Исламские историки Украины. Часть вторая

Мусульманские ученые
Исламские историки Украины. Часть вторая
27.04.2021
Оцените статью: 
(139 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Среди арабских историков Средневековья, писавших о землях Древней Руси, были как известные, так и малоизвестные ученые. Одним из тех, чье имя еще недавно мало кто знал, был Ибн аль-Факих аль-Хамадани. Нисба Аль-Хамадани свидетельствует о том, что он сам либо его род происходил из города Хамадан в Иране. 

Ибн аль-Факих — автор историко-географической энциклопедии «Книга стран» («Китаб аль-булдан»). В этой работе он описал водные и сухопутные маршруты европейских и азиатских купцов, отметив важную роль славян в международной торговле пушниной. В раннем Средневековье торговля пушниной приносила хорошую прибыль. На рынках Византии и стран Ближнего Востока шкурки пушных зверей пользовались повышенным спросом. 

«Что же касается купцов славян, — пишет Ибн аль-Факих, — то они везут шкурки лисиц и зайцев из окраин (земель) славян и приходят к морю Румийскому (Средиземному), и взимает с них десятину владетель Византии. Затем прибывают по морю к Самкарш иудеев (Тмутаракань)… следуют от моря Славян (вероятно, речь о Балтике. — А. С.) в эту реку, которая называется рекой Славян, пока не достигнут пролива Хазар, и берет десятину с них властитель хазар».

В отрывке из «Книги стран» приводится довольно замысловатый маршрут, которым следовали славянские купцы. Как и многие другие арабские историки, Ибн аль-Факих упоминает «реку Славян» как важную водную артерию, при этом очевидно, что речь идет о Днепре или Доне. Обе эти реки еще с глубокой древности использовались купцами в качестве транспортных путей. В сочинении персидского географа Ибн Хордадбеха (ок. 820–890) «Книга путей и государств» четко говорится, что «река Славян» — это Танаис, то есть Дон.

Интересным представляется отождествление Ибн Хордадбехом «русов», которых многие современные исследователи считают скандинавами, со славянами: 

«Что касается купцов русов, а они — вид славян, то они везут меха бобра, меха черных лисиц и мечи из отдаленных (земель) к морю Румийскому, и берет с них десятину властитель Рума. А то идут по Танаису, реке славян, входят в Хамлидж, город хазар, и берет с них десятину их властитель».

Говоря о Крыме, Ибн Хордадбех называет его аль-джазира — полуостров.

Важнейшие сведения о жизни предков украинцев приводятся в сочинении мусульманского географа из Исфахана Ибн Русте, жившего на рубеже IX–X вв. До наших дней дошел только один том из его многотомного сочинения «Книга дорогих ценностей». В нем Ибн Русте впервые подробно описывает жизнь, быт, верования и обряды восточных славян:

«Страна славян равнинная и лесистая, и они живут в ней. У них нет ни виноградников, ни пашен. Есть у них подобие больших бочонков, сделанных из дерева, и в них улей для пчел и меда… Из одного большого бочонка получается 10 кувшинов (меда). Они — народ, который пасет свиней, как овец. Когда кто-то из них умирает, его сжигают на огне, а их женщины, если кто-то умер, ранят себе ножом руки и лицо».

В целом описание погребального обряда (тризны), приводимое Ибн Русте, перекликается с описаниями других средневековых историков, что свидетельствует о надежности информации, которой располагал арабский ученый:

«На другой день после сожжения умершего они идут к нему, берут пепел с того места, кладут его в глиняный сосуд и ставят на холм. Когда проходит год после смерти, они (славяне) берут 20 больших бочонков меда, менее или более того, и направляются к тому холму; собираются родственники умершего, едят там и пьют, а затем расходятся.

Сеют они более всего просо. Когда наступает срок жатвы, берут они зерна проса в ковш, поднимают его к небу и говорят: „О Господи, ты, который даешь нам пищу, дай ее нам в изобилии!“ 

Их глава коронуется, и они подчиняются и действуют по его распоряжениям. Его местопребывание — в середине страны славян… У этого владыки есть верховые животные, а пища у него никакая другая, кроме как выдоенное из них молоко. У него хорошие драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Дж.рваб (вероятно, искаженное славянское слово град. — А. С.); три дня в месяц там бывает торг, там продают и покупают».

По мнению историка Ф. Кмитовича, описания, приведенные Ибн Русте, более всего соответствуют восточнославянскому племени полян, которое владело Киевом и контролировало часть пути «из варяг в греки». Ибн Русте был одним из первых мусульманских ученых, сообщивших о существовании таинственного «острова русов», на котором находилась база разбойников, совершавших нападения на славян — эта информация входит в некоторое противоречие с утверждением Ибн Хордадбеха о том, что русы и славяне являются одним народом:

«Что касается русов (ар-русийя), то они — на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются и забирают их в плен, везут в Хазаран (Хазарию) и Булкар (Волжскую Булгарию) и там продают. У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его пред ним и говорит: „Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом“».

Некоторые современные исследователи, исходя из приведенной Ибн Русте и другими исламскими учеными информации, считают, что русы — это викинги, совершавшие в VIII–XI веках грабительские походы на земли европейских народов. Утверждается также, что «остров русов» — это находящийся в Балтийском море остров Готланд. Однако расстояние от острова Готланд до Хазарии и Волжской Булгарии слишком велико, чтобы туда переправлять рабов для продажи. Гораздо более вероятным представляется, что русы — это название группы славян, живших в районах, прилегающих к Ладожскому озеру. Вполне возможно, что русы были предками ушкуйников — новгородских разбойников, совершавших походы против волжских болгар, шведов, финнов и черемисов (марийцев).

Сообщения мусульманских ученых, введенные в научный оборот в последние полтора столетия, позволили уточнить и дополнить древнерусские летописные сведения, сделав картину ранней истории Украины более яркой и насыщенной событиями и персонажами. Огромный объем информации содержащийся в трудах арабских, персидских и турецких ученых, еще далеко не полностью изучен. Практически ежегодно исследователи находят новые документы, открывающие малоизвестные страницы истории нашей страны.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.