентных кругах того времени было престижно «изучать Коран по Крымскому».

2. По разным данным, Крымский владел более чем 60 языками.

3. Своими близкими крымскотатарскими коллегами А. Крымский считал Османа Акчокраклы и Бекира Чобан-заде. Среди крымских друзей Агатангела Ефимовича был молодой тогда революционный поэт Абдулла Лятиф-заде. У Агатангела Крымского было много учеников-крымских татар. Среди них был исламист и историк Якуб Кемаль, который заведовал в то время Восточным музеем в Ялте. Он исследовал суфизм, одну из любимых тем Крымского.

4. Среди заслуг Крымского следует отметить его вклад в изучение языка, литературы и культуры крымских татар. Он поддерживал отношения с Исмаилом Гаспринским и в своих исследованиях часто ссылался на его работы. А Гаспринский, в свою очередь, переводил и публиковал статьи Крымского в «Терджимане». Агатангел был знаком с писателем, ученым и педагогом Османом Акчокраклы (1878–1938), ученым-тюркологом, профессором и поэтом Бекиром Чобан-заде (1893–1937), поэтом Абдуллой Лятиф-заде (1890–1937), а одним из учеников Крымского был историк, исламовед, заведующий Восточным музеем в Ялте Якуб Кемаль (1885–1939).

5. Кроме того, Крымский был автором всех важнейших статей, посвященных культуре народов Ближнего Востока, которые были помещены в энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

6. Агатангел Крымский написал фундаментальный труд «Страницы истории Крыма», состоящий из пяти частей — «Татары», «Очерк истории Крымского ханства», «Хронологическая таблица крымских ханов», «Чуфут-Кале», «Про судьбу украинских пленных в Крымском ханстве». Провел основательное исследование «Литература крымских татар» и дополнение к нему «Антология крымскотатарских поэтов».

7. Существует две версии происхождения Агатангела Крымского. Согласно первой, он был выходцем из этнографической группы татар-липок, поселившихся в XIV — XV вв. на землях современных Литвы, Беларуси, Польши, Украины и Молдовы и исповедовавших преимущественно ислам-суннизм. По второй версии, ученый имел крымскотатарское происхождение.

8. Сам Крымский идентифицировал себя крымским татарином. Как вспоминал ученый в 1915 году в интервью корреспонденту газеты «Терджиман», его родословная берет начало с древнего крымскотатарского рода из Бахчисарая. Один из его предков приходился родней крымскому хану, наследнику могучего Батыя, и был муллой. В 1696 году после конфликта с ханом, спасаясь от его мести, прадед А. Крымского вынужден был бежать из Бахчисарая и поселиться на территории современной Беларуси. Оказавшись в окружении чужого народа, он принял христианскую веру. А учитывая то, что он был выходцем из Крыма, окрестили его Крымским.

9. В конце 20-х годов Крымский подвергался гонениям как украинский «националист» и был отстранен от научной деятельности. Впоследствии советские власти объявили его «идеологом украинских националистов», «главой националистического подполья». Ученого обвинили в антисоветской националистической деятельности. Он был арестован и заключен в Кустанайской (ныне Казахстан) общей тюрьме № 7, славившейся своим жестоким режимом и жестокими пытками.

10. 25 января 1942 г. Агатангел Ефимович умер в тюремной больнице, по одной версии — от истощения, по другой — в результате жестоких пыток.

Теги: 
Агатангел Крымский
Крым
ориенталист
филолог
перевод Корана
гонения
Осман Акчокраклы
Бекир Чобан-заде
Абдулла Лятиф-заде
исламовед
Якуб Кемаль
суфизм
Исмаил Гаспринский
Терджиман
ученый-тюрколог
культура народов Ближнего Востока
татары
Крымское Ханство
Чуфут-Кале
крымскотатарская литература

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/imya-agatangela-krymskogo-zamalchivalos-po-ideologicheskim-soobrazheniyam