Новруз — праздник с доисламскими обычаями

20.03.2015
Оцените статью: 
(435 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Шесть лет тому назад, 30 сентября 2009 года, ЮНЕСКО включила Новруз в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, и 21 марта было объявлено Международным Днем Новруз. Но знание и уважительное отношение к истории человечества не говорит о слепом следовании древним верованиям и доисламским традициям. Эта статья повествует о сути праздника, его истоках и языческих обрядах, являющиеся составляющими компонентами «нового года».

Знать о чем-то, понимать сущность, истоки и историю того или иного события или традиции  без сомнения, полезно. Мы — люди, и иметь представления об истории человечества, о развитии и путях становления тех или иных сообществ  хотя бы для того, чтобы иметь возможность сопоставления, анализа и прогноза  необходимо. Тем более, когда речь идет о культурном наследии. Но знание и понимание сути совершенно не означает, что мы автоматически должны принимать и руководствоваться в своей жизни воззрениями людей, живших в доисторические эпохи.

Согласитесь, авторитетный ученый  археолог, палеонтолог, антрополог или этнограф, изучающий историю  ну, скажем, каннибалов, зная традиции и верования этих племен, не заказывает на ужин человечину. То же самое происходит с некоторыми традициями и праздниками, отголоски которых слышны и сейчас  знать о них, понимать их сущность не означает совершенно, что мы, уважая историю человечества, должны следовать им. Опять-таки позволю себе сравнение  взрослый человек, с благодарностью вспоминая, что в детстве заботливая мать пеленала его и кормила грудью, в память об этом не обряжается в подгузники и не требует кормилицу. Ему даны новые возможности, новые одежды, новая пища.

Новру́з (от персидского نوروز  «новый день»),  праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Он является национальной традицией, не имеющей отношения к существующим традициям в исламе, поскольку имеет доисламское происхождение, и, кроме того, помимо иранских национальных компонентов в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что в древнейшие времена тюрки (туранцы) и иранцы имели самые непосредственные культурные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. Сведения об этом содержатся и в Авесте (Ард-Яшт 17:38). Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами.

Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской империи, как религиозный праздник зороастризма  (религия, берущая начало в откровении Заратуштры, полученных от Ахура Мазды. Зороастризм никогда не проповедовал монотеизм, хотя пытался унифицировать политеистические религии под культом единого верховного Бога  ред.). Новруз продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие. Однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Новруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, до распространения ислама. Соответственно, Новруз не празднуется арабами.

В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Новруза было запрещено. В Сирии празднование Новруза запрещено до сих пор.

Как же отмечался Новруз ранее и как празднуется сегодня? В день Новруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Например, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры». Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Новруза» и предшествующих ему дней (приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника). Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. Например, Негмати А. Н. пишет, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю (Новруз). После захода Солнца народ разжигает костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведённые ими костры и купаются в реке. В Таджикистане в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая, и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины, с грудными детьми  надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. То есть, налицо  поклонение духам и следование суевериям

Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой, и ставили в особое место. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца  символ зарождения жизни и специфические сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время.

Так может ли мусульманин, отмечая Новруз, выполнять ритуалы, языческие по сути? Можно ли относится к этому, как к некоей шалости, можно ли даже, как говорят дети, «понарошку, невзаправду» искать либо просить защиты у духов природы, тем самым подвергая сомнению то, что все в руках единого Бога?

Классическое исламское учение не имеет тенденций к компромиссам с языческим наследием прошлого. Причем эта бескомпромиссность проявляется как с языческими традициями самих арабов, так и в случае с неарабами.

Таким образом, синкретизму в классическом Исламском учении места нет. (Напомним, синкретизм  с греческого «συγκρητισμός«  соединение, объединение обозначает соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии). В самых авторитетных сборниках хадисов пророка Мухаммада недвусмысленно дается понять, что Исламское мировоззрение не приемлет праздников доисламской эпохи. Наиболее характерен в этой связи следующий хадис:

«Передано Анасом, да будет доволен им Аллах: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину там народ справлял два праздника. Эти дни были днями веселья и радости. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А что это за дни (в чём их сущность)?" Ему ответили: «Во времена джахилии (язычества) мы развлекались в эти дни». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Аллах вам заменил те два праздника на два более полезных праздника  это Курбан и Ураза». (Абу Давуд).

Обращает на себя внимание тот факт, что пророк даже не попытался приспособить те два языческих праздника под обрядность новой религии, которую он проповедовал. Он сразу же отменил их и заявил, что взамен мединцы будут справлять совсем другие по сущности праздники, которые, по словам пророка, принесут им больше пользы.

Еще одним примером бескомпромиссной борьбы пророка с пережитками языческих традиций является следующий хадис:

«Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане, и спросил об этом мнение Пророка. Тот спросил: Стоял ли на этом месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди? Ему ответили: Нет. Пророк опять спросил: А проходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников? Люди ответили: Нет, не проходили. Тогда Мухаммад (мир ему) сказал: Исполняй свой обет, т. к. не следует исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху, а также в том, чем не владеет сын Адама» (Абу Давуд).

Как следует из данного хадиса, пророк даже запрещал совершать исламские ритуалы и обряды жертвоприношения на местах аналогичных сборищ язычников прошлого, опасаясь того, что люди могут невольно вспомнить на этих местах о прошлых традициях и начать посвящать свои обряды лжебогам.

Из работ всех признанных ученых 4 ортодоксальных масхабов Ислама (Ханафи, Шафии, Малики, Ханбали), можно заключить, что Исламское мировоззрение вообще не признает никаких праздников помимо Идайна (2 праздника  Поста и Жертвоприношения) и не допускает проведения каких-либо альтернативных празднеств в религии помимо указанных 2-х.

Судя по следующему изречению пророка Мухаммада  «Аллах проклянет всякого, кто поддерживает тех, кто вводит в религию нововведение» (Муслим, Адахи 43, (1978); Насаи, Дахая 34, (7, 232),  можно заключить, что с точки зрения исламского вероучения введение ритуалов и праздников неисламского происхождения в религию не допускаются, хотя такие попытки, на примере Новруза, в истории отмечались и отмечаются. Это явление имеет место в связи с тем, что некоторые люди пытаются приспособить привычные им национальные традиции своих народов под исламское вероучение, которое по своей сути наднациональное. Например, это отмечается в сборнике «Мусульманские праздники»: «Персо-язычные народы отмечали Новруз с особой торжественностью, а затем этому празднику придали исламскую окраску» («Мусяльман байрамлары». Бакы, «Азярбаджан», 1993).

Как видно из приведённого выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Новруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами.

Необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Новруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям Исламского вероучения, делать это категорически запрещатся. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности Исламской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют собой попытки представления этой мировой религии в узких рамках своих национальных и племенных воззрений.

Так что, изучая и уважая историю, стремясь к знаниям о традициях и культуре народов, наверное все же не следует слепо копировать наследие прошлого.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.