Вот уже несколько лет подряд во время летних каникул юные украинские мусульмане имеют возможность отдохнуть в лагере «Дружба», где все рассчитано именно на последователей ислама — кроме уже привычных походов, экскурсий, оздоровительных и спортивных мероприятий, предусмотрено время для молитв и занятий Кораном, организовано халяльное питание. А еще все конкурсы и состязания, которые устраивали для ребят взрослые, не только помогали раскрыть таланты детей и подростков, но и глубже осмыслить основы религии, осознать смысл аятов.
О двух из множества творческих конкурсов, которые проводились в лагере для детей и подростков, корреспонденту издания «Ислам в Украине» рассказал зав.отделом ознакомления с историей и культурой ислама Исламского культурного центра г. Киева Всеукраинской ассоциации «Альраид» Тарик Сархан, который сопровождал детвору в лагере в качестве педагога и воспитателя.
— Был интересный конкурс рисунка и ораторского искусства — конкурс иллюстраций к кораническим историям и их устного изложения детьми. Мы постарались зафиксировать на фото и видео само создание работ, снимали их выступления (эти видеозаписи можно увидеть на моей страничке в соцсети Facebook). Мы очень хотели, чтобы и родители, и друзья могли любоваться и наслаждаться талантами детей.
Коранические истории сами по себе интересны, и изображать их, наверное, стремится каждый ребенок, воспитанный в мусульманской семье. Но соблюдали ли дети определенные ограничения, которые существуют в исламе для изобразительного искусства? И по каким критериям оценивался этот конкурс?
— Конечно! Дети и так понимают, что нельзя изображать Всевышнего или святых ангелов или пророков и очень строго это соблюдали, при этом рисовали достаточно талантливо, я бы сказал. При определении результатов мы учитывали несколько условий: не только художественное мастерство в плане иллюстрации, но и умение работать в коллективе и ораторское искусство, а также то, насколько они смогли донести смысл той или иной коранической истории в своем произведении. Все дети, в том числе маленькие, удивляли, было видно, кто как подготовился к конкурсу. У кого-то была лучше работа в плане иллюстрации, у кого-то — в плане выступления, но была одна группа, которая смогла, с моей точки зрения, собрать все плюсы вместе — это старшая группа мальчиков — и я думаю, что размещенная в сети запись этого творческого конкурса не останется без внимания зрителей.
Слышала, что дети имели возможность примерить на себя также режиссерские и операторские роли, так как был и конкурс видеофильмов…
— Не только дети, — смеется Тарик Сархан. — Я был одним из инициаторов проведения подобного конкурса и даже попробовал себя в роли режиссера одного из фильмов. Действительно, один из конкурсов, который мы проводили для отдыхающих в халяльном лагере «Дружба» — это создание короткометражного фильма, который имеет какой-то поучительный смысл для подростков. Дети самостоятельно снимали свой фильм, монтировали его, создавали сценарий, описывали идею, главный посыл, играли в нем роли. Много детей выбрали такой сюжет, где они указывают на те ошибки, которые допускали сами в повседневной жизни в лагере, связанные с поведением человека, обыгрывались ошибки, связанные с отношениями между самими детьми. Фильмы показали, что дети осознают, что они должны делать и каких ошибок нужно избегать.
Насколько способны к кинотворчеству оказались ребята?
— Очень интересными были фильмы, которые создало самое младшее поколение. Они были очень хорошо отыграны (в плане актерского мастерства), были достаточно понятны, доступны, содержательны с точки зрения драматургии и раскрыли посылы. То есть дети, даже маленькие, не уступали более старшим.
А вот если оценивать с точки зрения комплексного подхода к творчеству, то, конечно, отличались фильмы старших групп, в которых использованы специальные саунд-эффекты, достаточно сложные элементы кино. Эти фильмы сейчас уже размещены в YouTube и доступны всем.
А где в условиях лагеря вы нашли аппаратуру для монтажа и съемок?
— Все это делалось на смартфонах: и снималось, и монтировалось — сейчас существует много специальных приложений, позволяющих это делать. Некоторые снимали одним телефоном, а некоторые группы снимали одновременно несколькими аппаратами — один и тот же эпизод с разных ракурсов, что давало больше возможностей для монтажа и улучшало качество фильма. Как будто работа настоящих кинематографистов! Может быть, в будущем именно эти дети смогут создавать отдельные поучительные каналы, которые будут рассказать об исламе тем, кто ничего о нем не знает. Этот конкурс показал, что дети могут достаточно профессионально вести просветительную деятельность в соцсетях, которая может принести очень много пользы исламу.