Крымские татары — вчера, сегодня и завтра…

14.06.2016
Оцените статью: 
(627 оценки)
Мухамед-Али Сул...
Аватар пользователя Мухамед-Али Сулайманов

Народ, который еще в недавнем страшном прошлом был вычеркнут даже из энциклопедии народов СССР. Его хотели стереть с лица земли, даже память о нем не должна была остаться в умах людей, да и в умах самого народа. Полное забвение — вот приговор палача! Что же он сделал и что это за народ такой, снова и снова всходящий тысячами ростков из пепелища? Откуда корни его, откуда иммунитет такой «нестираемый»? Кто они такие — крымские татары или крымцы?

Со второй половины XVIII века начались хождения по мукам народа крымского, родившегося из глубин земли своей. Вобравшего, впитавшего в себя на генетическом уровне историю и культуру, искусство и быт десятков народов и этносов, пришедших в этот райский уголок с самых незапамятных времен, и получивший расцвет государственности после Менгли Гирея, да такой расцвет, что даже сегодня в музеях мира мы видим письма европейских дипломатов того времени на крымскотатарском языке. Повелители материков с конницей, подобной ветру и воинами, подобными молнии. И ханы, которые изумительным образом могли совмещать в себе поэта, музыканта и воина. Ханы, которые из личных денег строили учебные заведения, мечети, монастыри и синагоги и берегли своих подданных вне наций и конфессий.

Этнос, имевший настолько богатую культуру, что ни многовековая планомерная ассимиляция царской империи, в результате которой две трети нации были вынуждены покинуть свой родной край и уехать на чужбину, а оставшиеся жить в своем маленьком мире, обиженные и озлобленные, ни даже нечеловеческие репрессии коммунистов не смоли лишить их национальной культуры, идентичности и духа.

Гаспринский

Нельзя говорить о крымскотатарском народе, не упомянув Исмаила Гаспринского, отца тюркского мира и гения, вдохнувшего вторую жизнь в свой народ.

«Еще при жизни его заслуги были оценены так высоко, как заслуги немногих выдающихся людей в истории Планеты. Его называли „Величайшим мусульманским реформатором XIX века“, „человеком, разбудившим тюркский мир“,„инициатором политического и культурного ренессанса мусульманских тюрков“. Вся его жизнь была посвящена одной цели — просвещению тюркских народов в самых разнообразных аспектах, но, прежде всего, за счет непрерывного на протяжении нескольких десятилетий издания первой двуязычной русско-татарской газеты „Переводчик-Терджиман“.

До начала деятельности просветителя крымские татары были просто населением (благодаря столетней работе имперской машины — добавил бы я), после завершения — стали народом.

Жизнь просветителя трудно переоценить, вся она — подвиг. Особого масштаба и особого рода. Этот подвиг нельзя сравнить ни с эффективной победой полководца, одержавшего победу в сражении или войне, ни с деятельностью государственного деятеля, проведшего решительные реформы, ни с выступлением артиста, талант которого завораживает, ни с трудом ученого, сделавшего гениальное открытие. Просветитель сделал все, что могли бы сделать все они вместе — полководец, государственный деятель, артист, ученый. И больше…», — c восхищением пишет о Гаспринском в своей книге «Крымские татары и вызовы XXI века» наш современник, академик РАЕН, профессор, российский философ, историк, востоковед, основатель школы социоестественной истории Эдуард Кульпин-Губайдуллин.

Господь отправил Исмаила Гаспринского в народ в важнейший момент его жизни, чтобы дать ему второе дыхание, силы и право на жизнь, чтобы возродить в нём уснувший на сто лет иммунитет, чтобы крымские татары смогли выжить и перенести одно из самых чудовищных преступлении XX века — репрессии коммунистов.

Именно с революцией 1918 года началось беспрецедентное по своим масштабам уничтожение целой нации. Десятилетиями систематически выживалась вся интеллектуальная элита вплоть до сельских учителей, если в них была замечена хоть какая-то искорка на возрождение народа.

Но этим не закончилось…

18 мая 1944 года весь народ был огульно обвинен в предательстве и депортирован на смерть. В результате этой подлой клеветы 46,2% крымских татар погибли во время переселения и в первый год существования в резервационных лагерях. Целый народ был фактически лишен не только национально-культурных прав, но и права быть человеком! Это мы знаем не из книг, а из рассказов наших стариков, которые задыхаясь в слезах, передавали нам ту боль, обиду и желание жить…

Но Гаспринский уже разбудил народ, и его ничто не могло остановить от желания жить, развиваться и вернуться на родину, чтобы написать новую историю старого народа.

Несмотря на клевету, унижения, оскорбления, всяческие ограничения, в том числе лишение права выезда с мест резервации и тем более посещения Крыма, народ работал, учился и развивался в местах депортации. В результате многолетнего адского труда крымские татары поднялись духом, построили свои дома, выучили детей и наконец зажили «нормальной человеческой» жизнью, если конечно можно назвать «человеческой» жизнь, где у тебя нет имени, нации, родины…

Как только «на горизонте» мелькнул луч надежды на возвращение на Родину, сотни, а затем и тысячи крымских татар за бесценок оставили свои дома, нажитое имущество и начали возвращаться в Крым. К примеру, моя семья приехала в Крым и купила дом в 70-х. Их снова депортировали, разрушив дом, и они поселились в Тамани, рядом с Крымом. Также тысячи семей осели в Краснодарском крае и Херсонской области, только чтобы быть поближе к Родине.

Так прошло еще нелегких 20 лет, народ наживал себе состояние, воспитывал новое поколение. И вот, наконец, перестройка, гласность, демократия… Откуда он мог знать, что его это не касается?!

Уже давно вернулись на Родину и получили свои права чеченцы и ингуши, карачаевцы и балкарцы, «мир изменился», и все должно было быть хорошо. Но не для крымских татар…

Власти систематично, бессовестно настраивали местное население против возвращающихся на родину крымских татар. Ни глотка воды, ни прописки, ни работы, ни метра земли без крови и пота, без милицейских дубинок и «изрыгания» ненависти местных властей. Тысячи людей жили в землянках, дети наши в школах были мишенью издевательств и избиений. Как будто не было реабилитации, как будто не было перестройки, гласности, как будто ничего не было…

Однажды в Судаке на очередной «поляне протеста» — язык не поворачивается сказать «самозахват земли», так как законных путей для крымских татар не существовало — снова приехали автобусы с милицией. Наши отцы облили себя бензином, взяли газовые баллоны и тихо стояли с зажигалками в руках, смотря на толпу милиции, в несколько раз превышавшую их по численности. Власти побоялись напасть на народ, помня опыт самосожжения Мусы Мамутова под Симферополем. Эту картину можно было наблюдать в разных уголках нашей родины в те тяжелые 90-е. Потом бандитский Крым, травля, клевета…

За последние 20 лет, по большому счету, крымские татары не получили ни одного метра земли. Они не требовали ни своих домов, ни имущества. Они не беспокоили живущее население, понимая, что их вины в этом нет. Они требовали у государства клочок земли и работу — права на жизнь, как у всех…. Но нет!

Что бы там ни было, крымские татары вернулись, снова выстроили свои дома, выучили своих детей и активно восстанавливают язык и культуру, искусство и экономику.

Они хорошо понимают, что в ответе за эту землю и народы, которые на ней проживают, даже если пока они не понимают этого. И готовы своей культурой, искусством и трудом служить во благо общества и человечества, так как это завещал отец крымскотатарского народа Исмаил Гаспринский.

Мира, добра и взаимопонимания хочет крымскотатарский народ на этой земле и ничего другого. И доказательство этому — сложнейший путь мирного возвращения народа на свою исконную Родину — Крым! И чем раньше крымчане поймут это, чем раньше перестанут реагировать на всяческие подстрекательства ненасытных на хаос и насилие, с какой бы стороны они не исходили, тем раньше рука об руку все народы Крыма начнут строить свое будущее, будущее наших детей и внуков…

Источник: Басырет 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.