15 мая 1990 года была принята программа по возвращению крымских татар на свою историческую родину — Крым. Спустя 46 лет после депортации этот народ получил возможность вернуться к себе домой. За четыре последующих года на полуостров возвратилась половина всех крымских татар, живших тогда в СССР — 250 тыс. человек.
Однако, как и все время до того, власти не давали крымским татарам возможности строить дома, налаживать жизнь на своей земле. Люди селились в лагерях около полуострова.
Для того, чтобы понять всю невыносимость сложившегося положения, необходимо знать и трагическую предысторию. Восполнить лакуны в осведомленности и связать предшествующие события с тем, что происходило после принятия программы, поможет опубликованная на сайте Международный мемориал статья «Крымскотатарское движение за возвращение в Крым», написанная на излете советских времен.
В 1921 году была создана Крымская АССР, что способствовало развитию экономики и культуры крымских татар. К началу Второй мировой войны крымскотатарский народ насчитывал 560 тыс. человек, из которых 137 тыс. были мобилизованы в советскую армию. К 1944 году 57 тыс. погибли на фронтах, остальные 80 тыс. еще воевали. В Крыму в то время проживали 423 100 человек, из них около 200 тыс. составляли дети (больше половины из них были сиротами — их отцы погибли на фронте), 178 600 — женщины и 44 500 — мужчины (старики, инвалиды и сражавшиеся с немцами в партизанских отрядах Крыма — крымские татары составляли около 50% партизан в Крыму). Все эти люди ночью 18 мая 1944 года без малейшего предупреждения были выгнаны из домов солдатами НКВД, погружены в товарные вагоны, сразу после этого запломбированные, и отправлены в восточные районы СССР (на Урал, в Туркмению, Узбекистан, Казахстан и Киргизию), где их поселили в комендатурах (резервациях) на положении спецпоселенцев.
В результате невыносимо тяжелых условий переезда, непривычного климата, голода и скученности в местах ссылки в первые полтора года погибло 195 471 человек — 46,2% всех депортированных.
После окончания войны сюда же, в ссылку, были отправлены крымские татары, сражавшиеся в рядах советской армии (цифры приведены по материалам неофициальных переписей, проведенных активистами крымскотатарского движения на основании массовых опросов в 1966–1974 годах).
До войны большинство крымскотатарского народа составляли крестьяне, но имелась и интеллигенция. В местах спецпоселений крымские татары были расселены, главным образом, в поселках при заводах и фабриках. В режим спецпоселенцев входил запрет покидать пределы поселка, определенного для поселения. Поэтому все крымские татары, независимо от прежней специальности, вынуждены были работать на заводе, имевшемся в их поселке. Занимать руководящие должности не разрешалось даже соответствующим специалистам…
Положение их было очень сходно с жизнью крепостных уральских заводов начала прошлого века и по правовому положению, и по условиям быта.
Крымские татары были поселены в бараках, пристройках, хижинах, принадлежавших заводу, с которого они не имели возможности уйти. Как и у крепостных рабочих, расселение крымских татар производилось без учета родственных связей. Часто родители и их взрослые дети оказывались в разных поселках и не имели возможности не только повидаться, но и приехать на похороны — выезд за пределы места поселения грозил длительным лагерным сроком.
Дети крымских татар были лишены школ на родном языке, народ не имел в местах ссылки никаких институтов национальной культуры, прессы. И надо всеми тяготело огульное обвинение в «измене родине», изменниками считались и семьи крымских татар, погибших на фронте, и дети, родившиеся после войны.
В Крыму после депортации его исконных насельников были уничтожены памятники их материальной и духовной культуры. Были сожжены все газеты, журналы и книги на крымскотатарском языке, даже сочинения «классиков марксизма». Мечети были разрушены, мусульманские кладбища сравнены с землей, надгробные камни использовались как строительный материал в новых постройках. Татарские названия городов, деревень, улиц заменили русскими. Переписывались наново старые и писались новые исторические труды, в которых искажалась история крымских татар с древнейших времен и до наших дней — так, чтобы вытравить из сознания людей многовековую историю Крыма, неразрывно связанную с крымскими татарами, и опорочить народ…
Больше о судьбе депортированного народа — по ссылке.