О характере антиисламской пропаганды в СССР

Атеистический журнал Безбожник
Атеистический журнал Безбожник
Мусульманское духовенство
Мусульманское духовенство
Пропагандистский плакат. СССР
Пропагандистский плакат. СССР
Атеистический журнал Безбожник
Мусульманское духовенство
Пропагандистский плакат. СССР

В 1917 году власть в России перешла в руки большевиков, которые в своей программе, принятой на II съезде партии в 1903 году, декларировали «полную равноправность всех граждан, независимо от… религии», «отделение церкви от государства и школы от церкви».

Но после прихода к власти отношение большевиков к религии вообще и исламу в частности существенным образом изменилось. Первоначально они старались привлечь мусульман на свою сторону, для чего 3 декабря 1917 года было принято специальное Обращение Совета народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором говорилось: «Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными».

Однако идиллия длилась не долго. Уже 2 февраля 1918 года Совнарком принял достаточно жесткий декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием», — говорилось в этом постановлении. Таким образом, все имущество религиозных организаций, включая мусульманских, переходило в собственность государства. При этом здания, предназначенные для богослужения, передавались в пользование общинам верующих исключительно по решению местных советов. Этот декрет стал мощным оружием властей против всех религиозных организаций на территории бывшей Российской империи.

В начальный период, когда советская власть еще не успела закрепиться, в регионах с преимущественно мусульманским населением отношение к верующим и служителям культа было достаточно лояльным. Так продолжалось вплоть до 1928 года, когда всякие послабления были отменены.

Идеологические основы антирелигиозной пропаганды в СССР были заложены в работах основоположников марксизма, в частности В. Ленин писал: «Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс. Борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно идеологической проповедью, нельзя сводить к такой проповеди, эту борьбу надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии».

В этих словах Ленина заложена суть понимания большевиками религии. По их мнению, социальные корни и классовая сущность превращали ее в орудие эксплуатации трудящихся. Такой подход позволял очень широко трактовать любую деятельность религиозных организаций, представляя их в виде враждебных, «контрреволюционных» структур.

Первоначально борьба с религией ограничивалась пропагандой и мерами административного воздействия. Однако с началом гражданской войны и возникновением на территории России независимых государств, в том числе мусульманских, коммунистическое правительство все активнее стало использовать методы принуждения не только в отношении отдельных служителей культа, но и целых религиозных организаций.

В Российской империи число верующих мусульман превышало 20 млн человек. Они преимущественно жили в Туркестане, Закавказье, Северном Кавказе, Поволжье и Крыму. До 1917 года мусульманские организации имели широкую сеть учебных заведений, которая включала в себя 1064 медресе и 9723 мектеба. После 1928 года практически все учебные заведения были закрыты, а значительная часть священнослужителей репрессированы.

О причинах наступления большевиков на мусульман достаточно ясно сказано в пропагандистской брошюре К. Василевского «Ислам на службе контрреволюции», изданной в Москве в 1930 году: «В годы гражданской войны исламская контрреволюция, блокирующаяся с империалистическими интервентами и отечественной белогвардейщиной, оказалась разгромленной вместе со своими союзниками на поле брани. Теперь ислам в лице своих проповедников-мулл и ревностных приверженцев из реакционных классовых прослоек является помехой социалистическому строительству».

Какое-то время коммунисты плохо понимали, что собой представляет ислам. Для них главным врагом была православная церковь. Однако по мере укрепления режима в мусульманских регионах ислам стал изучаться идеологами и пропагандистами с целью более эффективной борьбы с ним. В качестве ударной силы власти использовали такую атеистическую организацию, как Союз воинствующих безбожников СССР. В документах, адресованных активистам организации, отмечалось, что ислам является целой общественно-экономической системой, «регулирующей и регламентирующей как политическую, так и общественную и личную жизнь правоверных во всех деталях».

В условиях идеологической монополии коммунистической партии допустить свободную деятельность мусульманских организаций власти никак не могли и не хотели. Планомерное наступление государства на религиозные организации подавалось как движение общественных организаций против контрреволюционных элементов. При этом ставилась задача «полного искоренения пережитков религиозных суеверий». В манифесте Союза воинствующих безбожников отмечалось: «Мы должны показать контрреволюционную сущность религии, религиозных организаций в СССР, которые поддерживали в свое время власть помещиков и капиталистов, которые в начале революции открыто примкнули к контрреволюционным организациям, которые и теперь, в период социалистического строительства, борются против социалистического переустройства, собирая вокруг себя все антисоветские…элементы».

К началу Второй мировой войны ислам в СССР фактически стал нелегальным. И лишь в результате изменения политики правительства в отношении верующих, произошедшей в ходе войны, наметилось ослабление давления государства, что выразилось в легализации духовных управлений мусульман. Ослабление репрессий было вызвано фактом участия миллионов мусульман советских республик в борьбе с фашизмом на фронтах Второй мировой войны.

После войны верующим стали возвращать мечети, а накал антиисламской пропаганды пошел на убыль. Однако с середины 50-х годов, с приходом к власти Хрущева, начались новые гонения на верующих, а антирелигиозная пропаганда стала официальной политикой государства. Такая ситуация с некоторыми корректировками, произошедшими в конце 80-х годов, оставалась вплоть до самого конца СССР.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.