В среду, 18 мая, − День памяти жертв геноцида крымскотатарского народа

Катаки (Сеферова) Гульсум и её дети, Урал, лесоповал, 1949 г.
Архивные фото предоставлены Эдие Муслимовой
Депортированные из Крыма жители сёл Отузы и Шелен, г. Красновишерск, Молотовская область, в 1948 г.
18.05.2016
Оцените статью: 
(525 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Именно 18 мая 1944 года началась операция по депортации крымских татар. В этот день чтят память жертв этого преступления, а также отмечают его как День борьбы за права крымскотатарского народа.

Украинский институт национальной памяти публикует материалы и архивные фото, посвященные этой теме.

Операция советских войск по изгнанию нацистских оккупантов с территории Крымского полуострова началась 8 апреля 1944 года и завершилась в ночь на 13 мая. Еще до завершения боев, 22 апреля, в докладной записке на имя Лаврентия Берии крымские татары были обвинены в массовом дезертирстве из рядов Красной армии. 10 мая Берия в письме Сталину повторил предыдущее обвинение, добавив к нему «предательские действия крымских татар против советского народа» и «нежелательность дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза». Также в письме было сформулировано предложение выселить всё крымскотатарское население в Узбекистан.

На следующий день, 11 мая 1944 года, было принято совершенно секретное Постановление Государственного комитета обороны  5859сс «О крымских татарах». В ней приводились предыдущие претензии к крымскотатарскому населению вроде массовое предательство и массовый коллаборационизм, которые стали обоснованием депортации. На самом деле никаких доказательств «массового дезертирства» крымских татар не существует, а абсолютное большинство коллаборационистов погибло в боях или было осуждено в индивидуальном порядке.

Депортация крымскотатарского населения началась в 3:00 утра 18 мая 1944 года и завершилась, в основном, 20 мая. К операции были привлечены 32 тыс. сотрудников НКВД. Депортированным давалось на сборы от нескольких минут до получаса, разрешалось брать с собой личные вещи, посуду, бытовой инвентарь и провизию в расчете до 500 кг на семью. В реальности же удавалось собрать в среднем 2030 кг вещей и продуктов, абсолютное большинство имущества оставалось и было конфисковано государством. Зафиксированы многочисленные случаи мародерства. В течение двух дней крымских татар свозили машинами к железнодорожным станциям Бахчисарая, Джанкоя и Симферополя, откуда эшелонами отправляли на восток.

Во время главной волны депортации (1820 мая) было выселено 180 014 человека, для перевозки которых использовали 67 эшелонов. Кроме того, 6 тыс. мобилизованных военкоматами в течение апрелямая крымскотатарских юношей отдельно отправили на наряды Главного управления формирования резервов в Гурьев (Атырау, Казахстан), Куйбышев и Рыбинск, а еще 5 тыс. крымских татар сосланы на работы в лагеря треста «Московуголь». За первые два дня из Крыма были изгнаны 191 044 человека. Отдельно 5989 человек, обвиненных в сотрудничестве с немцами, и другого «антисоветского элемента» арестованы во время депортации. Они попали в ГУЛАГ и в дальнейшем не учитывались в общих сведениях об изгнанниках.

Во время июньских депортаций болгар, армян, греков и «иностранных подданных» дополнительно был выселен 3141 крымский татарин, которым удалось спастись в мае. Таким образом, общее количество изгнанного из Крыма коренного народа составило 183 тыс. человек в общее спецпоселение, 6 тыс. в лагеря управления резервов, 6 тыс. в ГУЛАГ, 5 тыс. спецконтингента для Московского угольного треста, а вместе 200 тыс. человек. Среди взрослых спецпоселенцев было также 2882 россиян, украинцев, цыган, караимов и представителей других национальностей, которых выселили из-за принадлежности к смешанным бракам.

Последний эшелон с депортированными прибыл в Узбекистан 8 июня, определенная часть крымских татар в дороге погибла. Количество таких, по официальным источникам 191 человек вызывает сомнения. Впрочем, даже советская статистика позволяет проследить уменьшение количества изгнанного населения.

Сразу после победы над нацизмом началась тотальная демобилизация крымских татар из рядов Советской армии. В течение 19451946 гг. в трудовые лагеря Сибири и Урала было направлено 8995 военнослужащих, которым только через несколько лет позволили воссоединиться с семьями в ссылке. Такая же судьба постигла и награждённых воинов даже дважды Герою Советского Союза Амет-Хану Султану не разрешили вернуться в Крым. У всех спецпоселенцев-военных изымались военные билеты, им запрещалось носить оружие. При этом старшие офицеры оставались на службе, тогда как старшие офицеры-политработники и сотрудники карательных органов отправлялись на спецпоселение.

Постановлением советского правительства от 8 января 1945 года «О правовом статусе спецпоселенцев» отмечалось, что спецпоселенцы пользуются всеми правами граждан СССР, но при этом они не имели права самовольно оставлять определенные для них районы спецпоселения, главы семейств должны были ежемесячно регистрироваться в милиции, а все изменения в семьях должны были докладываться милиции в трехдневный срок.

Депортация имела катастрофические последствия для крымских татар в местах ссылки. В течение года до завершения войны от голода, болезней и истощения погибли более 30 тыс. человек. Не меньший вред претерпело хозяйство Крыма, лишенное опытных работников.
После депортации советский режим прибег к нивелированию исторической памяти о крымской государственности и крымских татарах. 25 июня 1946 года Крым был лишен статуса автономии и превращен в обычную область РСФСР, а в течение следующих двух лет более 80% оригинальной крымской топонимики было заменено на стандартные советские названия.

Обычным явлением были побеги из мест ссылки. Особый масштаб это явление приобрело в 1948 году, когда бсежали 8692 крымских спецпоселенца, из которых задержали 6295 и привлекли к ответственности 2645 человек. Правительство уже 21 февраля 1948 года специальным постановлением «О ссылке, высылке и спецпоселениях» обязало МВД установить режим полного прекращения побегов. 28 ноября 1948 года Президиум Верховного Совета СССР своим Указом «Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны» устанавливал пожизненный срок выселения и назначал 20-летнее наказание принудительными работами за побег и 5 лет за скрывание.

Советское правительство 5 июля 1954 года сняло с учета спецпоселенцев, не достигших 16 лет, а также молодежь, которую приняли на обучение в учебные заведения. 13 июля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР отменил свой указ от 26 ноября 1948 об уголовной ответственности за побег из мест ссылки.

Выселенные из Крыма крымские татары были освобождены из спецпоселений на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года без права возвращения в места, откуда они были высланы, и без возврата конфискованного имущества. Постановление Совета Министров СССР от 15 декабря 1956 года о расселении татар, немцев, греков, болгар и армян, которые раньше жили на территории Крымской области и возвращались с мест поселения, признавало недопустимым их возвращение в Крым, а также считало «нецелесообразным» расселение их в Херсонской, Запорожской, Николаевской и Одесской областях.

Несмотря на половинчатость принятых решений, они все-таки облегчили гражданское положение депортированных, лишив их унизительных формальностей учета. Это давало возможность и для переселения в другие местности СССР, которой только некоторые депортированные смогли воспользоваться.

Политические акции крымских татар (петиционная кампания, создание политических организаций, акции протеста и т. п.) привели к еще одному политическому успеху. 5 сентября 1967 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», который отменял обвинения в измене крымских татар, однако провозглашал якобы полное укоренение крымских татар в Узбекистане. В январе же 1974 года Президиум Верховного Совета СССР отменил запрет грекам, армянам, болгарам и крымским татарам возвращаться в Крым на прежние места их проживания.

В период после Указа 1967 года государственные органы СССР и УССР прибегли к другой тактике против возвращения депортированных народов в Крым. Основным орудием её стал институт прописки (регистрации). Лицам, которые пытались вернуться на законных основаниях, органы внутренних дел затрудняли или/и препятствовали в приобретении жилья. Также они усложняли процесс прописки или отказывали в ней. Любые проявления протеста, спровоцированные этими действиями, неуклонно преследовались судебными органами.

В 1968 году началась организованная репатриация крымских татар в Крым. В конце 1960-х начале 1970-х гг. этим путём вернулись домой более 200 семей, еще столько же прибыли самостоятельно. К началу массового возвращения в конце 1980-х гг. в Крыму проживало около 7 тыс. крымских татар.

14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся принудительному переселению, и обеспечении их прав», а 7 марта 1991 года Постановление «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся принудительному переселению, и обеспечении их прав». Поэтому восстановление за счет государства имущественного и другого состояния репатриантов, каким оно было до момента депортации, приобретало необходимую легитимность.

Украина никогда не отказывалась от признания актов органов бывшего СССР по восстановлению прав депортированных, а со времени провозглашения независимости взяла на себя полную ответственность за судьбу всех своих граждан, включая те, которые возвращаются на её территорию из мест депортации. 20 марта 2014 года Верховная Рада Украины приняла Постановление  114018 «О гарантии прав крымскотатарского народа в составе Украинского Государства», которой признала крымских татар коренным народом Украины и гарантировала их право на самоопределение в составе нашего государства.

«Когда я закончила три класса, началась война, продолжить обучение мне так и не пришлось. Когда началась депортация, отца с нами не было, он воевал на фронте. Маму и нас шестеро детей солдаты выбросили из дома, мы так и не успели ничего с собой взять, вспоминает Фериде Меджитова. Голодные и раздетые мы добрались в Узбекистан, в колхоз Назарбай Бекабадского района. Дали нам маленький домик, где крыша была наравне с землей. Мы едва уместились туда со своей семьей. В 1944 году первым умер брат Решат, в следующем году сестренка Мевиде. Мама день и ночь плакала и после смерти сестры прожила 3 дня. На следующий день после смерти мамы зашел сосед Абдулла агьа и передал страшную новость о том, что умер брат. У брата одна нога и одна рука были подвернуты, глаза и рот кишели муравьями. Я попыталась выпрямить ему руку и ногу, но они застыли. Взяла тряпку и вытерла глаза и рот. Затем нагрела воды и пошла к одной старушке с просьбой обмыть тело брата. Но она мне сказала, что мальчиков обмывают мужчины и отправила к дедушке Джеббару. Я пошла к нему, а когда вернулась домой, оказалось, что нас ждет машина меня и двух сестер увезли в больницу. В тот вечер умерла еще одна моя сестра. Через два дня умерла другая. Я осталась совсем одна. Я так и скиталась по домам, выпрашивая милостыню. Соседи пожалели меня и пошли со мной на базар, чтобы поменять на продукты оставшиеся вещи. Меня оставили у входа, я лежу на земле, подняться сил нет. Кто-то воскликнул мое имя я еле открыла глаза это мой родственник спрашивает что ты здесь делаешь?. Я все рассказала, он свалил меня на спину и понес к себе домой. Так меня спасли от смерти. Позже меня разыскал отец, когда вернулся с фронта. Он шел, оставив дома жену и шестерых детей, а осталась у него одна я. Мама умерла в 34 года, старшему брату было 16 лет. Эти страшные годы разве можно описать и рассказать? Я их буду помнить до конца своей жизни».

Фериде Меджитова умерла в 2008 году.

О мифах относительно депортации крымских татар и её истинных причинах рассказывает крымский историк Сергей Громенко в статье «Отчим народов. Зачем Сталин выселил древние этносы Крыма», опубликованной в «Зеркале недели»:

«А теперь об истинной причине массовых депортаций кавказских и крымских народов: это была зачистка тыла будущего театра военных действий. Если изгнание крымских немцев в 1941 году и итальянцев в 1942-м легко объяснить тем, что с государствами этих наций СССР вел войну, то с другими жертвами всё сложнее.

Обратите внимание на происхождение и/или конфессию депортированных народов. С Карачаево-Черкесии в октябре 1943 г. депортировали 70 тыс. карачаевцев (тюрков), а черкесов (адыгов) оставили. С Кабардино-Балкарии в марте в 1944 г. выселили 38 тыс. балкарцев (тюрков), а кабардинцев (адыгов) не трогали, хотя Ислам преобладал среди верных всех четырех народов. В промежутке между ними депортировали 95 тыс. калмыков, почти полмиллиона чеченцев и ингушей и 90 тыс. турок-месхетинцев, причем три последних народа также мусульманские. Пострадали заодно и курды, ногайцы и представители еще нескольких этносов, в частности азербайджанцы, которых массово изгоняли из Армянской ССР.

В Крыму под удар попали крымские татары тюрки-мусульмане, но также и греки (их выселяли с 1942 года из всех приграничных районов), болгары (Болгария была союзницей Германии, но не участвовала в советско-германской войне) и армяне вместе 230 тыс. человек. Относительно последних трёх советская пропаганда даже не беспокоилась постановление об их депортации просто прилагалось к постановлению о крымских татарах.

В результате операций по выселению в 19431944 гг. оба плацдарма будущей советско-турецкой войны Крым и Кавказ были освобождены от нежелательного, сомнительного и антисоветского элемента. Но заранее подготовленный конфликт так и не состоялся».
Крымские татары в местах спецпоселений после депортации в 1944 году. Архивные фото (Фото предоставлены Эдие Муслимовой, директором издательского дома «Тезис» (г. Симферополь, АР Крым).

Редакционные правила СМИ:

1. Прилагательное крымскотатарский и родственные ему пишутся исключительно вместе, а не через дефис. Это правильно с грамматической точки зрения и исторически корректно.

2. Самоназвание крымскотатарского народа кырымлы или крымлы может быть адекватно переведено, как крымцы. Не стоит путать это понятие с термином крымчане, который означает всех жителей Крыма, независимо от национальности, и крымчаки названием отдельного этноса, коренного народа Украины, проживающего в Крыму.

3. Употреблять понятие татары для обозначения именно крымских татар научно некорректно. Это примерно то же, что вместо украинцы говорить восточные славяне.

Специалисты по вопросу:

Гульнара Бекирова, Крымский инженерно-педагогический университет
Сергей Громенко, Украинский институт национальной памяти
Богдан Короленко, Украинский институт национальной памяти
Александр Лысенко, Институт истории Украины НАНУ
Максим Майоров, Украинский институт национальной памяти

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.