Часто Львов называют культурной столицей Украины. С начала оккупации этот довольно консервативный город принял немало переселенцев из Крыма и с востока Украины. Среди них и крымские татары.
О культурной и религиозной жизни крымских татар во Львове журналисту Крым. Реалии Катерине Мацюпе рассказал Алим Алиев — один из основателей «КрымSOS» и «Крымского дома во Львове».
Алим, расскажите в общем о культурной жизни крымских
— Начну с краткой предыстории. До момента оккупации Крыма во Львове жили около 20 крымских татар. Сейчас, если смотреть на количество, то это приблизительно 2000 человек во Львове и Львовской области. Сюда приехали крымские татары, которые представляют разные группы: студенты, которые перевелись в университеты, общественные и культурные деятели, которым, очевидно, в Крыму было сложно. Это также люди, которые практикуют религиозные обряды, мусульмане, представляющие разные течения ислама. «КрымSOS» — это организация, которая начала работать фактически с первых дней аннексии. Я сам до этого жил частично в Киеве, потому что там мы ее создавали. Но когда нам стало понятно, что во Львов начало приезжать много крымских татар и крымчан, возникла необходимость начать активно работать здесь. По состоянию на сегодня во Львове существует «КрымSOS» как организация, которая собирает другие инициативы по Крыму, делает разные проекты, которые касаются не только социальных вопросов (гуманитарная помощь, юридическое консультирование, психологическое консультирование, которые тоже у нас есть), но также интеграционные проекты, осуществлять которые для нас очень важно, чтобы львовяне и переселенцы, в том числе и крымские татары, были вместе, знакомились друг с другом, познавали друг друга и, таким образом, разрушали стереотипы, которые наслаивались годами. Поэтому мы начали открывать курсы крымскотатарского, украинского, английского языка, курсы крымскотатарских танцев. Мы начали работать над фестивалями, лекциями и другими событиями. Это все — интеграционная функция, она культурологическая. Мы выполняем ее вместе с «Крымским домом во Львове», эту организацию я основал вместе с моим коллегой Халилом Халиловым, он культурный деятель, который переехал из Крыма, и он занимается именно вопросом крымскотатарской культуры. Сейчас мы готовим праздник переселенцев и львовян во Львове, который состоится
Вы жили во Львове еще до оккупации. Когда возникла идея создать «Крымский дом»? До аннексии или уже после нее?
— Раньше во Львове я был соорганизатором фестиваля «Фестины крымскотатарской культуры» во Львове. Вместе с коллегами Ириной Магдыш и Олесем Дзындрой мы осуществляли его в разных локациях, немного экспериментировали. Это было мое хобби. Тогда моим основным видом деятельности были медиа. Я работал
Расскажите историю помещения для «Крымского дома во Львове» по ул. Тесленка, 4.
— В июле у местных властей уже было второе голосование во Львове о предоставлении помещения для «Крымского дома». Первое, которое было в мае, проходило без меня и было провалено. Когда мы начали узнавать почему, выяснилось, что среди депутатского большинства существует очень много непонимания по этому проекту. Мы тогда объяснили, что это не политический проект. Они думали, что это, может быть, проект Садового или это будет еще одна мечеть,
А что сейчас находится по данному адресу?
— Там была химическая лаборатория. И там больше 400 кв. метров помещения, но оно довольно неуклюже построено. Там большие широкие коридоры, которые съедают большую площадь. Как минимум треть помещения, а то и половину общей площади. У депутатов не было рациональных аргументов для отказа. И что случилось? Переселенцев поставили на одни весы с воинами АТО, а это абсолютная манипуляция. Это две разные категории людей, их нельзя сравнивать. Мы, наоборот, осуществляем здесь проекты, когда эти две группы сотрудничают, когда переселенцы делают
А как именно депутаты сравнили воинов АТО и переселенцев в данном контексте?
— Сказали так: мы воинам АТО на прошлой неделе выделили маленькое помещение, а вы хотите 400 кв. метров. На что депутат из другой фракции ответил: если наша воля, мы воинам АТО хоть завтра выделим 1000 квадратных метров в самом центре города. Для меня такое решение было непредсказуемым, потому что депутатское большинство меня убеждало, что они поняли и что они проголосуют. Знаете, что меня очень порадовало в этой ситуации, что к нам обратилось большое количество общественных местных активистов, интеллектуалов из Львова, они сказали: мы знаем, чем вы занимаетесь, мы знаем о вашей деятельности. Мы очень часто с ними в партнерских отношениях, мы готовы писать петиции, заниматься активностью. Мы точно не собираемся отступать, потому что, как по мне, это несправедливая вещь. Почему крымские татары не могут иметь свой культурный дом? Это не политическое, не религиозное, это культурное образование, а культура лежит в основе всего.
Сейчас помещение для функционирования «Крымского дома во Львове» фактически отсутствует, где происходят упомянутые вами культурные мероприятия?
— Раньше все происходило в офисе «КрымSOS», который находился в проезде Кривая Липа, большие мероприятия мы проводили у партнеров: «Музей Идей», «Дзига», «Медиатека», театр Курбаса и так далее. Сейчас такая ситуация, что «КрымSOS» переезжает из одного помещения в другое, надеюсь, уже скоро мы будем в новом помещении.
Где будет находится его помещение?
— Точно в центре, чтобы людям было комфортно доезжать.
Не так давно во Львове открыли Исламский культурный центр. Это вызвано тем, что в городе увеличилось количество людей, которые исповедуют ислам, или это было уже запланированное действие?
— «Исламский культурный центр» открыли наши хорошие партнеры, организация «Альраид», которая здесь работала много лет. Но
Алим, известно ли вам, как чувствуют себя люди, которые исповедуют ислам во Львове? Не испытывают ли они дискомфорта, предвзятого отношения к себе, ведь немало львовян исповедуют христианство?
— Знаете, для меня это было довольно вызывающим вопросом в начале оккупации Крыма, когда сюда начали массово ехать представители религиозного сообщества крымских татар. Но потом мы провели с ними
В интервью для «Тhe Ukrainians» Вы сказали, что со времен оккупации крымских татар из 73 ремесел осталось только 4. Что это за ремесла, какие из них утрачены и можно ли их восстановить?
— Прежде всего — это керамика, гончарство, вышивка золотыми нитями и чеканка — то, что сейчас восстановлено. У нас потеряна двусторонняя вышивка, это уникальная вещь, но сейчас нет мастеров, которые бы занимались этим. Также у нас есть ткачество, Мамут Чурлу, наш известный деятель, занимается этим в Крыму. Мы пытаемся приглашать культурных деятелей во Львов время от времени, чтобы они видели, что происходит здесь, чтобы они взаимодействовали с украинскими культурными активистами. Мы уже осуществляли проект «Музыкальные коллаборации», когда крымскотатарские и украинские музыканты поют, например, колыбельную на крымскотатарском и украинском языке, народные колыбельные. Насколько мелодический рисунок совпадает… Аннексия повлекла за собой очень большую трагедию для крымских татар, но, с другой стороны, сейчас мы познаем друг друга, познаем то, что мы раньше делали, больше того, крымские татары открывают сами себя заново.