Судебная и правовая система в Крымском ханстве

Судебная и правовая система в Крымском ханстве
Побивание камнями
Судебная и правовая система в Крымском ханстве
Ярлык
Судебная и правовая система в Крымском ханстве
Монеты основателя Крымского ханства Хаджи Гирея
Судебная и правовая система в Крымском ханстве
Судебная и правовая система в Крымском ханстве
Судебная и правовая система в Крымском ханстве

Судебная система Крымского ханства берет свое начало в судебной практике Золотой Орды. В свою очередь государственно-правовые институты Золотой Орды базировались на законодательстве Монгольской империи, созданной Чингисханом в начале XIII века.

В доисламский период источниками права Монгольской империи и Золотой Орды были обычное право (неписаный свод древних правил и обычаев кочевников) и так называемое «имперское право», основой которого стала «Яса Чингисхана». Исследователи определяют «Ясу» как «сборник нравственно-правовых и политических правил», призванных регулировать взаимоотношения народов населявших империю.

Высшей судебной инстанцией Золотой Орды являлись правители государства  ханы. При этом судебная система имела трехступенчатый характер. Помимо ханского суда был суд курултая, а также суд специально назначенных судей-дзаргучи.

Процесс исламизации Золотой Орды, начавшийся при хане Берке, естественным образом на первый план выдвинул мусульманское право  шариат и фикх. Нужно отметить, что в состав Золотой Орды входил ряд древних исламских государств, где шариат уже давно был фундаментом судебной системы.

Закрепление Ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде, в период правления хана Узбека, сделало шариат неотъемлемой частью правовой системы. Традиционное право было постепенно отодвинуто на второй план мусульманским. Шариат стал единственной правовой основой Золотой Орды в период ее распада.

Источником права в Золотой Орде и в начальный период существования Крымского ханства был ханский ярлык (указ, предписание). Первые ярлыки в Золотой Орде стал издавать хан Берке. Чаще всего ярлыки были аналогом русских жалованных грамот, которые выдавались правителям вассальных или зависимых государств, купцам, чиновникам, духовенству.

Возникшее в 1441 году Крымское ханство считало себя правопреемником Золотой Орды, именно поэтому ханы, по примеру своих предков-чингизидов, продолжали издавать ярлыки. Однако со временем ярлыки утратили тот вес и значение, которые имели в Золотой Орде. Достаточно сказать, что в XVII веке право издавать ярлыки имел не только хан, но также и некоторые члены его семьи.

Правовой основой судебной системы Крымского ханства был Коран; Сунна  источник норм, регулирующий все стороны жизни мусульманина; иджма, которая трактуется как единогласное мнение всей уммы; кыяс, охватывающий случаи, не имеющие описания в Коране и Сунне.

Традиционно в мусульманском мире существует тесная связь религии и права. Именно поэтому представители духовенства, обладавшие соответствующими знаниями, осуществляли также и судебные функции. Не случайно главой крымских судей (кади) было высшее лицо духовной иерархии (муфтий). При этом назначал кади либо непосредственно сам хан, либо верховный судья ханства (кадиаскер).

Кади могли рассматривать любые вопросы по гражданским и уголовным делам, за исключением случаев, когда за преступление предусматривалась смертная казнь.

Уникальной особенностью судебной системы Крымского ханство было отсутствие в государстве параллельных судебных систем для разных религий. Один и тот же суд выносил решения, касающиеся как христиан, так и мусульман. Этот принцип равенства был передовым для той эпохи, когда правовая система европейских государств только начинала формироваться.

Следует сказать, что для осуществления правосудия кади должны были обладать не просто определенным набором знаний, но быть высокообразованными людьми, знавшими все тонкости исламского права (фикха).

Еще одним феноменом Крымского ханства было правовое положение его подданных  крымских татар и ногайцев. В то время, как в средневековой Европе сельское население было превращено в крепостных, в Крымском ханстве институт крепостного права отсутствовал. Это было связано не только с тем, что крымскотатарское общество придерживалось древних тюркских традиций  против крепостничества выступала и мусульманская религия.

Территория Крымского ханства делилась на 48 кадилыков, которые, по сути, являлись судебными округами. В этих округах через кади осуществляли свою власть высокопоставленные государственные чиновники, а также сераскеры (главы ногайских орд) и беи.

В развитии права в Крымском ханстве следует выделить несколько этапов. Монгольские источники права («Яса») в золотоордынский период стали заменяться письменными источниками (ярлыками). Начавшаяся в середине XIII века исламизация привела к тому, что нормы шариата стали играть ведущую роль в Золотой Орде, а впоследствии и в Крымском ханстве. При этом традиционное тюркское право играло значительную роль, регулируя частную жизнь крымских татар, вплоть до аннексии полуострова Россией в 1783 году.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.