В конце сентября этого года Львов превратился в книжную столицу Украины — в течение недели в городе проходил XXV Book Forum Lviv. Среди около тысячи мероприятий, которые проходили на полсотни различных площадок, внимание многих привлекла межрелигиозная встреча-дискуссия о смысле паломничества и отношении к нему у последователей трех авраамических религий «Иерусалим, Рим, Мекка».
Мероприятие, состоявшееся 21 сентября во Львовской копальне кофе, модерировал директор Центра межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас» Тарас Дзюбанский, который также презентовал свою книгу «Рим & Ватикан: 753 д. н. э. — 2018 н. э.» с подзаголовком «Незабываемая прогулка в течение 2771 года: от каменных руин древнего Рима до несокрушимого Камня в Ватикане».
О понимании паломничества в исламе, иудаизме и христианстве и о главных местах паломничества авраамических религий говорили муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма», глава Всеукраинского совета религиозных организаций и Украинского центра исламоведческих исследований шейх Саид Исмагилов, председатель Ассоциации еврейских общественных организаций и общин Украины, исполнительный вице-президент Конгресса национальных общин Украины Иосиф Зисельс и духовник паломнического Центра «Рафаил», священнослужитель УГКЦ Роман Тереховский.
Как подчеркнул муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, такие межрелигиозные встречи свидетельствуют о зрелости общества:
— Замечательно, что такие мероприятия проходят у нас и это не вызывает неприятия или обиды. Это свидетельствует о том, что мы зрелое толерантное общество. Слушая и многоуважаемого ребе, и многоуважаемого отца, я вижу столько общего между нами.
О том, как мусульмане понимают смысл паломничества, шейх Саид отметил, что для последователей ислама паломничество — это путь к Богу:
— Мусульмане понимают паломничество как путь к Богу. Есть путь ежедневный — через молитву, через пост, через чтение священного Писания, а есть великий путь. В нашем случае — это путь в Мекку, который нужно совершить физически. Находиться там, молиться там, почувствовать определенные трудности и испытания.
На вопрос Тараса Дзюбанского, в чем разница между паломничеством и туризмом, шейх Саид ответил:
— У нас, мусульман, паломничество совсем не похоже на туризм, это, прежде всего, наполнение человека духовно. То есть, когда паломник едет посещать святые места, он отрекается от этой жизни и полностью посвящает себя Богу — нужно даже снять все свою одежду и завернуться в белую материю, нельзя пользоваться духами, много шутить, посещать развлекательные заведения и т. п. Внутреннее переживание встречи с Богом, которому полностью себя посвящаешь, — это паломничество.
Рассказал Саид Исмагилов и о некоторых особых, обязательных для мусульман обрядах во время паломничества:
— Во время мусульманского паломничества-хаджа самое главное посетить два места. Первое из них — это долина Арафат в пустыне. Не может быть хаджа, если человек не посещал эту пустыню в определенный день и в определенное время. Там впервые встретились первый человек и первая женщина на Земле, Адам и Ева, после изгнания из райских садов, и именно от этого происходит корень «‘арафа», что означает «узнать друг друга». Это место, с которого происходит все человечество, поэтому посетить его нужно обязательно. Второе место — это мечеть Аль-Харам в Мекке, где находится Кааба, небольшое кубической формы здание. По мусульманским представлениям, это первый храм на земле, построенный Адамом, восстановленный Авраамом, пророк Мухаммад (мир ему!) также участвовал в ремонте этого здания. Возле нее обязательно надо помолиться и затем семь раз ее обойти. Без этого не будет паломничества. Если говорить о гастрономических аспектах — нужно обязательно выпить воды из источника Зам-Зам, который бьет у Каабы.
Отвечая на вопрос о том, есть ли общее или похожее в обрядах и подходах к паломничеству в разных религиях, муфтий ДУМУ «Умма» сказал, что на самом деле существует очень много общего, даже есть некоторые общие места для трех религий: «Святая земля, Храмовая Гора. Иерусалим — это место, где есть святыни для паломничества и иудеев, и христиан, и мусульман».
Шейх Саид подчеркнул, что паломничество должно сопровождаться стремлением к миру:
— Паломничество обязательно должно быть миром, примирением. В Коране даже сказано, что во время паломничества на 3 месяца должны прекратиться все конфликты. К сожалению, секулярные государства не соблюдают этого правила, но если люди действительно верят, их жизни во время паломничества должны быть мирными. Да и вообще по жизни: когда мы приветствуем друг друга словами «Ассаламу алейкум», мы же не просто говорим «доброе утро», «здравствуйте», мы желаем другим мира. В глобальном смысле этого слова.
Завершилось собрание обменом подарками: Тарас Дзюбанский презентовал всем экземпляры книги «Рим и Ватикан», Иосиф Зисельс — украиноязычный путеводитель по Храмовой Горе для христианских паломников, а Саид Исмагилов подарил «Путь в Мекку» Мухаммада Асада в переводе на украинский. Напомним, что встреча организована Школой межрелигиозной журналистики и Центром межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас».