Возможно ли примирение? Религиозное измерение ситуации на Востоке Украины

Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов
Саид Исмагилов: Я заметил, отношения между единоверцами из Украины и России испортились практически у всех религий и конфессий
Возможно ли примирение? Религиозное измерение ситуации на Востоке Украины
Круглый стол «Религиозное измерение ситуации на Востоке Украины»
Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов
Возможно ли примирение? Религиозное измерение ситуации на Востоке Украины

Религия несет в себе мощную возможность примирения, что помогло бы «сшить» страну. Об этом шла речь в ходе обсуждения религиозной ситуации на Востоке Украины, где участники обеих сторон конфликта идут в бой «с молитвой на устах».

О возможных путях выхода из ситуации, сложившейся в Украине, говорили участники круглого стола «Религиозное измерение ситуации на Востоке Украины», который состоялся в Киеве во вторник, 21 июля.

Организаторы поставили цель объединить усилия специалистов-религиоведов и представителей различных религиозных течений для анализа и разработки стратегий, которые бы помогли выйти за пределы конфликта и переключиться на роль миротворцев. Инициаторами данного процесса стали Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации совместно с Центром исследования религии Национального педагогического университета им. Драгоманова.

Для понимания сложившейся ситуации были озвучены некоторые данные. Так, в начале 2014 года в регионе Донецкой и Луганской областей действовали 1795 религиозных организаций. Сейчас отследить их количество невозможно. За это время служители и верующие, занимавшие активную проукраинскую позицию, были вынуждены покинуть оккупированные территории. Часть религиозных общин до сих пор функционирует, «балансируя на грани» и акцентируя внимание так называемых «властей» на том, что они занимаются сугубо религиозной практикой. Распределение настроений в среде верующих нельзя назвать однозначным, так как вместе с имеющими патриотическую позицию были и те, кто опирался на идеологию сепаратистов и сразу проявил открытую поддержку. Кроме «Русской православной армии» в регионе активизировались представители «догналитов». Полностью покинули оккупированные территории представители УГКЦ и УПЦ КП; фактически не осталось представителей иудаизма.

Вопрос перерегистрации религиозных общин на неподконтрольных Украине территориях, который уже поднимают боевики, решить невозможно из‑за отсутствия там какого-либо законодательства в этой сфере. Однако представители новой «власти» обещают, что уже через месяц будут и новые законы, и новая «Конституция». Члены некоторых протестантских общин сами задавали подобные вопросы, поскольку обеспокоены судьбой своих помещений и имущества, которое никак не защищено.

По словам очевидцев, лидеры-идеологи, действовавшие во времена появления «ДНР» и «ЛНР», сейчас ушли в тень. Продолжается борьба и между основными политическими игроками внутри самопровозглашенных «республик», которую вряд ли полностью контролируют высшие кураторы. Все это происходит на фоне крестных ходов вокруг Донецкой ОГА и перестрелок прямо в городе.

Как сказал доктор философских наук, вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение» Михаил Черенков, Донбасс стал единственной раной и руиной. «Проукраинские вынужденные переселенцы из числа протестантов вряд ли вернутся туда, а те, что остались, вряд ли снова наполнят церкви», — заметил он.

Своими впечатлениями от завершившейся встречи религиоведов, богословов и священнослужителей поделился муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов, рассказавший о ключевых вопросах обсуждения и о том, какие предлагались сценарии развития событий и пути выхода из противостояния. По словам шейха Саида одним из главных вопросов был следующий: «Готовы ли религиозные организации инициировать процесс примирения с единоверцами с „той стороны“? Ведь кто, если не мы, может быть той последней нитью контакта, чтобы достичь если не примирения на основе высших, божественных ценностей, то хотя бы снижения градуса ненависти?»

— Что мне понравилось в ответах и рассуждениях представителей православия, протестантизма, Ислама и буддизма, так это твердая позиция: мы не отделяем вопрос Донбасса от вопроса Крыма, — заметил муфтий. — Оккупация Крыма не должна выноситься за скобки, и проблема следует рассматривать в полном объеме. Я вижу тенденцию, которую сейчас навязывают: давайте забудем про Крым и будем говорить исключительно о Донбассе. Нет, уважаемые! Так не будет, у нас хорошая память, и мы, на всякий случай, все записываем. Поэтому когда вопрос дойдет до снижения градуса невосприятия, то он будет касаться не только «той стороны» на Донбассе, но и «той стороны» в Крыму.

Как рассказал Саид Исмагилов, на заданный организаторам круглого стола вопрос: что они понимают под примирением, и в каком формате оно предполагается, и с кем — присутствующие «вразумительного ответа не услышали».

— Я заметил, отношения между единоверцами из Украины и России испортились практически у каждой из религий. За редким исключением, о котором вы все знаете, — говорит шейх Саид. — Невозможен или чрезвычайно конфликтен и сложен диалог даже на уровне глав одной и той же конфессии. Прозвучал интересный пример. Одна из деноминаций отправляет из России гуманитарную помощь на оккупированную территорию, маркируя ящики надписью «Помощь братьям Новороссии». Украинские единоверцы просят: «Уберите слово „Новороссии“.

Пишите общепринятое, неполитизированное название, например, „Донбасса“». Россияне отвечают, что для них это принципиально, и отказываются помогать. Вот и ответ на вопрос, участвуют ли церкви в политике, раз официальная риторика российских властей для конфессии важнее, чем уважение единоверцев. Ведь, я уверен, конечному получателю все равно, что написано на ящике с гуманитаркой. Его больше интересует, что внутри.

В отношении предложенного подхода «понять и простить» муфтий ДУМУ «Умма» также имеет свое мнение:

— Примирение и прощение — принцип всех религий. Однако, для этого есть определенные условия. От имени других говорить не буду (не моя компетенция). Скажу об условиях примирения и прощения у мусульман. Их четыре: честно признать свою вину и раскаяться перед Богом за содеянное; просить прощения у Всевышнего и у пострадавшей стороны; декларировать намерение больше не совершать ничего подобного; вернуть потерпевшей стороне все несправедливо отнятое, — настаивает муфтий и замечает:

— Сколько из этих четырех пунктов выполнила противоположная сторона? Я не вижу ни одного. А Божьего и людского прощения не будет, пока не выполнены все эти четыре обязательных пункта! — утверждает шейх и заявляет:

— Да, мы готовы понять и простить — только верните несправедливо, насильно отнятое! Вооруженному маньяку-грабителю не поможет раскаяние — до тех пор, пока он с удовольствием пользуется награбленным и подумывает, где бы еще кого ограбить!

Как замечает Саид Исмагилов, пока непонятно, где та отправная точка для возможного поиска путей примирения:

— Совершенно не ясно, где искать дно, от которого можно оттолкнуться. Симфония церквей и государства в соседней стране дает свои плоды: они жестко интегрированы в государственную политику, поэтому даже слово «Новороссия» на ящиках с гуманитаркой для них принципиально важнее, чем добрые отношения с единоверцами, — говорит муфтий.

Слова муфтия ДУМУ «Умма» процитировала и Религиозно-информационная служба Украины (РИСУ). 

— Сохраняется ощущение покинутости как со стороны государства, так и со стороны религиозных лидеров. Сами же религиозные общины очень мало знают о ситуации, а тем более не могут ее контролировать, поэтому речи о диалоге пока нет. Очень силен миф о том, что Украина не вернется на Донбасс, — добавляет муфтий ДУМУ «Умма». — Многие люди верят в сценарий присоединения территорий к Российской Федерации, ожидая новые потоки финансов, «как в Москве». Четыре священнослужителя из духовного управления были вынуждены переехать на украинскую территорию. Как говорить о примирении тем, кого репрессировали? А хочет ли другая сторона такого же пути к миру? Особенно когда градус агрессии постоянно подогревается. В диалоге должны участвовать двое, а без этого менять что‑то трудно, — добавляет Саид Исмагилов.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.