Сталинская эпоха отмечена масштабными социальными потрясениями. Широко известны эксперименты в экономике и политике, искалечившие жизни миллионов граждан голод и массовые репрессии. «Отец народов» руководствовался при этом теорией классовой борьбы и официально перестраивал социальную структуру общества.
Однако национальный аспект в этих жутких проектах несомненно присутствовал, равно как и аспект религиозный, хотя о последнем вслух вообще предпочитали не говорить.
Депортации — яркий тому пример. Органы госбезопасности организованно переселяли целые этносы и народы на другие земли, в заведомо худшие условия. Власти к тому же не стеснялись прикрывать это ложными пропагандистскими лозунгами.
В Сталинских депортациях выделяют две волны: до начала Великой отечественной войны и после 1941 года.
Они радикально разнятся в плане причин,
Первая волна — депортированы:
1. Финны — 1935 г. — из приграничных районов Карелии и Ленинградской области.
2. Поляки и немцы — 1935 г. — из приграничных Киевской и Винницкой областей УССР.
3. Корейцы и китайцы — 1937 г. — из приграничных районов на Дальнем Востоке.
4. Курды — 1937 г. — попали под «очищение приграничных полос» на Кавказе.
5. Иранцы — 1938 г. — из пограничных районов Азербайджана.
6. Поляки — 1940 г. — из новоприсоединенных земель УССР (Гитлер и Сталин накануне разделили Польшу).
В целом, было охвачено около 580 тыс. человек, большинство — поляки и корейцы.
Во всех случаях объявлялся благовидный предлог: улучшение охраны государственной границы.
Спецслужбисты же знали, что приграничные полосы очищаются именно от «неблагонадежного элемента» — все депортированные (кроме курдов) имели национальные государства за пределами СССР и считались потенциальными шпионами. Огромные общины курдов проживали в Иране и в фантазиях НКВД могли работать на это государство.
Особенности первой волны депортаций:
— охватывала не народ целиком, а лишь компактные группы в приграничной зоне;
— на сборы населению давали около 10 дней, некоторым удавалось незаметно уехать.
Депортации довоенного периода — жестокие репрессивные действия государственной машины, однако с народами второй волны депортаций кровавый режим обойдется еще хуже. И среди них будет много мусульманских народов.
Вторая волна — депортированы:
1. Немцы, венгры, греки, румыны, болгары, финны — все представители этих народов на территории СССР (1 200 тыс. человек) после начала Великой отечественной войны считались шпионами и подлежали выселению с давно обжитых мест.
Мера, несомненно чудовищная, в то время считалась оправданной, поскольку Румыния, Венгрия, Болгария, Финляндия, Греция были номинальными союзниками Гитлеровской Германии.
2. Карачаевцы —
3. Калмыки —
4. Чеченцы и ингуши — 1944 г. — около полумиллиона человек — с территории
5. Балкарцы — 1944 г. — более 37 тыс. человек — из
6. Крымские татары — 1944 г. — весь народ целиком (около 200 тыс. человек) — с территории Крымской АССР. На спецпоселениях в первые два года только по официальным советским данным погибла четверть депортированных. Реальная цифра была больше.
7.
Всех депортируемых, как и в случае первой волны, вывозили в республики Средней Азии, иногда в Сибирь.
Однако на сборы давались уже не недели, а считанные часы. Меры отличались жестокостью. В документах спецслужб о чеченоингушской операции отмечались факты «самочинных расстрелов старух, больных, которые не могли следовать, иногда детей». Перевозили людей в «телячьих» вагонах, редко кормили и поили, никакого медобслуживания предусмотрено не было. Фиксировались вспышки тифа, малярии. Цитата из воспоминаний переживших депортацию крымских татар: «Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: „Трупы есть?“. Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей — в окно…».
Дальше было не лучше. Зачастую людей просто выгружали в пустой степи. Им присваивался статус «спецпоселенцы»,
Особенности второй волны депортаций:
— молниеносное проведение;
— охвачены не отдельные компактно проживающие общины, а народы целиком;
— представители наций
Однако НКВД был богат на выдумки, особенно, когда это касалось фабрикации осуждений. Он обвинил целые нации в предательстве в пользу врага.
Случаи сотрудничества с фашистскими властями были среди всех народов, попавших под оккупацию. Но вместо наказания отдельных коллаборационистов были репрессированы народы в полном составе (это относится именно к мусульманам — депортация калмыков, к примеру, была не настолько тотальной). На спецпоселения депортировали даже солдат с фронта, если они имели национальность
Почему Сталин, «Отец народов», массово депортировал коренные мусульманские народы Северного Кавказа и Крыма?
Формальная причина о поголовном предательстве — нонсенс. Ищем реальную мотивацию.
Довоенная волна депортаций мусульман не затронула,
Для Сталина депортации мусульманских народов Северного Кавказа стали очередным этапом в укреплении власти Кремля в этом регионе. Его действия напоминают стратегию российских царей, но в заостренной до максимума форме.
Сворачивание политики свобод национальных меньшин в широком смысле началось еще до 1941 года. Депортация произошла бы рано или поздно — фашистская оккупация только ускорила решение Сталина. Это было звено долгой цепочки.
Цари реконфигурировали население путями ликвидации непокорных, переманивания верхушки, переселением на Кавказ русскоязычных.
В
Радикальный настрой начать с чистого листа именно в случае мусульманских народов доказывает и ход
Сталин очень спешил. На паранойю указывают время проведения депортаций - война с Гитлером еще не закончилась, и фронт настолько нуждался в бойцах, что там воевали даже подростки. Но при этом Кремль находит возможность задействовать сотни тысяч силовиков и взрослых солдат для проведения депортаций!
Перевоспитание народов являлось частью государственной политики. Советской религией стал коммунизм. И вкладывать его в головы возможно только очистив их предварительно от других религий. В случае мусульман это было особенно тяжело.
Сталин не искал сложных путей и любил радикальные меры. Оторванные от родины и искалеченные новыми условиями народы перевоспитать казалось проще.
Возможность вернуться домой у депортированных народов появилась спустя десятилетия, и то не у всех. Однако шрамы в исторической памяти сгладить невозможно.
А.Мартынова, специально для «Ислам в Украине»