Среди арабских историков Средневековья, писавших о землях Древней Руси, были как известные, так и малоизвестные ученые. Одним из тех, чье имя еще недавно мало кто знал, был Ибн аль-Факих аль-Хамадани. Нисба Аль-Хамадани свидетельствует о том, что он сам либо его род происходил из города Хамадан в Иране.
Ибн аль-Факих — автор историко-географической энциклопедии «Книга стран» («Китаб аль-булдан»). В этой работе он описал водные и сухопутные маршруты европейских и азиатских купцов, отметив важную роль славян в международной торговле пушниной. В раннем Средневековье торговля пушниной приносила хорошую прибыль. На рынках Византии и стран Ближнего Востока шкурки пушных зверей пользовались повышенным спросом.
«Что же касается купцов славян, — пишет Ибн аль-Факих, — то они везут шкурки лисиц и зайцев из окраин (земель) славян и приходят к морю Румийскому (Средиземному), и взимает с них десятину владетель Византии. Затем прибывают по морю к Самкарш иудеев (Тмутаракань)… следуют от моря Славян (вероятно, речь о Балтике. — А. С.) в эту реку, которая называется рекой Славян, пока не достигнут пролива Хазар, и берет десятину с них властитель хазар».
В отрывке из «Книги стран» приводится довольно замысловатый маршрут, которым следовали славянские купцы. Как и многие другие арабские историки, Ибн аль-Факих упоминает «реку Славян» как важную водную артерию, при этом очевидно, что речь идет о Днепре или Доне. Обе эти реки еще с глубокой древности использовались купцами в качестве транспортных путей. В сочинении персидского географа Ибн Хордадбеха (ок. 820–890) «Книга путей и государств» четко говорится, что «река Славян» — это Танаис, то есть Дон.
Интересным представляется отождествление Ибн Хордадбехом «русов», которых многие современные исследователи считают скандинавами, со славянами:
«Что касается купцов русов, а они — вид славян, то они везут меха бобра, меха черных лисиц и мечи из отдаленных (земель) к морю Румийскому, и берет с них десятину властитель Рума. А то идут по Танаису, реке славян, входят в Хамлидж, город хазар, и берет с них десятину их властитель».
Говоря о Крыме, Ибн Хордадбех называет его аль-джазира — полуостров.
Важнейшие сведения о жизни предков украинцев приводятся в сочинении мусульманского географа из Исфахана Ибн Русте, жившего на рубеже IX–X вв. До наших дней дошел только один том из его многотомного сочинения «Книга дорогих ценностей». В нем Ибн Русте впервые подробно описывает жизнь, быт, верования и обряды восточных славян:
«Страна славян равнинная и лесистая, и они живут в ней. У них нет ни виноградников, ни пашен. Есть у них подобие больших бочонков, сделанных из дерева, и в них улей для пчел и меда… Из одного большого бочонка получается 10 кувшинов (меда). Они — народ, который пасет свиней, как овец. Когда кто-то из них умирает, его сжигают на огне, а их женщины, если кто-то умер, ранят себе ножом руки и лицо».
В целом описание погребального обряда (тризны), приводимое Ибн Русте, перекликается с описаниями других средневековых историков, что свидетельствует о надежности информации, которой располагал арабский ученый:
«На другой день после сожжения умершего они идут к нему, берут пепел с того места, кладут его в глиняный сосуд и ставят на холм. Когда проходит год после смерти, они (славяне) берут 20 больших бочонков меда, менее или более того, и направляются к тому холму; собираются родственники умершего, едят там и пьют, а затем расходятся.
Сеют они более всего просо. Когда наступает срок жатвы, берут они зерна проса в ковш, поднимают его к небу и говорят: „О Господи, ты, который даешь нам пищу, дай ее нам в изобилии!“
Их глава коронуется, и они подчиняются и действуют по его распоряжениям. Его местопребывание — в середине страны славян… У этого владыки есть верховые животные, а пища у него никакая другая, кроме как выдоенное из них молоко. У него хорошие драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Дж.рваб (вероятно, искаженное славянское слово град. — А. С.); три дня в месяц там бывает торг, там продают и покупают».
По мнению историка Ф. Кмитовича, описания, приведенные Ибн Русте, более всего соответствуют восточнославянскому племени полян, которое владело Киевом и контролировало часть пути «из варяг в греки». Ибн Русте был одним из первых мусульманских ученых, сообщивших о существовании таинственного «острова русов», на котором находилась база разбойников, совершавших нападения на славян — эта информация входит в некоторое противоречие с утверждением Ибн Хордадбеха о том, что русы и славяне являются одним народом:
«Что касается русов (ар-русийя), то они — на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются и забирают их в плен, везут в Хазаран (Хазарию) и Булкар (Волжскую Булгарию) и там продают. У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его пред ним и говорит: „Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом“».
Некоторые современные исследователи, исходя из приведенной Ибн Русте и другими исламскими учеными информации, считают, что русы — это викинги, совершавшие в VIII–XI веках грабительские походы на земли европейских народов. Утверждается также, что «остров русов» — это находящийся в Балтийском море остров Готланд. Однако расстояние от острова Готланд до Хазарии и Волжской Булгарии слишком велико, чтобы туда переправлять рабов для продажи. Гораздо более вероятным представляется, что русы — это название группы славян, живших в районах, прилегающих к Ладожскому озеру. Вполне возможно, что русы были предками ушкуйников — новгородских разбойников, совершавших походы против волжских болгар, шведов, финнов и черемисов (марийцев).
Сообщения мусульманских ученых, введенные в научный оборот в последние полтора столетия, позволили уточнить и дополнить древнерусские летописные сведения, сделав картину ранней истории Украины более яркой и насыщенной событиями и персонажами. Огромный объем информации содержащийся в трудах арабских, персидских и турецких ученых, еще далеко не полностью изучен. Практически ежегодно исследователи находят новые документы, открывающие малоизвестные страницы истории нашей страны.
Александр Степанченко