Современные тенденции внутри ислама в Украине и в мире

Пресс-конференция «Трансформационные процессы в мусульманском обществе Украины»

23 февраля 2015 в украинском национальном информационном агентстве «Укринформ» состоялась пресс-конференция, посвященная теме: «Трансформационные процессы в мусульманском обществе Украины». Выступающими на ней были Саид Исмагилов - председатель «Украинского центра исламоведческих исследований», муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма», Швед Вячеслав Александрович - в.о. заведующего отделом истории стран Азии и Африки ДУ (Институт всемирной истории) НАН Украины, кандидат исторических наук, доцент, Якубович Михаил Михайлович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Национального университета «Острожская академия», переводчик Корана на украинский язык. Модератором была приглашена Филипович Людмила Александровна - заведующая отделом истории религии и практического религиоведения Отделения религиоведения Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины, доктор философских наук, профессор.

Открывая пресс-конференцию, в своем вступительном слове профессор Филипович отметила, что начиная с 70-годов XX века. ислам находится в фокусе неослабевающего внимания аналитиков. И связано это с заметным увеличением мусульманского населения мира. Этот процесс непременно обращает на себя внимание мирового и украинского научного сообщества и ему присущи определенные характеристики и качественные изменения, среди которых было указано несколько, а именно: «стремительная политизация локальных и региональных мировых мусульманских сообществ; своеобразная реисламизация мусульманского мира; наращивание конфессиональной сегментации уммы; полицентрализация уммы; рост уровня конфликтности как внутри уммы так и в сфере межрелигиозных отношений; процессы неоинтеграции мусульманской уммы; деарабизация мусульманского сообщества и, наконец, в мусульманском мире происходит процесс, подобный тому, что происходил в христианском мире - харизматизация, то есть появление новых лидеров исламского движения».

С темой «Результаты социологичного исследования на тему отношения украинцев к исламу и мусульманам» выступил Саид Исмагилов, обращая внимание научного сообщества и простых граждан Украины на то, что в конце 2013 - начале 2014 года молодыми учеными «Украинского центра исламоведческих исследований» было проведено беспрецедентное в истории украинской мусульманской уммы, первое социологическое исследование, целью которого было на основе собранных статистических данных и проведенной аналитики, выявить отношение современных украинцев к исламу и мусульманам. А также показать в каких основных направлениях должна работать исламская община, для того, чтобы более эффективно интегрироваться в украинское общество, учитывая все современные тенденции и особенности его становления как гражданского общества.

Исследование проводилось во время такого явления новейшей истории Украины, как Революция достоинства и выступающим было отмечено, что весной 2015 году «Украинским центром исламоведческих исследований» будет проведено еще одно исследование, которое покажет соответствующую динамику и качественные изменения, которые произошли за этот период в сознании украинцев, если принимать во внимание тот факт, что последний год мусульманский дискурс в украинском обществе приобрел самую высокую отметку за все годы легальной деятельности украинского мусульманского сообщества, а именно, за последние 23 года. Социологическое исследование проводилось в таких областях Украины как Львовская, Винницкая, Черниговская, Полтавская, Одесская, Харьковская, Днепропетровская и таких городах, как Киев и Севастополь. Вот какую картину показало исследование: на вопрос «Что такое ислам?» 77% респондентов ответили, что это одна из мировых религий, 9% ответили, что это небольшая восточная религия и только 10% ответили, что они не знают. Наибольшую осведомленность в этом вопросе показали жители таких областей как Львовская, Одесская, Харьковская и жители Донбасса, а наименьшую - сельские жители Центрального и Западных регионов Украины. Также, в ходе обработки данных исследования стало известно, что 44% опрошенных информацию об исламе получают по телевидению, немного меньше из прессы (газеты, журналы, книги) - 35%, из интернета - 30% и личного опыта - 19%. На вопрос «Есть ли ислам в Украине»? всего 4,3% ответили, что ислама в Украине нет, 16% отметили, что ислам традиционная религия для Украины, 22% считают, что ислам появился недавно, а 21% опрошенных уверены, что ислам исповедуют только иностранцы и эмигранты.

Еще на один очень интересный вопрос «Возможно ли распространение ислама в Украине?» 23% ответили, что «да», возможно, 33% считают, что он уже распространяется в Украине, 20% затруднились ответить, 10% - безразлично и только еще 10% уверены, что распространение ислама в Украине невозможно. На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что в Вашем селе/​городе мусульмане захотят построить мечеть?» Большинство ответило положительно, то есть поддерживают строительство мечети, или безразлично. Таким образом, результаты этого исследования четко и ясно показали наличие следующего факта - исламофобии в Украине нет. И на конец февраля 2014 года, когда еще все основные трагические события - аннексия Крыма и военная агрессия на Востоке, - которые вынесли мусульманский дискурс на поверхность коллективного сознания украинцев были впереди, отношение к мусульманам в украинском обществе было очень толерантным с высоким уровнем осведомленности об этой мировой религии.

Швед Вячеслав Александрович в своем выступлении на тему: «Современные события в исламском мире и их влияние на Украину» остановился на некоторых аспектах современной ситуации на Ближнем Востоке и в Арабском мире, как сердцевине ближневосточного региона. Опираясь на исследования, которые проводились отделом истории стран Азии и Африки ДУ (Институт всемирной истории) НАН Украины, он отметил, что современная ситуация в арабском мире, определяющая исторический ход событий в этом регионе, является прямым следствием «временного поражения той революционной волны, которая прокатилась в пространстве арабского мира от Ливии на западе и до Йемена на востоке. Эта волна получила такое романтическое название как "арабская весна"», вершиной которой стал приход к власти в некоторых странах исламских партий - прежде всего «братьев мусульман», - которые на своем пути подверглись очень серьезным трансформационным процессам и хотели стать ведущей силой умеренного ислама в арабском мире. Однако, эта революция потерпела поражение. Почему? Главных причин ученый назвал несколько, а именно:

- События «арабской весны», заставили реагировать такую ​​мощную силу, как монархии Аравийского полуострова, так как борьба за демократические права и свободы, за выборность власти, за существование политических партий смертельно угрожала основам существования монархического строя и, в конце концов, Аравийские монархии во главе с Саудовской Аравией бросили колоссальные ресурсы для того, чтобы остановить арабскую весну и нанести ей ощутимый удар.

- Непоследовательность политики США, по его мнению, является другим фактором. Эта политика имела негативные последствия, так как на первом этапе арабской революции США выступали за союз с «Братьями-мусульманами», а уже на следующем этапе «их напугали определенные негативные проявления, связанные с обострением политической борьбы, непоследовательностью в рядах самых умеренных исламистов».

- Ошибки в самих партиях политического ислама, которые пришли к власти.

Все это привело к следующим последствиям. Во-первых, упало влияние умеренного ислама и создавшийся вакуум быстро заполнился радикальным исламом, экстремистами, а также некоторыми внешними силами, которые способствовали развитию экстремизм - «режим Башара Асада, «путинский режим», который бросил все силы на поддержку Башара Асада и таким образом способствовал закреплению экстремистских группировок на территории Ближнего Востока, особенно в Сирии». Во-вторых, террористическая деятельность такого монстра как ИГИЛ, который на сегодняшний день уже пережил пик своего триумфа. И еще один негативный фактор - усиление суннитско-шиитского противостояния.

Отвечая на вопрос о возможном экономическом сотрудничестве Украины со странами мусульманского мира, выступающий отметил, что, например, регион Персидского залива, где действует Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива для Украины является очень перспективным союзником не только в отношении к помощи в спасении украинской экономики сегодня, но и потенциальным военно-политическим союзником. Это один из самых успешных, с точки зрения экономического развития регионов сегодняшнего мира. Именно поэтому Украина, по его мнению, может и должна сказать свое слово. Также было отмечено, что от имени Института всемирной истории НАН Украины уже поступали предложения о том, что нужно перевести уровень развития взаимоотношений Украины, прежде всего с Саудовской Аравией, на уровень стратегического партнерства и это одна из императивных директив для украинской внешней политики. Почему? Саудовская Аравия - наиболее важное государство в исламском мире, которое контролирует такие очень серьезные международные организации как Организация Исламского сотрудничества, куда входят 57 мусульманских стран. «Развитие сотрудничества с Саудовской Аравией позволит Украине проводить линию на вступление в эту организацию на правах наблюдателя. Это фактически откроет нам двери на все рынки исламского мира, прежде всего, стран залива, как точки роста, которые нам сегодня очень нужны».

Подытоживая свое выступление последним выводом, ученый высказывает такое мнение «вопрос не в том, что ислам не совместим с демократией, а в том, что демократия в арабском мире невозможна без исламистов умеренного толка. И я думаю, что сегодня умеренный ислам переживает сложный период осмысления первого этапа борьбы, накапливает силы, пытается добыть, сформировать свою новую стратегию для того, чтобы превратить исламский мир в то ведущий центр человеческой цивилизации, которым был арабский мир более 1000 лет назад».

Якубович Михаил Михайлович в своем выступлении на тему: «2014 в жизни мусульман Украины: вызовы и ответы» очертил ситуацию, которая наблюдается в мусульманских общинах Украины в связи с длительным политическим противостоянием в нашем государстве. Он считает, что как мы должны делить новейшую историю Украины на два этапа - с 1991 по 2013-2014 годов, как один этап, после которого начался второй, то так же должны делить историю мусульманских сообществ Украины на два периода - до аннексии Крыма и военных событий на Донбассе в 2014 году и после начала этих событий, потому, что по статистике, наибольшая численность мусульман проживает именно на территории Юга и Востока нашей страны.

Об украинском ислам, начиная с 2014 года, по его мнению, можно говорить только в трех реальностях:

- Политически-правовая российская реальность в Крыму;

- Донбасс, где события находятся в динамике и где часть мусульман находится на освобожденной территории, часть - в зоне боевых действий;

- Украинская реальность;

В кратком обзоре на положение мусульманской общины в Крыму он отмечает, что с самого начала российская политика на этой территории была направлена ​​на то, чтобы «выжать наиболее активные сегменты» любой мусульманской общины, то есть те, что выступали против аннексии Крыма, или «не соответствовали тем представлениям об официальном исламе», который существует в России. Таким образом, они прекратили свое существование, либо были вынуждены покинуть пределы этой аннексированной территории. Иная ситуация сложилась с крупнейшим и самым мощным Духовным управлением мусульман Крыма (ДУМК), которое со времен аннексии Крыма Россией «оказалось в центре дискурса противостояния между различными организациями российского ислама». На сегодняшний день ДУМК удается сохранять нейтралитет, что касается посягательств на включение ДУМК в свой состав со стороны таких мощных структур, как ЦДУМРФ или Совет муфтиев России. «Но понятно, что рано или поздно, ДУМК будет вынуждено принять чью-то сторону, потому что нужна соответствующая крыша, которая бы говорила от имени этого ДУ перед российскими властями и как-то пыталась защищать права крымских мусульман».

Далее выступающий отметил, что несколько иная ситуация складывается с мусульманскими сообществами, действующими на Донбассе, где можно отметить следующие тенденции: с одной стороны, основные всеукраинские мусульманские организации постепенно «теряют свое влияние и даже физически не могут поддерживать постоянную коммуникацию», а с другой стороны, зарождаются такие инициативы, как попытка создания альтернативных муфтиятов некоторых альтернативных ДУ. «Так, например, глава малоизвестного до последних событий на Донбассе ДУМУ "Единение", сейчас в прессе называется муфтием ДНР». Процесс находится в динамике и «на Донбассе этот мусульманский фактор еще будет иметь свое развитие и так или иначе, будет попытка создать централизованное ДУ, используя опыт российского ислама».

Определяя в целом ситуацию, которая сложилась в Украине, он отметил, что ситуация тоже стала меняться, в значительной степени из-за миграции мусульман из Крыма, которая происходит в Центральные и Западные регионы - Львовскую, Винницкую, Тернопольскую области - и частично в Киев. Это приводит к активизации общественно-политических процессов, возникновения идеи создания новых ДУ, или автономных общин, что, в свою очередь, становится вызовом для местных властей, которые до сих пор не имели опыта сотрудничества с мусульманскими общинами. А когда в свое время встанет вопрос строительства новых мечетей, то, несмотря на положительную реакцию явного большинства местного населения и толерантного отношения к мусульманам в целом, может найтись политическая сила, которая будет выступать против. «Поэтому, в качестве рекомендации того, что должна была сделать украинская власть - это содействие диалогу между местными властями и мусульманскими общинами».

В конце своего доклада Михаил Якубович отметил, что в истории украинского ислама вновь начался нормативный период, обращая внимание на то, что до 1989 года в Украине официально мусульман не было. Была только подпольная деятельность в крупных городах Юго-Востока и Крыма. Первый нормативный период начался в 90-х годах, а начал завершаться в середине 2000-х и совпал с развитием и становлением независимого украинского государства. С 2010-2011 годов должно было начаться качественное развитие украинского ислама - «создание более мощных институтов, научное развитие и развитие миссионерской деятельности и т.д.». Современная ситуация свидетельствует о том, отмечает он, что все выходит на новую позицию, с которой начнется формирование новых структур, большее разделение мусульманских общин на основании отношения к политическим событиям.

В качестве итога была обнародована мысль о создании в ближайшее время мощного центра исламоведческих исследований который бы сохранил то наследие, которое было создано между 1991 - 2014 годами, чтобы не потерять этот опыт и показывать насколько положительной может быть сотрудничество между украинским государством, украинским обществом в целом и украинскими мусульманами, которые уже давно стали его неотъемлемой и важной составной частью. «И большую роль, мне хочется верить, в этом играют и сами мусульманские общины».

Автор: Скубко Леся, сотрудник Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений член «Украинского центра исламоведческих исследований»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.