Ксенофобия и экстремизм: как «вылечить» общество от угрожающей «эпидемии» современности

Ксенофобия и экстремизм: как «вылечить» общество от угрожающей «эпидемии» современности
фейсбук: Архив 2017 года. Павел Федосов
Ксенофобия и экстремизм: как «вылечить» общество от угрожающей «эпидемии» современности
фейсбук: Архив 2017 года. Павел Федосов
Ксенофобия и экстремизм: как «вылечить» общество от угрожающей «эпидемии» современности
Ксенофобия и экстремизм: как «вылечить» общество от угрожающей «эпидемии» современности
08.04.2019
Оцените статью: 
(305 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

2 апреля 2019 года в Исламском культурном центре Днепра собрались представители религиозных сообществ и церквей, общественные деятели, правозащитники, религиоведы для обсуждения таких чрезвычайно актуальных вопросов как ксенофобия и экстремизм, которые в сегодняшних условиях являются угрозой и вызовом для украинского общества.

«Террористический акт, который произошел 15 марта 2019 года в мечетях новозеландского города Крайстчерч, актуализировал вопрос крайнего радикализма, в основе которого лежит ксенофобия как во всем мире, так и в нашей стране. Рост агрессии в обществе, распространение экстремистских идей, акций, организаций праворадикальной направленности, проявления ксенофобии в различных формах является досадной реальностью современного украинского бытия. Попытка объективно оценить проблему ксенофобии, зафиксировать ее факты, исследовать и проанализировать ситуацию, дать ответы на вопросы, которые возникают, и суметь найти пути решения — цель инициированного и организованного Исламским культурным центром Днепра «круглого стола» «Ксенофобия как угроза полиэтническому и религиозному миру в Украине и вызов созданию современной украинской нации», — рассказал корреспонденту нашего издания председатель религиозной организации мусульман «Возрождение» г. Днепр Павел Федосов.

Господин Федосов отметил, что необходимость проведения коммуникативного мероприятия с целью обсуждения путей и механизмов противодействия ксенофобии и исламофобии в Украине стала очевидной после анализа реакции общества и власти на известие об ужасном нападении на новозеландские мечети.

«Безусловно, произошло ужасное событие, но реакция украинского общества, украинских СМИ и власти стала лакмусовой бумажкой, осветившей существующую в стране проблему, которая заключается в существовании проявлений настороженного, враждебного отношения к представителям различных национальных меньшинств, других этносов, а также к последователям других религий. Прежде всего мы столкнулись с реакцией соцсетей, которая была, к сожалению, неоднозначной в осуждении преступных действий террориста, ведь некоторые пользователи в своих комментариях пренебрежительно и оскорбительно писали о мусульманах, или же одобряли действия убийцы. Поэтому можно утверждать, что враждебность и негатив по отношению к мусульманам все же существует», — говорит господин Федосов.

По словам Павла Федосова, мусульмане также были удивлены отсутствием реакции со стороны государства и представителей местных органов власти.

«Исламские центры и мечети не получили ни одного обращения или письма от органов государственной власти со словами соболезнования в связи с гибелью наших единоверцев. К тому же, несмотря на то, что в так называемом «Манифесте» террорист открыто угрожал мусульманам Украины, назвав нашу страну в числе пяти европейских, в которых его единомышленники планируют уничтожать последователей ислама, правоохранительные органы продемонстрировали свое бездействие, не обеспечив охрану мечетей, культурных центров», — отметил господин Федосов.

По мнению руководителя религиозной организации «Возрождение», позиция правоохранителей калькирует поведение их российских коллег, которые склонны видеть в мусульманах угрозу. Об этом свидетельствуют случаи обысков в украинских ИКЦ, проведенные с нарушением процедуры. Такие действия можно расценивать как личную позицию того или иного милиционера, который злоупотребляет служебным положением для реализации своей ксенофобской настроенности.

К тому же — и это, по словам господина Павла, утверждали и другие участники «круглого стола» — к раздуванию исламофобских настроений приобщаются и средства массовой информации.

«Публикации в некоторых СМИ и на сайтах информагентств, которые затем перепечатываются другими изданиями, с полнотой можно назвать провокационными и предвзятыми, имеющими признак нарушений журналистских стандартов, когда информация подбирается тенденциозно и превалируют оценочные суждения и выводы, которые являются недопустимыми для мусульман. Так, одно из информагентств после сообщения о нападении террориста в Новой Зеландии публикует материал с использованием архивных фотографий за 2018 год, в котором дается общее количество случаев нападений террористов из исламистских группировок жителей нигерийских деревень. Это выглядит как оправдание действий новозеландского убийцы. Эту информацию радостно перепечатали несколько уважаемых отечественных СМИ», — говорит Павел Федосов.

Как отмечает председатель религиозной организации, не только мусульмане становятся объектом недружественных или тенденциозных публикаций, которые потенцируют ксенофобские настроения в обществе.

«За последние 5 лет мы были свидетелями актов агрессии против цыган. При освещении этих случаев, как правило, увеличивалось количество публикаций о правонарушениях, совершенных лицами цыганской национальности. При этом нарушались стандарты, ведь журналисты акцентировали внимание на национальности подозреваемого или преступника», — уточняет господин Федосов.

Как утверждает Павел Федосов, в Украине подобных массовых грубых и террористических в основе актов агрессии, как в Новой Зеландии, не зафиксировано.

«Но, все же, в июне прошлого года во время нападения на лагерь цыган недалеко от Львова погиб человек. Затем массированной атаке подверглись цыгане в Киеве. Были зафиксированы акты агрессии против ромов и в Днепре. Нападавшие — представители праворадикальных группировок, которые часто участвуют в расистских акциях на спортивных аренах, в частности футбольных матчах. Расистские лозунги, неонацистская символика, язык вражды, брошенные на поле бананы — довольно частое явление в нашей стране. Общественные организации, правозащитники, религиозные организации, международные неправительственные и правительственные структуры фиксируют все факты, по крайней мере за последние 5 лет, подобных действий и подвергаются осуждению в большинстве СМИ», — замечает Павел Федосов.

Во время мероприятия речь шла о повышении уровня агрессии к мигрантам, которую мы наблюдаем в украинском обществе.

Также обсуждались случаи ксенофобских акций, инициированных праворадикалами. В частности речь шла о протестах против создания центров временного размещения мигрантов в Чопе и Яготине, которые имели преимущественно исламофобского характер; антисемитских акциях против паломников-хасидов в Умани. Говорили и о нацистской и расистской риторике и поступках сообществ футбольных фанатов, а также о возмутительных случаях уничижительных действий и высказываний в адрес игроков-выходцев из стран Африки, Азии, Америки.

«Протестные акции жителей Яготина (Киевская область) в 2015–2016 годах, поддержанные представителями некоторых правых политических партий и активистами праворадикальных движений, против строительства центра приема и размещения беженцев, имели и откровенно ксенофобские лозунги и заявления. Подобные протесты с похожими призывами происходили также в 2011 году в Чопе. Мы не можем оставить без внимания антиеврейские акции и проявления нетерпимости по отношению к паломникам-хасидам в Умани, которые периодически происходят в последние годы во время паломничества верующих к могиле цадика Нахмана. Они неоднократно освещались как украинскими так и зарубежными СМИ. Вдохновители и организаторы акций — представители правых и ультраправых организаций», — отмечает господин Федосов.

Участники «круглого стола» констатировали, что в Украине сложилась неоднозначная ситуация в системе обеспечения равных прав представителей различных этнических, расовых, религиозных групп, проявлением чего являются факты дискриминации. Несмотря на усилия властей, здоровых кругов гражданского общества, религиозных учреждений по развитию мира, согласия и взаимопонимания в полиэтническом и поликонфессиональном обществе современной Украины, существует угроза не только приостановления гармоничного развития отношений, но и перерастания ситуации в конфронтацию и противостояние.

По мнению участников мероприятия, эта проблема требует не только констатации, но и осмысления, исследования и выводов, а также поиска путей и механизмов ее решения.

«Все факты упоминались не для того, чтобы убедить друг друга в критичности ситуации, а с целью осмысления истоков, причин этого явления, которое, казалось бы, исчезло из украинских территорий. Недаром большинство представителей религиозных общин и церквей утверждают, что в Украине более комфортные, по сравнению с другими странами, условия для свободного вероисповедания и сосуществования последователей различных религий. Но единичные случаи проявлений ксенофобии на различных уровнях общественной жизни — от пещерного бытового антисемитизма и исламофобии к завуалированной дискриминации со стороны определенных учреждений или органов государственной власти все-таки существуют. К тому же, сейчас, в период избирательной гонки мы наблюдали, как политтехнологи некоторых кандидатов эксплуатировали фактор ксенофобии, апеллируя именно к наиболее низменным слоям сознания электората, разыгрывая именно расистский фактор — как аргумент указывая «неправильное» этническое происхождение какого-то из кандидатов — что, по их мнению, «полностью» сыграет против того или иного лица», — отмечает господин Павел.

То есть, политтехнологи уверены, что в обществе бытует мнение: быть представителем этнического меньшинства — татарином, евреем, ромом, арабом — это позор и стыд, поэтому человек такого «сомнительного происхождения» не имеет права на достойное место в сообществе.

«Как видим, тенденции — довольно тревожные, поэтому общественности необходимо осмыслить причины этого негатива, истоков роста и источников питания ксенофобии в украинском обществе, разработать механизмы противодействия этому явлению», — считает господин Федосов.

Участники мероприятия озвучили предложения по обеспечению эффективности межрелигиозного и межкультурного диалога. В частности Игорь Щупак, директор Украинского института изучения Холокоста «Ткума», предложил создать экспертный этно-религиозный Совет, который станет постоянно действующей межрелигиозной, межэтнической диалоговой базой. Предложено создать бук-кроссинговый центр, в котором будет представлена этнографическая, религиоведческая, литература. «Именно религиоведческая, а не религиозная — без намека на миссионерство, прозелитизм, чтобы люди имели возможность ознакомиться с особенностями культуры, искусства, традиций разных народов», — считают участники «круглого стола».

Чрезвычайно важным, по мнению собравшихся, является усиление всех форм просветительско-разъяснительной работы, проведение общественно-значимых мероприятий и акций с участием последователей различных вероучений и представителей различных народностей.

В работе «круглого стола», кроме упомянутых выше, приняли участие следующие лица: имам ИКЦ Днепра, заместитель муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма» Эдгар Девликамов, который выступил с докладом «Исламофобия. Теракт в Новой Зеландии и его влияние на проблему дискриминации на религиозной почве в Украине»; директор Исламского культурного центра г. Днепр Иса Шафут; протоиерей, представитель Eleos-Dnipro, военный капеллан о. Дмитрий (Поворотний), который представлял Днепровскую епархию Православной Церкви Украины; член правления еврейской общины Днепра, советник городского головы Олег Ростовцев; батюшка Донецкого экзархата УГКЦ, директор «Каритас Донецк» в г. Днепр Василий Пантелюк; председатель ОО «Неправительственная медийно-адвокационная группа» Иван Красиков; директор ПГ «Сич» правозащитник Дмитрий Рева; журналист ДУМУ «Умма» Дилявер Саидахметов; доцент кафедры философии Днепровского национального университета им. О. Гончара Татьяна Талько, которая докладывала о неорелигии в контексте модернизации украинского общества; директор Украинского института изучения Холокоста «Ткума», директор еврейского музея, доктор Игорь Щупак; аспирантка отдела гуманитарной политики Национального института стратегических исследований при Президенте Украины Ольга Васильева; председатель политической партии «Дух нации» Марина Денисенко; журналист Игорь Сухов. Также к участию в работе «круглого стола» присоединились представители областной и городской власти, мониторинговая команда ОБСЕ, СМИ.

Как стало известно, среди многих предложений по разработке инструментария преодоления существующей угрозы роста ксенофобии также было решено подготовить текст Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в противодействии ксенофобии и экстремизма, который будет предложен к подписанию всем религиозным и национальным сообществам не только Днепропетровской области, но и всей Украины. Как ожидается, текст документа будет представлен через две недели.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.