На днях в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия открылась персональная выставка известного крымскотатарского художника-авангардиста Асана Бараша (Сейдаметова).
Как неоднократно отмечали критики в своих рецензиях на экспозиции работ художника Асана Бараша, его отличает глубина и острота восприятия мира, окружающей действительности, а также умение все это выразить через многозначные обобщенные художественные образы, рассчитанные на чуткого и вдумчивого зрителя.
Полученное образование — вначале в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова в г. Ташкенте на отделении театрально-декоративной живописи, затем в Ташкентском театрально-художественном институте им. Н. Островского на отделении монументальной живописи — позволило выработать свой особый язык, стиль выражения в творчестве.
Асан Бараш обращается к сюжетной картине, выражая через нее волнующие его вечные темы метафорическим, ассоциативным, условным языком.
Для воплощения своих многочисленных идей он не останавливается только на одном виде искусства — живописи, а обращается к графическому искусству и декоративной пластике.
Сложными во всех отношениях в начале 1990-х годов стали годы обустройства в деревне Озенбаш (Счастливое), откуда родом его предки. Затерявшись в этом населенном пункте Бахчисарайского района, он начал создавать свой мир, подобно тому, как в свое время известный дагестанский поэт Расул Гамзатов, сказавший: «Я на весь мир смотрю из окна своей сакли».
В Озенбаше Асан Бараш более десяти лет изучал свои корни, истоки, наполняя свой мир радостью познания, горечью разочарований, болью от одиночества и безысходности, щемящей нежностью, безграничной любовью, выражая все это через интересные образы своими красками и колоритом.
В деревне были созданы монументальные, глубокие по содержанию многочисленные произведения — триптихи и диптихи. Они впечатляют мощной экспрессией, глубиной замысла и сильным художественным решением.
С середины 1990-х годов Асан вводит в изобразительное искусство крымских татар и Крыма новые формы и выразительные средства — национальные мотивы и общенациональные темы.
В поисках ответов на извечные философские темы художник создает автопортреты в условной манере, в которых вдумчивый зритель может узнать себя, свое психологическое состояние в определенные моменты жизни.
Художник Асан Бараш, отказываясь от повествовательности, создает образы, в которых мыслеформа, метафора, гротеск, ирония, беспощадная правда заставляют думать, переживать и сопереживать, то есть зритель пытается подняться на уровень восприятия и осознания художника.