Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке

Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке
Мечеть в Карагозе
Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке
Мечеть в селении Колеч
Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке
Мечеть в Эски-Сарае
Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке
Михраб в мечети в Эски-Сарае
Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке
Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке
Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке
Мечеть в Эски-Сарае: к вопросу о датировке
22.03.2017
Оцените статью: 
(37 оценки)
Александр Степа...
Аватар пользователя Александр Степанченко

В 14 километрах от современного Симферополя (Ак-Месджид) находятся руины средневекового населенного пункта Эски-Сарай переводе с крымскотатарского «Старый дворец»). Большинство зданий древнего поселения в настоящее время находятся в руинах, но одно сооружение сохранилось достаточно хорошо  это древняя мечеть Эски-Сарай.

Существуют разные гипотезы о времени её сооружения. Долго считалось, что здание было построено в XIV в., в период, когда Крым входил в состав Золотоордынского государства. Первые письменные источники о мечети датируются концом XVIII  началом XIX ст.

Немецкий ученый и путешественник П. Паласс, посетивший Крым в 90-е годы XVIII в. писал: «Эски-Сарай с находящейся в ней старой крепости, состоящей из неправильной четырехугольной стены, построенной подле горы с четырьмя башнями, все на известковом растворе; может быть, она составляет работу генуэзцев. В этой деревне, красиво расположенной, есть большая мечеть».

Несколько позднее русский литератор П. Сумароков, автор книги «Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду», побывавший в тех краях, также упомянул в своей работе мечеть в Эски-Сарае: «Поныне видны каменные стены небольшой крепостцы и опустелая мечеть».

По мнению крымского историка О. Гайворонского, за крепость долгое время путешественники и историки принимали руины древнего караван-сарая, который имел прямоугольную форму и четыре небольшие башни по углам.

Мечеть представляет собой внушительную постройку кубической формы, высотой около 10 метров с толщиной стен не менее 1 метра. С южной стороны к мечети примыкала еще одна небольшая постройка, являющаяся малой мечетью. Сохранились два михраба, один в малой, а другой в большой мечети. Существует версия, что малая мечеть предназначалась для молитв калги-султана, что представляется маловероятным, учитывая тот факт, что резиденция калги находилась в Салгирке (район Ак-Месджида), на расстоянии более 10 километров.

Возвращаясь к теме о времени сооружения мечети в Эски-Сарае, хочется обратить внимание на то, что до настоящего времени сохранилось очень мало мусульманских культовых сооружений, относящихся к эпохе Золотой Орды. А те, что сохранились, находятся либо в руинах, либо серьезно перестроены. К тому же, ни одна из сохранившихся до наших дней золотоордынских мечетей не имеет ничего общего с эскисарайской.

Наиболее близки по архитектурным формам к мечети в Эски-Сарае были молитвенные дома в селении Колеч (Кёледж у Э. Челеби) и мечеть в Карагозе. Но, к сожалению, в 50-е годы ХХ ст. эти сооружения были полностью разрушены. Оба они датируются XVIIXVIII вв. Характерно, что неоднократно посещавший Крым османский путешественник Э. Челеби ни разу не упоминает такое значительное сооружение, как мечеть в Эски-Сарае.

В течение всего периода существования Крымского ханства Эски-Cарай был небольшим населённым пунктом и лишь на рубеже XVIIXVIII вв. его значение начало возрастать. Именно этим и можно объяснить факт строительства такой крупной мечети.

Отсюда напрашивается лишь один вывод  здание, скорее всего, было построено во второй половине XVII в. (после 1666 года, времени последнего посещения Крыма Челеби), возможно, на месте небольшой, существовавшей ранее мечети. Более точно можно будет сказать лишь после серьезных археологических раскопок и детального изучения всех эскисарайских памятников, включая руины предполагаемого караван-сарая.

Нынешнее состояние мечети вызывает серьезные опасения. К ее разрушению приложили свою руку местные жители еще в конце XIX в., используя здание в качестве каменоломни для хозяйственных нужд.

Путешественник В. Кузьменко в начале ХХ в. писал: «Остатки мечети в Эски-Сарае не носят на себе никаких следов внимания к ним наших современников, а, напротив, везде замечаются следы явного небрежения. Вокруг развалин забор из кое-как сложенных насухо камней, но воздвигнут он отнюдь не для ограждения мечети, а для защиты огорода. Сверху, на стенах и куполе, выросли кусты и даже целые деревья, корни которых, проникая в швы между камнями, постепенно расстраивают кладку и тем способствуют ее разрушению. От некогда стройного, высокого и красивого минарета осталось только основание его».

В 2015 году мусульмане Симферопольского района обратились к властям с просьбой о реставрации мечети в Эски-Сарае. Местные жители готовы были даже начать сбор средств. Но вопрос уперся в бюрократические процедуры и до сих пор не решен.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.