Революция и война открыли украинцам украинских мусульман, - муфтий Саид Исмагилов

В течение двух лет испытаний, которые выпали на долю нашей страны, благодаря своей твердой гражданской позиции и патриотизму украинские мусульмане сумели завоевать авторитет и уважение остального общества. А еще −интерес к истории и образу жизни. О прошлом и будущем Ислама в Украине, а также о причинах и возможных последствиях ужасной террористической атаки в Париже журналист Роман Гривинский говорил с муфтием Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейхом Саидом Исмагиловым, который, по мнению журналиста, является «одним из самых ярких и прогрессивных духовных лидеров Украины».

Интервью, опубликованное в издании «День», приводим полностью в авторской редакции.

Шейх Саид, почему, на ваш взгляд, радикальным фундаменталистским течениям вопреки всему удается сегодня находить сторонников, в том числе среди граждан европейских стран? Как вы считаете, кто должен реагировать на эти угрозы прежде всего − мусульманская община или европейское общество в целом?

− Радикальные движения, о которых вы говорите, это маргинальное явление. У них нет большого количества последователей. Речь идет об отдельных группировках, за которыми стоят пока неизвестные нам кураторы, которые управляют ими, поставляют оружие и тому подобное. Там находят свое место люди, которые склонны к радикализму и насилию − они есть в любом обществе. Обычно такие группировки напоминают глубоко законспирированные, закрытые для внешнего мира секты. Не помню, чтобы кто-то из них выступал публично. Эти люди не посещают мечетей, не общаются с другими мусульманами. Они не живут полноценной мусульманской жизнью. Слушают только своих авторитетов, с которыми поддерживают контакт преимущественно дистанционно, с помощью Интернета. Обычно это − неофиты, которые имеют очень приблизительное представление об Исламе. Именно поэтому их легко завербовать. По этой же причине среди членов «ИГИЛ» немало выходцев из Европы и постсоветских стран. Они оторваны от мусульманской традиции, часто живут в среде, настроенной довольно враждебно по отношению к мусульманам. На таких людей проще влиять. К слову, сейчас мы знаем, что одна из террористок, которая взорвала себя в Париже, еще год назад вообще не была религиозной. Что заставило ее за такое короткое время превратиться в фанатика? Можем только догадываться, как ей «обработали» психику, чтобы в конечном итоге эта девушка пожертвовала собственной жизнью и жизнью людей вокруг за идеи, о которых еще год назад ничего не знала.

Членами радикальных группировок нередко становятся люди, которые столкнулись с определенным кризисом − те, кто разочаровался в собственном образе жизни, потерял кого-то из близких, понес финансовый ущерб и тому подобное. Вербовщики работают очень профессионально − они замечают таких людей и применяют по отношению к ним жесткое психологическое давление. В то же время очевидно, что организовать преступления вроде террористической атаки в Париже способна только профессиональная сеть, которая имеет соответствующую финансовую и другую поддержку.

Чтобы завершить ответ на ваш вопрос, расскажу мусульманский анекдот. Значит, вооруженный террорист «ИГИЛ» останавливает машину, в которой едет семья арабов-христиан. Нацеливая автомат, приказывает: «Процитируйтечто-то из Корана, иначе все погибнете». Мужчина, который был за рулем, в ответ приводит на арабском языке цитату из Библии. Автомобиль пропускают. Чуть позже в шоке жена спрашивает: «Как ты мог так рисковать? Ведь он мог нас застрелить». «Если бы он знал, о чем говорится в Коране, не стоял бы здесь с оружием в руках», − отвечает человек. Именно так мы, мусульмане, отвечаем, когда нас спрашивают о террористических атаках. Если бы эти люди знали, чему учит Ислам, они бы не совершали этих страшных преступлений.

Как повлияли теракты в Париже на отношение к мусульманам в Украине?

− Слава Богу, больших изменений мы не почувствовали. Хотя некоторые СМИ, к сожалению, как нарочно нагнетают исламофобские настроения. После таких ужасных преступлений мы часто наблюдаем временные всплески бытовой исламофобии. К счастью, в основном речь идет лишь о единичных случаях. Например, на днях в Житомире кто-то заплевал окна здания, которое используют как мечеть…

«МЫ НЕ СМОГЛИ СФОРМИРОВАТЬ „ПАРТИЮ МАЙДАНА“»

Недавно Украина отметила вторую годовщину Революции Достоинства. Знаю, что вы были активным участником. Как оцениваете ее последствия сегодня?

− Разочарования нет, поскольку главная цель Революции Достоинства заключалась, по моему мнению, не в том, чтобы изменить власть. Самое важное, что люди почувствовали себя свободными, осознали, что судьба страны зависит от них. Мы научились сбрасывать власть, которая нас не удовлетворяет, но еще не научились выбирать новую. Участники Революции Достоинства сумели выгнать из властного олимпа наиболее одиозных лиц, но не смогли сформировать взамен свою партию − «партию Майдана». С ее помощью мы должны были делегировать к власти новых людей − профессиональных, образованных, ответственных и честных. Этот новый класс должен был изменить страну и разрушить коррумпированную систему, которая порождает пропасть между бедными и богатыми.

Сегодня же имеем ситуацию, когда у власти остались практически все те же люди и партии (иногда, правда, под другими названиями). Именно поэтому в Украине сейчас нет настоящей борьбы с коррупцией, нет люстрации и нет доверия к руководству. Революция Достоинства была для нас важным шагом − ведь украинское общество было почти бесправным еще со времен Российской империи. Но сейчас время делать следующие шаги. Убежден, что молодежь, которая творила Революцию Достоинства, стала совсем другой. Их дети будут другими и подавно.

Можно ли сказать, что два года испытаний, через которые прошла Украина, сблизили различные религиозные сообщества?

− Безусловно. Революция и война открыли украинцам украинских мусульман. Ведь до сих пор большинство людей даже не знало, что в Украине есть мусульмане − нас просто не замечали. Именно активное участие мусульман в драматических событиях, которые выпали на долю страны, продемонстрировало, в частности, что украинская нация состоит из представителей различных религиозных и национальных сообществ. Сейчас украинцы доверяют мусульманам и знают о них гораздо больше.

«МОЖНО ЛИ УБИВАТЬ ВРАГА, ЕСЛИ ОН − ТОЖЕ МУСУЛЬМАНИН?»

Многие украинские мусульман участвуют в боевых действиях на востоке в составе Вооруженных сил и других военных формирований. Каким образом вы предоставляете им духовную поддержку?

− До начала войны в Украине не было военного капелланства. Весной 2014 года мы столкнулись с этой проблемой, когда на поле боя погиб мусульманин, воевавший в составе батальона «Айдар». Кто-то должен был поехать на передовую и выполнить все необходимые мусульманские обряды.

Военные-мусульмане обращались к нам с вопросами: можно ли убивать во время войны; а если твой враг также является мусульманином? Ведь россияне массово привлекали к боевым действиям мусульман с Северного Кавказа. В Коране говорится − если два мусульманина скрестят мечи, то и убитый, и убийца попадут в ад. Так что же делать − может, вообще отказаться от службы в армии? Здесь надо пояснить, что подобный вопрос возникает, разумеется, не в первый раз. Во времена Халифата мусульманам нередко приходилось воевать. Даже сподвижники, люди близкие к Пророку, через некоторое время после его смерти встретились друг с другом на поле боя. В Коране сказано, что жизнь, достоинство и имущество мусульманина неприкосновенны − никто не имеет права прийти и забрать их. Государство − это, между прочим, тоже определенное общественное имущество. Ведь мы пьем воду и едим хлеб, который выращивают на этой земле, здесь рождаются и растут наши дети. Наша обязанность заключается в том, чтобы защищать Родину. Только таким образом мы можем сохранить собственное достоинство. Первыми напали не мы − это они пришли убивать нас и забирать наше имущество. Именно поэтому украинцы, и мусульмане в частности, обязаны защищать себя.

Когда появилась такая необходимость, Духовное управление мусульман Украины «Умма» предоставляло военным мусульманам помощь едой, медикаментами, одеждой и т. д. Сейчас мы работаем над созданием военного капелланства. На фронте осуществляют служение уже трое наших военных капелланов. Поскольку мусульмане в Вооруженных силах распылены между различными военными частями, капелланы закреплены по секторам. Если мусульманин нуждается в чем-то, если он был ранен или погиб, наш имам выезжает на место и выполняет все необходимые обряды.

Правда, к сожалению, следует признать, что вопрос капелланства еще не согласован окончательно на уровне Минобороны. Соответствующий закон был принят, но как он будет функционировать, каким будет официальный статус капеллана, еще не совсем понятно. Об этом говорим не только мы, но и представители других религий.

В каком сейчас положении мусульмане, оказавшиеся на оккупированных территориях? Удается ли поддерживать с ними контакт?

− К сожалению, на оккупированных территориях оказалось подавляющее большинство мусульман Украины. Больше всего проблем было в Крыму, где крымских татар пытались заставить «полюбить Россию». Относительно них применялись репрессии − запугивали, похищали, несколько крымских татар были замучены. Подвергались гонениям религиозные организации. Сейчас градус запугиваний несколько снизился, но некоторое количество мусульман все еще остается пропавшими без вести. Некоторые лидеры Меджлиса находятся за решеткой. Россияне «зачищают» пространство от «нежелательных мусульман» и запрещенных их законами книг. Те же, кого приучить «любить Россию» не удалось, или исчезают, или вынуждены бежать.

В то же время ситуация на Донбассе остается достаточно неопределенной. Мусульман иногда вызывают на «беседы» − ищут тех, кто готов сотрудничать с новой «властью». Но каких-то специфических репрессий на религиозной почве пока нет.

«ГОЛОДОМОР − ЭТО БОЛЬШАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ»

Недавно в Украине отметили День памяти жертв голодоморов. Что означает эта дата для мусульман?

− Мусульмане Украины хорошо знают, что такое геноцид, ведь, как известно, мусульмане-крымские татары также пережили свой собственный, когда во время депортации погибла почти четвертая часть этого народа. Мы вместе со всеми украинцами традиционно участвуем во всех памятных мероприятиях. Убежден, что такие преступления не имеют срока давности. Всевышний Аллах в Священном Коране повелевает мусульманам быть справедливыми. Всевышний Аллах говорит, что он запретил поступать несправедливо по отношению к себе и своим творениям. Голодомор − это большая несправедливость, а каждый верующий человек должен осуждать несправедливость и говорить правду. Мы должны знать и помнить об этой страшной трагедии, чтобы она больше никогда не повторилась.

Продолжение следует.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.