Прошел год после аннексии Крыма. О реалиях современной общественно-политической и экономической жизни полуострова написано немало. А как проходит жизнь религиозная? В украинском кризисном медиа-центре состоялся круглый стол «Религиозные общины в Крыму: нарушение прав и преследования по политическим мотивам». В мероприятии приняли участие муфтий Духовного управления мусульман Украины Умма Саид Исмагилов, Архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий, украинский религиовед, ведущий научный сотрудник Института философии им. Г. Сковороды НАН Украины Александр Саган и пастор протестантской церкви «Новая жизнь», епископ Анатолий Калюжный.
Интересным фактом поделился, например, религиовед Александр Саган. По его словам, в этом году в Крыму на пасхальное богослужение пришло гораздо больше православных чем в предыдущие годы.
- Известно, что и в мечетях полуострова количество верующих увеличилось. Итак у людей, которые остались в оккупированном Крыму усилилась тяга к Богу. Но, к сожалению, это единственная положительная новость с полуострова.
90% религиозных общин всех конфессий не прошли регистрацию
Архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий рассказал, что сейчас в Крыму действует только 10 общин православной церкви Киевского патриархата. Три храма было захвачено так называемой самообороной Крыма. Наиболее громкий случай произошел в поселке Перевальном под Симферополем. Еще пять общин потеряли возможность пользоваться помещениями, в которых они проводили богослужения, потому что владельцы, чувствуя давление со стороны власти, попросили их покинуть. Такие случаи зафиксированы в Керчи и Судаке.
- Самая большая проблема, лежащая на поверхности это вопрос регистрации религиозных общин. Российскими властями относились сроки - сначала 1 января этого года, затем 1 марта, а потом дату отодвинули до 1 января следующего года. Отметим, что на 1 января текущего года лишь несколько десятков религиозных общин Крыма прошли регистрацию по российскому законодательству. Более 90% общин всех конфессий ее не прошли. Причина в том, что это очень сложный процесс, а еще зарегистрировать религиозную общину по российскому законодательству могут только граждане России. В отличие от украинского законодательства, где осуществлять религиозную деятельность община может без регистрации и даже уведомления органов власти.
Многие проблемы у тех, кто не воспринимает того, что произошло с Крымом, кто не считает, что Крым это российская территория, считают, что события прошлого года - это оккупация, кто убежден, что Крым - это Украина. Особенно у тех верующих, которые являются гражданами Украины, но живут в Крыму, остаются верующими, остаются служителями. Общины Киевского патриархата остаются в подвешенном состоянии. Мы как церковь не принимаем факт оккупации Крыма и поэтому регистрацию по российскому законодательству мы не видим необходимой. А от этого возникают практические проблемы. Например, невозможно без регистрации иметь банковские счета, оплачивать коммунальные и другие платежи. Есть проблемы правом собственности и пользования имуществом, в первую очередь неподвижным.
Оказывается психологическое давление на священнослужителей и верующих со стороны спецслужб, в первую очередь ФСБ. Вызывают на беседы по поводу лояльности к России. И не только те спецслужащие, которые отвечают за религиозное направление, а и отдел Е, так называемый отдел по борьбе с экстремизмом. Были отдельные случаи, когда сотрудники приходили в храм в начале богослужения, то записывали в блокнот и последними уходили со службы. Понимаете, как чувствовали себя верующие и священники, - рассказал Архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий.
По его словам, Украинская православная церковь в Крыму всегда была не только религиозной, но и национальной структурой. Сейчас УПЦ единственный действующий очаг украинской культурной жизни. УПЦ постоянно подчеркивает и на международной арене и внутри Украины, что Россия, которая де факто контролирует Крым, имеет ряд обязательств по международным соглашениям, в частности относительно соблюдения прав национальных и религиозных меньшинств.
- Сейчас наши верующие оказались в состоянии меньшинства. Надо защитить право человека на самоопределение, свободу совести и национальную идентичность в оккупированном Крыму. Но рано или поздно мы надеемся, что Крым вернется в состав единой Украины, - подытожил религиозный деятель.
В Крыму нет такой религиозной свободы как в Украине
Муфтий Духовного управления мусульман Украины Умма Саид Исмагилов отметил, что за последние полгода давление на мусульман Крыма продолжается и является достаточно ощутимым. По определенным причинам полуостров были вынуждены покинуть уже примерно 20000 крымских татар-мусульман, которые переезжают в другие регионы Украины.
- Это разные слои. То есть это и деятели крымскотатарского Меджлиса, которые вынуждены были выехать после ряда арестов, допросов и задержаний. И верующие, которые выезжают по своим религиозным убеждениям, так как в России и в оккупированном Крыму нет такой свободы религиозной деятельности, которая есть в Украине. Декларативно могут существовать независимые общины, но фактически мусульманские общины не регистрируют. Также переезжают из Крыма те крымские татары-мусульмане, которые вынуждены покинуть Крым из-за своих национальных убеждений, особенно семьи тех, кто находится в рядах вооруженных сил Украины. Есть определенное количество мусульман, которые не предали свою Родину, они в армии. К сожалению, их семьи разыскивают и они были вынуждены вывезти свои семьи из Крыма из-за опасности. Поток беженцев продолжается, хотя и не так массово, как в первый год. Национальные лидеры призывают оставаться в Крыму, не покидать Родину, в которую они вернулись после депортации. Крымские татары стремятся несмотря ни на что остаться на своей родной земле.
Вы все хорошо знаете, что прекратили свою деятельность крымскотатарский национальный телеканал АТR, радио «Мейдан» и детский Lâle, которые власть не перерегистрировала по нормам российского законодательства. АТR был очень либеральным каналом, почти единственным источником свободы слова в Крыму. Это стало мощным ударом по национальной религиозной общине.
Мусульманам Крыма прозрачно намекнули о форме проведения дня национального траура, который традиционно отмечается 18 мая в День депортации крымскотатарского народа. Это было поминальное мероприятие, когда верующие из всех частей Крыма съезжались в Симферополь, чтобы помянуть родственников, погибших во время сталинской депортации, когда погибла почти треть народа. Татарам намекнули, что все эти меры надо делать приватно, или по домам или в мечетях. Официального запрета пока еще не было, но достаточно вспомнить 18 мая прошлого года, когда даже военные вертолеты подняли в воздух, и они кружили над площадью, запугивали людей, собравшихся отметить очередную дату депортации.
Сейчас в Крыму используется новая тактика, когда полиция и военные окружают целый населенный пункт и проводят обыски. Большинство людей уверены, что это акт устрашения, мол никто не убежит.
Продолжают происходить обыски в религиозных, в том числе и учебных заведениях. К сожалению этому способствуют некоторые мусульмане Крыма, которые первыми предали Украину. Большинство из них относятся к хабашитскому движению в исламе. Они провозгласили свой, так называемый Таврический муфтият и очень активно обвиняют религиозных и национальных деятелей в том, что они проукраинские, нелояльные к России. Даже обвиняют в экстремизме и совершенно безосновательно. После таких обвинений происходят обыски. На прошлой неделе состоялся обыск в медресе в поселке Кольчугино.
Так случилось, что любая община, мечеть или учебное заведение для легального существования в Крыму должна перерегистрироваться в составе официально зарегистрированного религиозного центра. Как независимая община, или как община, функционирующая в составе центра зарегистрированного в Украине, работать почти невозможно, выполнять свое религиозное служение очень трудно. Поэтому пока мусульмане Крыма находятся в неопределенном состоянии, надеются на либерализацию и терпимость к мусульманам. Но все понимают, что особое давление испытывают проукраинские религиозные сообщества из-за того, что они не захотели предавать свою страну. А настоящий верующий не может быть предателем. Верующий человек верный во всем: и верный Богу, и своей религии, и Родине, и гражданству и всему, чему он поклялся быть верным. Мы надеемся, что Крым вернется в состав Украины и там дальше будет развиваться и религиозная, и национальная, и культурная жизнь по демократическим и толерантным законам Украины, - отметил Саид Исмагилов.
По его словам, крымские общины духовного управления мусульман Украины Умма прекратили свою деятельность из-за нежелания перерегистрироваться по российскому законодательству.
Протестантскую церковь в Крыму ждет подполье
Епископ Анатолий Калюжный утверждает, что в 2014 году в Крыму было 2083 религиозные общины разных конфессий. Протестанты, учитывая религиозную свободу, которую дала Украина, имели успех в Крыму. На полуострове было 20% всех протестантских церквей Украины. Только в Севастополе их было 27. После аннексии ни одна протестантская община еще не получила полноценной регистрации в Крыму.
- Началась индивидуальная обработка спецслужбами лидеров церквей. Протестанты всегда были чужими для России, их считали проамериканскими церквями. В Крыму мы много, что потеряем. Если человек имеет украинский статус или гражданство по сути он не может служить пастором. Должен или покинуть Крым или приостановить религиозную деятельность.
Протестантские общины, если не будут зарегистрированы, теряют юридический статус и не смогут снимать помещение. 30% общин ведут богослужение в арендованных помещениях, - рассказал епископ Анатолий Калюжный.
Как отметил пастор, происходит вытеснение протестантизма с полуострова. На протестантскую церковь в Крыму ждет путь в подполье, за исключением служителей, «кого удастся сломать», кто будет сотрудничать с властями. По его словам, международные медиа и мировое сообщество должны обратить внимание на эту ситуацию.
- Только огласка, и информация на весь мир может как-то сдержать российскую власть, которая идет на уничтожение проукраинских религиозных общин, - завершил епископ.
Проблема без юридического решения?
Подытожил все вышесказанное украинский религиовед Александр Саган.
- Проблема функционирования религиозных организаций в Крыму фактически не имеет юридического решения. Ни законодательство России, ни законодательство Украины не имеют понятий аннексированных территорий. Если религиозная община даже захочет зарегистрироваться в соответствии с российским законодательством, она вынуждена будет вписать фразу, которая никогда не воспринимается церковью, что Крым является Россией.
Этот вопрос не имеет и церковного решения. Есть жесткая позиция российских властей о том, что юрисдикция должна быть только российской. В этом остром вопросе вряд ли найдется межцерковное согласие.
Поэтому проблема функционирования религиозных общин в Крыму имеет единственное, политическое решение. К сожалению государство Украина пренебрегает этим политическим фактором. Мы должны жестко ставить вопрос о том, что Российская федерация должна выполнять все те международные договоры, которые она уже подписала и обязалась выполнять. И это касается не только религиозных общин, но и общественных организаций, украинских и крымскотатарских школ и национально-этнических обществ. Они сейчас на грани уничтожения.
Государство Украина должно немедленно инициировать обращение в международные инстанции, а также в РФ. Эти вопросы должны иметь системное решение, чтобы все видели, что государство Украина заступается за тех, кто ее поддерживает - считает Александр Саган.
По его словам, Украина должна разработать стратегию, по защите базовой свободы - свободы совести, стратегию поддержки религиозных общин Крыма. И в мире разработано много механизмов для ее защиты, нам нужно только воспользоваться этим опытом.
Игорь Январев