«Таврический муфтият» уличили в связях с экстремистами

Глава «Таврического муфтията» Руслан Саитвалиев развернул разносторонюю деятельность в Крыму

Тоталитарная секта хабашитов, ставшая одним из инструментов разжигания религиозно-политических конфликтов и гражданской войны в Ливане, по всей видимости, легализовалась в Крыму под вывеской «Таврического муфтията» во главе с его руководителем Русланом Саитвалиевым.

Об этом на страницах Независимой газеты написал известный культуролог, публицист, исследователь мусульманских общин, главный редактор журнала «Исламская культура», советник по культуре председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Джаннат Сергей Маркус.

 Побывав осенью 2014 года в Крыму, я обнаружил интересный момент в организации местной богослужебной жизни. Имам-хатыбы при мечетях ДУМК в различных городах показывали мне типичные заявления, которые необходимо было написать на имя муфтия Эмирали Аблаева, с текстом такого содержания: «Призывая в свидетели Аллаха и всех членов общины, в которой Духовное управление мусульман Крыма меня назначило имамом, ответственно заявляю, что я не являюсь сторонником или членом секты хабашизма и его последователей (основатель идеологии Абдуллах аль-Харарий), Хизб ут-Тахрир и его последователей (основатель идеологии Такиуддин Набхани), ваххабизма, салафизма и их последователей (основатель идеологии Мухаммед ибн Абдуль-Ваххаб), джихадизма, такфиризма и их последователей и других подобных им маргинальных религиозных сект, течений и партий, нетрадиционных для мусульманской уммы Крыма». Далее духовное лицо обещает муфтию «ни в каком виде не участвовать в мероприятиях и собраниях вышеуказанных религиозных сект, течений и партий в вопросах осуществления религиозной практики придерживаться исключительно матуридитской богословской школы и ханафитской правовой школы, а также соблюдать традиционную религиозную практику, сложившуюся в среде мусульман Крыма», и «в случае отклонения в своих действиях и проповедях от данных обязательств обязуется добровольно оставить должность имама». Подобная практика профилактики экстремизма, насколько мне известно, является весьма новаторским начинанием, причем, безусловно, эффективным, так как своим заявлением имам-хатыб дает основания для его снятия с должности в случае, если он окажется связан с радикальными движениями,  пишет автор.

Джаннат Сергей Маркус заостряет внимание читателя на деятельности хабашитов:

 Стоит отдельно коснуться упомянутого выше движения хабашитов, так как их деятельность за рубежом ранее уже оказывалась инструментом разжигания религиозно-политических конфликтов В 1976 году хабашитский эмиссар Ахмед Тамим прибыл в Украину в качестве студента, а получив образование  не уехал, а обосновался в Киеве и сразу после развала СССР создал свое Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), тесно связанное с ливанской штаб-квартирой хабашитского движения. В начале 2010-х годов филиал ДУМУ появился и в Крыму  это был Духовный центр мусульман Крыма (ДЦМК), на базе которого в августе 2014 года был создан Таврический муфтият во главе с муфтием Русланом Саитвалиевым,  утверждает Джаннат и замечает,  ДУМУ активно вмешивается в политику, и шейх Тамим еще не так давно позиционировал себя как сторонник Виктора Януковича.

По данным автора, Саитвалиев не так давно сменил шафиитский мазхаб, с которым себя связывают хабашиты, на ханафитский, традиционный для мусульман Крыма.

 Дело здесь отнюдь не в мазхабах, разница между которыми для мусульманина носит непринципиальный характер (хотя, говоря о традиционном для Крыма исповедании ислама, всегда имеется в виду ханафитский), а в мимикрии лидера крымских хабашитов ради сугубо политических амбиций. Как известно, в конце августа 2014 года он создал на полуострове абсолютно новый «Таврический муфтият» и начал мощную информационную атаку на муфтия Эмирали Аблаева, затронувшую также и ряд крымско-татарских политиков,  замечает Джаннат Сергей Маркус.

Он также подчеркивает, что в настоящий момент поднятая Таврическим муфтиятом информационная волна утихла, «и его противостояние с ДУМК свелось к вопросу об обладании очень важной для мусульман полуострова исторической мечетью Хан-Джами в Евпатории»:

 Стоит отметить мало упоминаемый момент,  пишет автор.  Но речь в данном случае даже не о «разборках» внутри общины этой мечети, разделившейся в 2014 году по вопросу принадлежности к муфтиятам. Дело в том, что сама мечеть как здание уже давно передана в собственность ДУМК, что никем не оспаривалось. Соответственно, вся история с конфликтом вокруг мечети в Хан-Джами является не более чем поводом для новой активизации борьбы Таврического муфтията против ДУМК и Эмирали Аблаева, отнюдь не способствующей консолидации мусульман полуострова и возможности власти опереться на авторитетных для этой среды духовных деятелей.

По словам автора, созданный как филиал хабашитского муфтията, Духовный центр мусульман Крыма во главе с Саитвалиевым беспрепятственно перерегистрировался в соответствии с российским законодательством и стал «Таврическим муфтиятом».

Напомним, как ранее сообщал IslamNews, глава Центрального духовного управления России муфтий Талгат Таджуддин заявил, что созданное в августе 2014 года Центральное духовное управление мусульман Крыма (Таврический муфтият) учреждено без его участия и не входит в состав возглавляемой им структуры. После создания нового муфтията в руководстве Совета муфтиев России (наряду с ЦДУМ, одна из централизованных мусульманских организаций РФ) заявили, что подобные действия раскалывают мусульманскую общину в Крыму.

В кулуарах международного форума «Многодетная семья и будущее России» в Москве журналисты расспросили Таджуддина о нашумевшем новом Таврическом муфтияте. Отвечая на вопрос РИА Новости о том, принимал ли он участие в создании этой организации, глава ЦДУМ ответил: «Нет, абсолютно нет».

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.