Трансформационные процессы в мусульманском обществе Украина: через тернии к звездам?

Пресс-конференция «Трансформационные процессы в мусульманском обществе Украины» состоялась 23 февраля в конференц-зале агентства «УкрИнформ»
Саид Исмагилов рссказал о результатах статистических исследований
Вячеслав Швед: страны арабского Востока являются нашими союзниками по неотложному спасению национальной экономики в условиях поиска рынков сбыта иважными воено-политическими союзниками
Михаил Якубович: до 20000 крымских татар покинуло Крым, Донбасс покинуло до 50% мусульман

Украина имеет все шансы явить миру новую модель плодотворного добрососедства христиан с мусульманами — при условии, если сейчас удастся сохранить достижения в этой сфере за последние 20 лет, чтобы дальнейшее развитие украинского мусульманского сообщества было качественным и динамичным. Современному положению ислама в нашей стране, а также оценке проблем и дальнейших перспектив была посвящена пресс-конференция «Трансформационные процессы в мусульманском обществе Украины», которая состоялась 23 февраля в конференц-зале агентства «УкрИнформ».

Модератором мероприятия был заведующий отделом истории религии и практического религиоведения Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины, доктор философских наук, профессор Людмила Филипович. Она не только координировала выступления докладчиков, но и предоставила возможность посетителям пресс-конференции сформулировать вопросы, которые их интересовали, и получить на них ответы.

Председатель «Украинского центра исламоведческих исследований» и муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов рассказал о результатах статистических исследований, проведенных перед началом бурных событий в Украине. Результаты достаточно интересные: несмотря на то, что 54% украинцев не были готовы видеть мусульманина в президентском кресле, большинство респондентов проголосовали бы за мэра, министра, депутата-мусульманина при наличии у него приемлемой программы деятельности на этом посту. Также только 16% украинцев были бы против строительства мечети в их населенном пункте — остальные либо поддерживали такую ​​идею, либо не возражали против нее, а 13% респондентов ответили, что в населенном пункте, в котором они проживают, мечеть уже функционирует.

Наименее осведомленными об исламе являются респонденты из сел центральной и западной Украины, в то время как жители городов этих регионов, а также Востока и Юга страны имели по крайней мере общее представление об исламе и мусульманах.

Муфтий отметил, что хочет повторить такое исследование этой весной с целью анализа динамики общественных настроений. Оснований считать, что изменения произошли, достаточно. С одной стороны, уже почти вся Украина проинформирована о трагедии, постигшей крымских татар и о том, как народ пытался защитить «украинскость» полуострова: они не только ходили на митинги и распространяли информацию, привлекали внимание мирового сообщества к опасности появления «вежливых зеленых человечков», но и одними из первых начали за свой ​​счет поставлять все необходимое блокированным русскими украинским военным частям. Вся Украина была свидетелем преследований крымских татар после аннексии Крыма; многие приглашали крымских татар-переселенцев в свои дома, помогали им обустроиться на новом месте. Миграционные процессы в основном характеризовались движением населения в те регионы, в которых в начале 2014 года уровень осведомленности о мусульманах был очень низким. С другой стороны, негативные мировые тенденции вокруг мусульман - теракт в редакции «Шарли Ебдо», зверства так называемой «ИДИЛ» на Ближнем Востоке - могут, напротив, усилить влияние негативных стереотипов восприятия мусульман людьми других религий. Есть две противоположные тенденции, поэтому интересно исследовать, какая из них будет преобладать в Украине.

Вячеслав Швед, и.о. заведующего отделом истории стран Азии и Африки ДУ (Институт всемирной истории) НАН Украины рассказал о событиях в исламском мире, а также их возможном влияние на Украину. Он отметил, что страны арабского Востока являются нашими союзниками не только по неотложному спасению национальной экономики в условиях поиска рынков сбыта, которые смогли бы стать альтернативой российскому рынку, но и важными военно-политическими союзниками, ведь в саудитов есть объективные причины для негативного отношения к России, которая им в свое время препятствовала в деле с Асадом.

Многие украинские отрасли имеют значительные перспективы на Ближнем Востоке, в частности аграрный сектор (зерна, мясо-молочная продукция), техника, логистика… Поэтому правительству Украины направлено предложение о переформатировании отношений Украины и Саудовской Аравией до уровня стратегического партнерства, ведь именно это государство контролирует такую ​​влиятельную международную структуру как Организация Исламского Сотрудничества (своего рода «ООН мусульманских стран») и может помочь нашему вступлению в эту организацию на правах наблюдателя (как это сделала вступлению в эту организацию на правах наблюдателя (как это сделала РФ), что откроет Украине доступ на рынки мусульманского мира.

Михаил Якубович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Национального университета «Острожская академия», переводчик Корана на украинский язык, проанализировал влияние событий 2014 года на мусульманское общество Украины. По мнению исследователя, историю мусульманских сообществ Украины нужно разделить на два периода.

Мусульмане — религиозная община, на которую больше всего повлияли события в Крыму и Донбассе, потому что это районы их компактного проживания.

Начиная с 2014 года можно говорить о украинском исламе в трех политико-правовых реальностях: украинская, русская, смешанная.

Около 20000 крымских татар покинули Крым; из Донбасса вынужденно переехали около 50% мусульман.

ДУМК — крупнейшее объединение мусульман Украины, которое после аннексии оказалось в центре всеобщего внимания. Представители меньших религиозных общин покинули полуостров, в то время как религиозная организация под предлогом Эмирали Аблаева оказалась в центре противостояния между различными структурами российского ислама, каждая из которых пыталась привлечь ДУМК в свой ​​состав. Сейчас ДУМК по крайней мере внешне сохранило свою самостоятельность, но очевидно, что рано или поздно управление все-таки будет вынуждено «прибиться» к какой-то организации «под крышу», ведь Крым с каждым месяцем становится все больше интегрированным в РФ.

На Донбассе пытаются создавать альтернативные духовные управления, поскольку всеукраинские организации потеряли возможность воздействия и коммуникации с оккупированными территориями. Определенная часть мусульман имела симпатии к сепаратистским идеям. Разочаровались ли они или нет — неизвестно. Возможно, будет создан ДУМ по российскому образцу, ведь другая модель неприемлема.

Миграция мусульман в другие регионы Украины активизирует общественно-политические процессы. Определенным образом это стало вызовом для местных властей, у которых отсутствует опыт сосуществования с последователями ислама, что может вызвать определенные недоразумения. Очевидно, что нужно осуществлять первые шаги именно сейчас, поскольку в медиа-пространстве мусульман воспринимают положительно и существует определенная перспектива для налаживания взаимодействия.

Изменения в мусульманских общинах привели к началу формационного периода украинского ислама, ведь после депортации крымских татар в 1944 году и вплоть до 1989 года официально ислама в СССР не существовало. Поэтому история украинского ислама неразрывно связана с историей независимого украинского государства. Первый этап завершился в 2011 году — было сформировано все основные структуры, которые начали налаживание сотрудничества с органами государственной власти, органами местного самоуправления, представителями других религий, и исследователи прогнозировали дальнейшее качественное развитие.

Началось формирование новых структур, и, кроме того, начнется разделение мусульман по политическому признаку — по отношению к последним событиям на Донбассе и в Крыму. Сейчас распределение сил примерно таково: ДУМК, которое сначала четко декларировало свою проукраинскую позицию, силой заставили занять нейтралитет; ДУМУ шейха Ахмеда Тамима не демонстрирует свою позицию вообще; ДУМУ «Умма» имеет четкую и последовательную проукраинскую позицию; Хизб ут-Тахрир в целом события Майдана и преждевременную смену власти воспринимает негативно, считая ее смутой, но при этом последователи этого течения переезжают из Крыма в западную часть Украины в поисках религиозной свободы.

Назрела настоятельная потребность в создании в Украине единого мощного центра исламоведческих исследований с целью сохранения достижений последних 20 лет. Если это не будет реализовано в течение года, мы будем все больше и больше терять крымских мусульман, которые под давлением жесткой российской политики по отношению к ним приспособятся к новым реалиям и станут частью мусульманских общин РФ.

На вопрос, считает ли он ислам и демократию совместимыми, господин Якубович ответил, что в украинских реалиях они вполне совместимы. Исследователь отметил, что имеет в виду именно украинские реалии, потому что ответ на этот вопрос зависит от того, кто говорит от имени ислама, а кто — от имени демократии. В Украине, которая занимает одно из первых мест в мире по уровню религиозной свободы, мусульмане ассоциируют себя именно с Украиной — не с мифическими халифатами. И это мы видим на практике: мусульмане осуществляют свою деятельность, государство не вмешивается в их внутренние дела.

Кроме того, здешние мусульмане хорошо интегрированы в общество благодаря тому, что в большинстве своем являются местным населением, эмоционально привязанным к земле своих предков, и напрямую заинтересованы в развитии мира и благосостояния на ней. За многовековую общую историю этносы и религиозные группы Украины приспособились друг к другу и научились взаимному уважению, а потому наше государство действительно имеет все шансы представить миру новую модель плодотворного добрососедства христиан с мусульманами.

Людимла Филипович добавила, что уверена в способности украинской мусульманской общины стать благоприятной средой для формирования сильных, одаренных, интересных личностей, которые займут достойное место не только среди украинских, но и среди мировых элит.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.