Истории украинских мусульманок
Хиджаб, который ежедневно, выходя из дома, надевают сотни миллионов мусульманок, все еще является одним из элементов одежды, который не дает покоя многим политикам, «борцам за права женщин», исламофобам и радикалам в разных странах. Мусульманки в разных частях мира должны бороться за свое право носить хиджаб на работе и во время учебы, фотографироваться в платке на документы, противостоять проявлениям агрессии и травли, а иногда — масштабным пропагандистским кампаниям против хиджаба.
Украинские мусульманки совсем недавно добились законного права на фотографирование в хиджабе, однако им и сегодня иногда приходится бороться за право носить платок. Мы расспросили их о причинах, заставивших одеть хиджаб, и проблемах, с которыми они сталкиваются, соблюдая это религиозное предписание.
Райхана Кравченко, дизайнер, мастер декоративно-прикладного искусства
— Я родилась не в мусульманской семье, ислам приняла после долгого пути духовного поиска и размышлений. И еще некоторое время после того, как я произнесла «шахаду», я ходила не покрываясь. Но мало-помалу шла к решению покрыться, и оно было осознанным — так же, как я приняла эту религию самостоятельно. Это было мое личное решение. После того как я начала углубленно изучать религию, как начали постепенно приходить знания, так же не сразу, постепенно пришло осознание необходимости покрыться. Целый год я «созревала»: много читала, пыталась понять, почему платок важен лично для меня. <...> Повязать платок было легче, чем пережить реакцию близких, друзей и коллег. Но я начала выходить в хиджабе, когда уже морально была готова к этому ответственному шагу, и поэтому реакция окружения меня уже не очень задела, не волновала, поскольку хиджаб — это мое решение. Важным для меня людям я пыталась объяснить, почему это делаю… Хотя были те, кто категорически не воспринимал меня в хиджабе.
К тому же я была очень активна: занималась косметикой, была хореографом и преподавала это искусство — это было моей основной деятельностью, — но отказалась от выступлений и концертов, перестала преподавать… И люди, привыкшие ходить на мои концерты, поняли, что платок на моей голове не просто смена имиджа, но признак совсем другой жизни, поэтому критики было немало.
Мое решение принять ислам и покрыться совсем не связано с браком. Я вышла замуж гораздо позже, после того как стала покрытой мусульманкой. И для женщины ее хиджаб — это несколько больше, чем просто скромная одежда. Для меня самое главное то, что таким образом я покоряюсь Творцу, выполняю одно из Его повелений. Я делаю это, чтобы понимать, что мое повиновение дает мне гарантии поддержки в этой жизни и в будущем. Я не скажу, что это удобно в повседневной жизни, я не всегда комфортно в нем (в хиджабе. — Ред.) чувствую себя. На самом деле это во многих моментах неудобная одежда, хотя иногда очень удобно, иногда очень неудобно: она ограничивает движение, некоторую деятельность. Однако высокая цель, ради которой я одеваюсь в хиджаб, убирает все недостатки. Когда мы стремимся к чему-то высокому, мы с легкостью преодолеваем преграды. Это экзамен, испытание, но мне приносит огромное удовольствие то, что я покоряюсь Ему и что я зарабатываю награду за свою покорность и свой хиджаб. Это самое главное для меня.
Райхана уже более десяти лет не изменяет хиджабу и на несколько провокационный вопрос, может ли она представить себя без хиджаба где-нибудь на прогулке в центре города, ответила:
– Однозначно нет! Я уже воспринимаю хиджаб как часть себя. Понимаете, хиджаб это не одежда — это идеология, это проекция моего взгляда на жизнь.
Екатерина Евдокимова, дизайнер, основательница бренда Katrin KYM
Екатерина Евдокимова — основательница бренда Katrin KYM и первый в Украине модельер-мусульманка, первый украинский дизайнер исламской одежды. Украинских мусульманок она одевает уже более двух десятков лет. Наряды от Katrin KYM соответствуют всем традициям и при этом выглядят современно. Интересно, что такие наряды пришлись по душе не только последовательницам ислама, но и немусульманкам, которые охотно носят стильные, но скромные костюмы и платья, созданные дизайнером в хиджабе.
— Впервые я оделась в хиджаб довольно неожиданно для самой себя. Это было 12 августа 2000 года — день, когда я приняла ислам, и одна из сестер, Ольга Фриндак, принесла платок и предложила примерить. Я примерила — до сих пор ношу, вот уже 22 года. Кстати, признаюсь: до последнего мгновения, как платок покрыл мои волосы, я испытывала ко всевозможным платкам, палантинам, шалям на голове, вообще любым головным уборам — шапкам, шляпок и прочего — огромное неприятие сугубо по эстетическим соображениям. Мне казалось, что это портит прическу, скрывает красивые волосы девушек. Сама я почти никогда не носила головные уборы, даже зимой. То есть я на тот момент уже любила ислам, но не любила хиджаб — и тут вдруг такое! Это какое-то чудо: как только я примерила хиджаб, что-то случилось, мгновенно что-то внутри меня, моей души. Что-то очень важное, что изменило всю мою жизнь к лучшему. И отношение к хиджабу изменилось молниеносно, как какое-то озарение: насколько он мне не нравился перед тем, настолько, если не в разы сильнее, я полюбила его, пустила в сердце и душу.
Сейчас я не представляю своей жизни без хиджаба. Это не просто какая-то часть моего образа. В каком-то смысле это и есть я, это и есть моя жизнь. Мой хиджаб — это красота, достоинство, защита, совесть, оберег, советник, защитник… Это то, что заставляет отводить от меня нескромные взгляды. Это то, что не позволяет у кого-то зародиться недопустимым мнениям. Мой хиджаб — это то, что достойно представляет меня, что вызывает уважение. И это то, что не дает мне ни на миг забыть о моем долге как мусульманки жить так, чтобы моими действиями, мыслями и намерениями был доволен Всевышний.
Мой хиджаб — это моя защита. Но он и то, на что я могу опереться, на что я могу положиться. Хиджаб отвечает религиозным наставлениям, и поэтому в нем невольно проверяешь свои мысли, намерения или желания: соответствуют ли они, естественны ли для женщины, которая оделась в хиджаб и таким образом заявила о своем послушании Творцу… Поэтому хиджаб — это еще и советчик и наставник.
Елена Мироненко, глава ОО «Марьям»
— В хиджаб я оделась не сразу. Он мне тяжело дался – в том смысле, что я шла к нему три года после того, как приняла ислам. Меня никто не заставлял, даже если бы было хоть какое-то давление или принуждение, то одного из лучших в моей жизни событий, может быть, и не случилось бы, я бы никогда не пришла к хиджабу… Поэтому когда я надела хиджаб, это было только мое решение, это был мой осознанный выбор. И только когда появился мой «внутренний хиджаб», и пока я не пожелала его всем сердцем, пока не приняла его полноценно всей душой – только тогда я смогла покрыть голову платком. Почему я не сделала этого раньше? Я очень боялась, чтобы мой хиджаб без внутреннего убеждения в его потребности станет проявлением лицемерия и неискренности.
Ибо что это, как не лицемерие, когда надеваешь платок для отвода глаз, не чувствуя, что это действительно твой выбор, что действительно желаешь этого? Я не хотела делать это ради кого-то, по чьей-то просьбе, для человеческой мысли — я хотела одеться в платок тогда, когда пойму, что это мое, что я приняла хиджаб целиком, и так и случилось. Когда я почувствовала, что хиджаб – это неотъемлемая часть меня, я его надела.
Раньше меня удерживала от этого еще и мысль окружения: я росла здесь, в этом окружении, в этом доме, с этими близкими и родственниками, с этими соседями – и это крепко держало: я думала и волновалась за этих людей – как они воспримут, как отреагируют… Но когда пришло осознанное желание впитаться в хиджаб, все эти вещи стали неважны. Слава Богу, когда я приняла хиджаб целиком и оделась соответственно, люди приняли и поняли меня такой, какой я являюсь. Вот когда появился этот стержень, эта убежденность и уверенность в своем выборе, тогда и люди воспринимают тебя, потому что в тебе нет фальши, и твой образ – это твое природное, это внешнее, отвечающее внутреннему, то есть искреннее.
Теперь я не могу представить себя без хиджаба. Как я уже сказала, хиджаб — это неотъемлемая часть меня, и что бы то ни было, что бы в жизни ни случилось, хиджаб — это то, что будет сопровождать меня до конца моих дней в этом мире.
Нияра Мамутова, глава Лиги мусульманок Украины
— Когда я стала глубже изучать нашу религию, ислам, и дошла до того момента, что мусульманка должна носить хиджаб, то есть такую одежду, которая покрывает все тело, кроме лица и кистей рук, сначала это даже напрягало. Ведь мы жили в обществе, где были другие представления… Но постепенно опасения уходили, я начала понимать, что Всевышний Аллах даровал этот закон не зря, что в этом законе есть польза для самой женщины, для самой мусульманки — чтобы оберегать ее в обществе от многих проблем.
Я осознала, что хиджаб повышает положение женщины, ее статус… И так постепенно все страхи исчезли, а мнение окружающих отошли на второй план, и на первое место я поставила мнение Господа и стала носить хиджаб.
Хиджаб имеет для меня огромное значение. Во-первых, внешне я позиционирую себя как мусульманка, сразу даю сигнал обществу, что я мусульманка. И, конечно же, ощущения изменились: я чувствую себя в хиджабе гораздо спокойнее, умиротвореннее. Я чувствую себя гораздо увереннее. То есть я знаю, что поступаю правильно, и надеюсь, что Господь мною доволен. Еще раз скажу, появилось такое безграничное внутреннее спокойствие. Я знаю, что все поступаю правильно.
Алина Смутко, журналистка, документальная фотографка и фотожурналистка
— Как я пришла к хиджабу? На самом деле очень легко и просто. Когда начала думать, насколько я буду комфортно чувствовать себя в исламе, одна из опций, которую я рассматривала — поппробовать надеть платок. Сначала было не очень привычно, потому что люди на улице обращают на тебя внимание. Однако потом выяснила, что в хиджабе мне гораздо комфортнее и спокойнее, чем в одежде, которую я тогда привыкла носить. Требовалось время, чтобы обновить гардероб, понять, что удобно, что подходит, но это шло довольно легко.
Я не придаю платку какого-то сакрального значения. Да, это часть моей идентичности и она формирует у людей представление о моей религиозности. Но он не является определяющим атрибутом моих ценностей. Мой хиджаб — это скорее моя позиция, мой ответ на то, какой вид может иметь женщина во время чрезмерной объективации и сексуализации. Я не хочу быть частью этого, и моя религия в этом вопросе на моей стороне.
С какими самыми большими проблемами пришлось, приходится сталкиваться из-за хиджаба? Кажется, все постигшие меня «проблемы» уже минули. Большинство из них были связаны с принятием родных. На критику на улице или в соцсетях я не реагирую. На работе проблем из-за своего внешнего вида никогда не имела.
Виктория Нестеренко, глава правозащитной организации «Вместе с законом»
— Я приняла ислам пять лет назад и через месяц после этого решила носить хиджаб. В Киеве мусульман не очень много, а в некоторых районах вообще нет, так что мне было немного неловко. Я волновалась, как мои близкие и окружающие воспримут, что я приняла ислам и надела платок. Совершенно закрывать тело одеждой не создает никаких проблем, а вот платок привлекает больше внимания людей на улицах, поэтому я не знала, какой реакции ожидать. Но мои переживания были напрасны, потому что я четко понимала свою цель, для чего я надела платок, и поэтому даже если замечала какие-то взгляды, не придавала этому никакого значения.
Хиджаб для меня — это в первую очередь религиозный признак, говорящий о том, что я мусульманка. Для меня это имеет огромное социальное значение в контексте борьбы с ксенофобией и расширения толерантности к мусульманам.
Лично для меня платок не создает никаких проблем ни на бытовом уровне, ни в общественной жизни. Напротив, когда я приняла ислам, я стала активнее заниматься общественной деятельностью и благотворительностью, и хиджаб не стал преградой для этого. Мне кажется, что наше положение в обществе в основном зависит от того, как мы сами себя воспринимаем, как позиционируем и с каким намерением делаем определенные вещи. В Украине прекрасное законодательство, не дискриминирующее женщин в хиджабах, и мы можем свободно исповедовать ислам, хотя иногда, к сожалению, некоторые мусульманки попадают в неприятные ситуации, обусловленные стереотипным мышлением людей.