Участники двухдневной конференции, состоявшейся в минувшие субботу-воскресенье в турецком городе Мардин, пытались решить проблему насильственного экстремизма, который возник из-за ложного толкования старинной фатвы.
В мероприятии, организованном университетом Артуклу, приняли участие такие ученые как великий муфтий Боснии доктор Мустафа Черич, шейх Абдалла ибн Байя и Хабиб Али Аль-Джифри.
Предметом обсуждения стала известная фатва, которую в XIV веке издал ученый шейх Ахмад Ибн Таймийя (Ahmad Ibn Taymiyyah). Современные исламские ученые решили осудить ложные толкование и злоупотребление этой и другими подобными фатвами.
Они утверждают, что так называемая «мардинская фатва» Ибн Таймийи, на которую сегодня часто опираются экстремистские группировки, касалась того, определять ли город – где тогда правила династия Моголов, зверства которой заставляют многих усомниться в их принадлежности к исламу – как «дар аль-харб» (территорию войны) или «дар аль-ислам» (территорию ислама).
Ответ на этот вопрос приобретал особую важность, когда речь шла о джихаде как о войне, и необходимо было определить дозволенную и запрещенную военную цель, пишет «Ислам для всех» со ссылкой на todayszaman.com.
Во время заседания конференции муфтий Мардина Мехмед Кизилкая подчеркнул, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – выше любого, даже самого великого, исламского ученого. «Пророк принес мир», - сказал он, отметив, что в тот период между мусульманами, христианами и иудеями существовали дружественные отношения.
Фатвы Ибн Таймийи в той или иной степени были результатом его личного опыта, сказал Кизилкая. Великому мусульманскому ученому пришлось стать свидетелем зверств Моголов и самому пережить несколько тюремных заключений.
«Ибн Таймийя был исключительно умным, гениальным ученым, но он жил в очень бурное время, а сейчас мы живем в условиях глобализации», - сказал Кизилкая.
На следующий день конференции внимание ученых переключилось на случаи злоупотребления фатвами, которые объясняются контекстуальным несоответствием и приводят к ошибочным интерпретациям, а, порой, и прямому искажению смысла.
Эксперты по фатвам Ибн Таймийи подчеркнули, что для их верной трактовки необходимо прочтение одновременно с замечаниями его современников-правоведов. Они также указали, что фатва, о которой идет речь, не определяет Мардин как «дар аль-харб» и не узаконивает начало войны, а, скорее, призывает заботиться о немусульманах, в отличие от противника.
В интервью за кулисами конференции сотрудник стамбульского Центра Исламских Исследований (ISAM) доктор Ахмет Озел сказал, что мероприятие и декларация, осуждающая ложное толкование таких фатв, в большей степени нацелено на западную публику.
Отвечая на вопрос о причинах того, что Мардин стал местом проведения конференции, он сказал, что помимо прямой связи с фатвой Ибн Таймийи, учитывалось, что «со времен прихода сюда ислама Мардин всегда был местом мирного сосуществования разных культурных, религиозных и национальных групп.
В современном Мардине бок о бок живут турки, арабы и курды – мусульмане, христиане, йезиды. Мардин символизирует город мира».
По материалам «Ислам для всех»
Ссылки на тему:
Новости
Украинские мусульмане решительно осуждают теракт в московском метро
Мусульмане просят не называть террористов шахидами и не связывать теракты в Москве с исламом
Мусульманский ученый назвал устраивающих взрывы смертников “неверными”
В Великобритании издается фатва, запрещающая теракты смертников
Саудовский ученый запретил мусульманам поддерживать “Аль-Каиду”
Статьи
Кораническое толкование вопросов мира, ненасилия и международной безопасности