Пророк (мир ему и благословение), как только прибыл в Ясриб, объявил о том, что ансары и мухаджиры — единое сообщество, что иудеи, проживающие тут, являются полноправными гражданами исламского государства, где нет места дискриминации по религиозному или национальному признаку. Стало быть, равноправие — это исконно исламская ценность.Важнейшей вехой в жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и в истории Ислама стало переселение его самого и первых мусульман из Мекки в Медину. Это событие коренным образом повлияло на будущее религии и уверовавших. Оно стало отправной точкой исламской истории, и именно поэтому с него начинается мусульманское летоисчисление.
Прежде чем вести речь о переселении, стоит вкратце рассказать о предпосылках этого события. За два года до хиджры умер дядя Посланника (мир ему и благословение), Абу Талиб, благодаря защите которого, Мухаммад (мир ему и благословение) мог призывать к Исламу. Потеряв дядю, он лишился своего основного покровителя в Мекке. Через шесть месяцев умирает его жена, Хадиджа бинт Хувайлид. Эта женщина была первой, которая приняла Ислам, и всецело посвятила себя делу религии. Год, в который Посланник Аллаха (мир ему и благословение) потерял родных, вошел в историю как год скорби.
После этих событий, Пророка (мир ему и благословение) стали притеснять в Мекке все больше и больше. Поэтому он решил проповедовать Ислам за пределами родного города, в надежде, что найдутся те, кто откликнутся на его призыв. Так, он отправился в Ат-Таиф, однако его жители встретили Пророка (мир ему и благословение) враждебно. Весь израненный, охваченный болью, он покинул это злосчастное место и в пути воззвал к Всевышнему. Каждое его слово выражало глубокую скорбь и надежду на помощь Аллаха, который ответил на мольбу Своего Посланника.
Вскоре наступило время хаджа, на протяжении которого Пророк (мир ему и благословение) начал проповедовать Ислам среди паломников. Среди тех, к кому он обратился с призывом, были и шестеро юношей из Ясриба (Медины). Слова посланника Аллаха (мир ему и благословение) запали им в душу и они приняли Ислам. На следующий год из этого города прибыли уже 12 паломников. Ислам медленно, но уверенно распространялся в этом городе. А еще через год во время хаджа 75 жителей Ясриба, мужчины и женщины, присягнули на верность Пророку (мир ему и благословение) и предложили ему переселиться в Ясриб, уверяя его в том, что у них он будет в безопасности, и сможет беспрепятственно призывать к Исламу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) согласился и велел всем мусульманам Мекки тайно переселиться в Ясриб, чтобы избежать преследований со стороны язычников.
После того, как почти все мусульмане перебрались в Ясриб, Посланник (мир ему и благословение) решил присоединиться к ним. Ночью, оставив в своем доме Али ибн Абу Талиба, он вместе со своим ближайшим другом покидает пределы Мекки. Переселение Пророка (мир ему и благословение) по праву можно назвать спланированным до деталей мероприятием, в котором приняли участие: дочь и сын Абу Бакра — Асма и Абдуллах, слуга Абу Бакра Амир ибн Фухайра, а также проводник, который, кстати, был немусульманином. Мухаммад (мир ему и благословение) и Абу Бакр выбрали необычный маршрут, чтобы запутать курайшитов, которые, узнав об исчезновении Мухаммада (мир ему и благословение), объявили баснословную награду тому, кто доставит его назад живым или мертвым. Путешествие выдалось нелегким, но с помощью Аллаха Посланник (мир ему и благословение) и его соратник преодолели все трудности. Следует также упомянуть, что в пути произошли необычные явления.
Несомненно, каждый сознательный мусульманин должен извлечь уроки из такого важного события в исламской истории как переселение Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Итак, чему же нас учит хиджра?
Как уже упоминалось, переселение Посланника (мир ему и благословение) было спланировано до мелочей: Али оставался в доме Пророка (мир ему и благословение), Абу Бакр занимался подготовкой к походу. Все это свидетельствует о том, что Мухаммад (мир ему и благословение) планировал свои действия и никогда не поступал наобум, а стало быть, мы, простые смертные, тем более должны обдумывать каждый свой шаг, и быть всегда предусмотрительными.
Покидая Мекку, Пророк (мир ему и благословение) поручает Али ибн Абу Талибу вернуть вещи, оставленные ему на хранение. Этот парадокс заслуживает особого внимания: язычники преследуют Мухаммада (мир ему и благословение) и даже решают его убить, но все же доверяют ему свое имущество. Очевидно, это указывает на то, что они отвергали откровение Мухаммада (мир ему и благословение) не потому, что считали его лжецом и не доверяли ему, а потому, что гордыня не позволяла им уверовать. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) решил вернуть доверенное ему имущество, невзирая на то, что оно принадлежало его врагам. Не свидетельствует ли это о высокой нравственности Пророка (мир ему и благословение), к которой мы должны стремиться?
Али ибн Абу Талиб остался ночевать в доме Пророка (мир ему и благословение). Этот юноша прекрасно знал, какой опасности он себя подвергает, ведь в любой миг могли ворваться язычники и убить его. Ради своей веры, он готов был пожертвовать даже своей жизнью.
После того, как мусульмане начали переселяться в Ясриб, Абу Бакр неоднократно подходил к Пророку (мир ему и благословение) и просил у него разрешения покинуть Мекку, однако Мухаммад (мир ему и благословение) все время ему говорил: «Быть может, Аллах дарует тебе спутника». Абу Бакр понял, что ему будет оказана честь отправиться в путь вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), и поэтому приготовил все необходимое: купил двух верблюдов, нанял проводника и собрал достаточно средств. Эти действия Абу Бакра являют собой пример истинно верующего мусульманина, который всецело предан своей вере и горячо любит Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Семья Абу Бакра была готова пожертвовать всем на пути Аллаха. Это свидетельствует о достойном воспитании его детей. Мы уже упоминали, что они приняли активное участие в хиджре Пророка (мир ему и благословение). Так, в течение трех дней, пока Посланник (мир ему и благословение) и Абу Бакр скрывались в пещере Саур, Абдуллах ночью отправлялся к ним, чтобы сообщить о том, что происходит в Мекке, а к утру возвращался домой. А Асма, подвергая себя опасности, приносила им еду.
Обратите внимание: в хиджре были задействованы взрослые, юноши, дети, мусульмане и немусульмане. Стало быть, Пророк (мир ему и благословение) использовал все имеющиеся возможности и способности тех людей, которые окружали его и могли помочь.
Вы уже знаете, что дочери Абу Бакра была отведена очень важная роль — она доставляла еду Пророку (мир ему и благословение) и отцу. Это свидетельствует о том, что приниженное положение женщины в Исламе — миф, выдуманный теми, кто всеми правдами и неправдами хочет дискредитировать эту религию. История показывает, что первые мусульманские женщины принимали активное участие в общественной жизни и деле Призыва. А это свидетельствует о том, что Ислам предоставил полные социальные, экономические и политические права женщинам. Если бы сегодня мужчины уважали женщин так, как это делал Пророк (мир ему и благословение), а также дали им возможность реализовать себя в этой жизни, то мусульманское сообщество преобразовалось бы на глазах.
Хочу сделать особый акцент на том, что в переселении Пророка (мир ему и благословение) принимал участие многобожник, хотя само мероприятие было тайным. О том, что Пророк (мир ему и благословение) покидает Мекку, знало только пять или шесть человек. Таким образом, Пророк (мир ему и благословение) воспользовался знаниями и опытом человека независимо от его религиозной принадлежности. Стало быть, сотрудничать с немусульманами можно даже в секретных делах, если предполагается, что это совершенно безопасно.
Человек по имени Сурака ибн Малик заметил вдалеке двух путников, и, узнав в них Пророка (мир ему и благословение) и Абу Бакра, решил догнать их, пленить и передать курайшитам, чтобы получить награду. Однако ему не удалось это сделать: как только он приближался к Пророку (мир ему и благословение), его лошадь спотыкалась, и он слетал с седла. Так происходило трижды, и Сурака понял, что не сможет схватить Мухаммада (мир ему и благословение), так как его защищает сам Господь. Но и это не все. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предсказал, что Сураке достанутся браслеты хосроя, если он вернется домой и никому не расскажет о случившемся. Сурака так и поступил. Удивительно, не так ли? Как может бедный беглец обещать преследователю браслеты хосроя — грозного правителя Персии тех времен. Еще более странным выглядит то, что гонитель верит ему! Мухаммад (мир ему и благословение) знал, что Аллах дарует ему победу, и Ислам распространится во всем мире, в том числе и в империи Сасанидов. Более того, он знал, что Сурака не умрет, пока не возьмет в руки браслеты хосроя, и пророчество Мухаммада (мир ему и благословение) сбылось. После смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение), при правлении Омара ибн Аль-Хаттаба, мусульмане вступили на персидскую землю и одержали победу. Халиф лично вручил Сураке браслеты хосроя.
В пути произошло множество необычных явлений, что еще раз и еще раз доказывает то, что Мухаммад (мир ему и благословение) — Посланник Бога. Я ограничусь лишь некоторыми примерами: курайшиты не заглянули в пещеру Саур, где скрывались Пророк (мир ему и благословение) и Абу Бакр, потому, что вход в нее прикрывала паутина и голубиное гнездо; язычники не заметили, как Пророк (мир ему и благословение) ушел, хотя окружили его дом; Сурака не смог догнать Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и т. д. Чудом Мухаммада (мир ему и благословение) был, есть и будет Коран. Но помимо Откровения, которое пленило сердца людей, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) творил и другие чудеса. Однако не надо забывать о том, что Мухаммад (мир ему и благословение) никогда не сидел сложа руки, он прилагал все усилия для достижения целей, и тогда Господь помогал и поддерживал его. Хиджра — яркий тому пример. Стало быть, мечты и грезы человека никогда не сбудутся, если он будет только в ожидании смотреть на небо. Мусульманин должен быть дальновидным и целеустремленным. Он должен делать все, что в его силах, а после этого уповать на Бога.
В пути Пророк (мир ему и благословение) встретил мужчину из племени бану-аслам и двух разбойников. Он обратился к ним с призывом, и они уверовали. Более того, все племя бану-аслам впоследствии приняло Ислам благодаря этому человеку, а разбойники оставили свое ремесло. Поэтому в каких бы условиях не находился мусульманин, и как бы ему тяжело не было, если сердце его живет верой и он всей душой хочет призывать людей, то никто и ничто не помешают ему в этом.
Когда Пророк (мир ему и благословение) подошел к Ясрибу, навстречу ему вышли мужчины, женщины и дети. Сердца их были переполнены радостью — так, что все они хором пели всем нам известную песню, которая начинается словами: «Вышла к нам луна полная…» Стало быть, нам, мусульманам, следует оказывать почет своим гостям и должным образом принимать их, в особенности, если это ученые, проповедники или известные люди.
По прибытию в Ясриб Пророк (мир ему и благословение) сразу же принялся за постройку мечети, ведь это не просто сооружение, а образовательное, воспитательное и духовное учреждение; установил братские узы между переселенцами (мухаджирами) и жителям Ясриба (ансарами), а также определил общественное и государственное устройство первого исламского государства. Перечисленные действия чрезвычайно важны для организации жизни мусульман в любом месте и времени, на что указывает тот факт, что Мухаммад (мир ему и благословение) не медлил с ними.
Переселенцы остались без хлеба насущного и крова в отличие от жителей Ясриба, у которых были и дома, и земли, и деньги. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) побратал мекканцев и жителей Ясриба. Братские узы предполагали полную солидарность — мухаджир становился полноправным наследником своего брата-ансара, наряду с его родными и близкими. Этот шаг, предпринятый посланником Аллаха (мир ему и благословение), способствовал построению нового уникального общества, в котором царила взаимопомощь, любовь и дружба. Здесь не различали людей по цвету кожи, национальной или религиозной принадлежности…
Невозможно представить жизнь общества, и тем более государства, без свода законов, правил и норм, которые регулировали бы взаимоотношения людей. Именно поэтому Пророк (мир ему и благословение), как только прибыл в Ясриб, объявил о том, что ансары и мухаджиры — единое сообщество, что иудеи, проживающие тут, являются полноправными гражданами исламского государства, где нет места дискриминации по религиозному или национальному признаку. Стало быть, равноправие — это исконно исламская ценность.
Вместе с Пророком (мир ему и благословение) в Ясриб переселились сотни людей. Все они покинули родной город, оставили свои дома, имущество, и отправились на чужбину, а жители Ясриба встретили их с открытой душой, дали им кров в своих домах, и делились с ними всем, что у них было. Так давайте же задумаемся над тем, что побудило мухаджиров бросить все и уехать, а ансаров проявить такое великодушие! Попробуем прочувствовать, что же двигало этими людьми!
Сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение) были проникнуты любовью к Аллаху, Его Посланнику (мир ему и благословение) и Исламу так, что они во имя Бога и веры жертвовали всем, что у них было. Они доказали это словом и делом. А готовы ли мы сегодня поступить точно также?
Фарук АШУР, экс. председатель ВАОО «Альраид»
По материалам газеты «Арраид»
Ссылки на тему:
Политическая практика Пророка (мир ему) до Хиджры
Взгляд на историю мусульман и мира