Тевтонский орден против исламского мира. Часть первая

Битва пруссов с крестоносцами
Битва пруссов с крестоносцами
Герман фон Зальца - великий магистр Тевтонского ордена
Герман фон Зальца - великий магистр Тевтонского ордена
Фернандо III
Фернандо III
Битва пруссов с крестоносцами
Герман фон Зальца - великий магистр Тевтонского ордена
Фернандо III
16.11.2020
Оцените статью: 
(177 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

В 1095 году на церковном соборе в городе Клермоне папа Римский Урбан II обратился с призывом к западному миру организовать крестовый поход, чтобы освободить Иерусалим из рук мусульман. Всего несколько месяцев спустя политическая элита европейских государств смогла собрать значительные силы и выступила в поход. Во главе крестоносцев стояли Раймунд граф Тулузский, Боэмунд Тарентский, герцог Нормандии Роберт III (Куртгёз) и граф Фландрии Роберт.

Первый крестовый поход, завершившийся взятием Иерусалима в 1099 году, позволил христианам резко ослабить опору мусульман на Ближнем Востоке — государство турок-сельджуков. На территориях, завоеванных крестоносцами, возникло сразу несколько государственных образований, ставших форпостами католической церкви на Востоке.

В ходе Первого крестового похода французский дворянин Гуго де Пейн создал собственную духовно-рыцарскую организацию, в дальнейшем превратившуюся в орден тамплиеров. Монахи-рыцари были не только церковнослужителями — они принимали активное участие в боевых действиях против мусульман. Со временем возникшие в Палестине ордена воинствующих католиков начали проводить собственную политику, которая порой шла в разрез с политикой светских властей.

В конце XII века группа немецких рыцарей в Акре (Палестина) создают госпиталь для раненых или больных соотечественников. Эта структура действовала под покровительством монашеского ордена госпитальеров. В 1191 году папа Римский Климент III создает «Германское братство Святой Марии в Иерусалиме», которое спустя пять лет было преобразовано в Тевтонский духовно-рыцарский орден.

Всего за несколько лет новый орден стал ударной силой против мусульманских государств на Ближнем Востоке и в Испании, где уже несколько столетий продолжалась реконкиста. Мусульманам Аль-Андалуса приходилось сдерживать натиск не только христианских государств Пиренейского полуострова, но, фактически, всей католической Европы.

Испания являлась западным флангом борьбы с Исламом. Координировали эту борьбу римские папы. Именно благодаря их усилиям там было создано три духовно-рыцарских ордена: Сантьяго, Алькантара и Калатрава. Кроме того третья часть военных сил ордена тамплиеров также была сосредоточена в Испании. Но всего этого явно не хватало для окончательного изгнания мусульман с Пиренейского полуострова. Более того, на какое-то время мусульманам даже удалось перехватить инициативу после нанесенных испанскому королю Фернандо III чувствительных поражений. Особенно болезненной для него стала неудачная осада важнейшего города Аль-Андалуса — Кордовы.

В 1222 году Фернандо III пригласил Тевтонский орден в Испанию, предоставив рыцарям земельные владения. На новых землях тевтонцы сразу же начали сооружать замки — символы своей власти и могущества. Замок Ла Мота превратился в главный опорный пункт ордена на полуострове — отсюда совершались набеги на земли мусульман. После того как король Фернандо III объявил о планах по полному завоеванию Аль-Андалуса, замок стал резиденцией Великого магистра Тевтонского ордена Германа фон Зальца.

Великий магистр прибыл в Испанию в 1231 году. Чтобы «заманить» церковного вельможу для участия в планируемой войне, король подарил ордену очередной земельный надел на берегу реки Тахо, недалеко от Толедо. Вскоре там был построен еще один рыцарский замок.

Наступление на мусульман Аль-Андалуса началось в 1233 году. Война продолжалась более тридцати лет и завершилась завоеванием крупнейших мусульманских городов: Кордовы, Севильи и Кадиса. Лишь ценой огромных усилий мусульманам удается сохранить свое, значительно уменьшившееся, государство.

Одновременно с войной в Испании Тевтонский орден обращает внимание на Восточную Европу — на земли, где жили прусские племена. Там немецкие рыцари открывают новый, третий по счету, фронт борьбы за идеалы католической церкви.

Попытки христианизации пруссов предпринимались неоднократно, но не давали никакого результата. Местное население упорно держалось за языческую религию, убивая всякого, кто пытался навязать им чужую веру. Еще в 1216 году папа Римский издал буллу, в которой уравнял крестовые походы в Палестину с военными операциями против пруссов.

В начале XIII века племена пруссов начинают военную экспансию против католической Польши и даже выходят к устью Вислы. Испуганный перспективой утраты власти в регионе польский князь Конрад Мазовецкий обращается за помощью к Тевтонскому ордену.

Герман фон Зальц достаточно быстро оценил открывающиеся перед орденом перспективы: в Палестине и в Испании тевтонцы были лишь «младшими партнерами» местных правителей, зато земли пруссов были как бы ничейными, на них не претендовали соседние государства. Несмотря на то, что тевтонцы именно в это время участвовали в подготовке Шестого крестового похода и были заняты в операциях против мусульман в Испании, монахи нашли силы и время, чтобы развязать войну на Балтийском побережье.

Первыми в Пруссию в 1226 году прибыли рыцари Конрад фон Лансберг и Отто фон Залайден. Их сопровождало всего восемнадцать воинов. В момент их приезда пруссы в очередной раз атаковали территорию Мазовецкого княжества. Чтобы проверить тевтонцев в деле, князь Конрад поставил их во главе своего войска. В ходе ожесточенного боя пруссы были разбиты. Тем самым рыцарям удалось утвердить свой авторитет в глазах местной политической элиты.

Вскоре после прибытия первой группы тевтонцев на балтийские земли хлынул поток немецких колонистов. Пруссы отчаянно сопротивлялись, громя отряды Тевтонского ордена и разрушая замки завоевателей, но шаг за шагом были покорены и обращены в христианство.

Укрепившись в Пруссии, тевтонцы стали все чаще посягать на земли своих польских соседей, которые по неосторожности пригласили коварных рыцарей. Незначительные поначалу стычки вскоре переросли в многолетние кровопролитные войны, в которых на карту уже была поставлена сама независимость польского государства.

В это время на Востоке возникла могущественная Золотая Орда, которая во второй половине XIV столетия приняла в качестве государственной религии Ислам. Именно мусульманам Золотой Орды было суждено сыграть роковую роль в судьбе Тевтонского ордена.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.