С широко закрытыми глазами

1
Информацию о жизни мусульман в Украине можно найти, как правило, лишь на профильных сайтах и форумах в Интернете, тогда как из общего новостного потока у наблюдателя формируется не самое положительное мнение об исламе
22.07.2009
Оцените статью: 
(126 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

УНИАН, 21.07.2009

Из более 1 млрд мусульман планеты, в Украине проживают от 500 тыс до 2 млн человек. Одни из них, как крымские и казанские татары, живут здесь веками. Другие – это студенты, специалисты и бизнесмены из арабских и восточных держав, которые считаются крупнейшими деловыми партнерами Украины. Например, Египет является ведущим покупателем нашей пшеницы, Иордания, Сирия и Пакистан – металла. Не взирая на успешный межгосударственный бизнес, сами мусульмане, даже коренные уроженцы Украины, далеко не всегда чувствуют себя в родных городах и поселках как дома. Многие предпочитают скрывать свою религиозную принадлежность, и имеют на то веские основания.

«Как мусульманка, я ношу хиджаб. Когда я приходила на работу в компанию, недоразумений из-за этого не возникало. Некоторые из сотрудников смотрели на меня с интересом, но в целом все было нормально», — рассказывает Имара Латифи, уроженица Ирана, гражданка Украины, менеджер-экономист одной из сетевых туристических компаний столицы. Несколько лет назад в её отдел перешел новый начальник. Он попросил Имару не ходить на работу в хиджабе. Вопрос был поставлен ребром – или ходи как все, или увольняйся.«Быть мусульманином, соблюдая заветы, и работать в украинской компании – настоящая проблема», — говорит Севгиль Мусаева, крымская татарка, журналист.

Ислам предписывает своим приверженцам соблюдать пять заповедей, как-то: признание единого Бога и его пророка, соблюдение священного месяца Рамадан, совершение хаджа, соблюдение намаза пять раз в день, и подача милостыни нуждающимся.

«Намаз должен совершаться лишь после омовения, абдеста. Если ты работаешь на дому, это просто. Но если ты работаешь в офисе, среди многих людей, то возникают вопросы. Где в обычном офисе можно совершить омовение, причем не только рук, но и ног? А молясь на глазах у сотрудников, можно навлечь на себя негативные эмоции и непонимание окружающих», – рассказывает Севгиль.

Хотя 35 статья Конституции Украины гарантирует свободу мировоззрения и вероисповедания, на деле исполнение заповедей может поставить верующего в неловкое положение. В зависимости от предприятия, даже религиозное поведение христианина не всегда воспринимается сослуживцами адекватно. Что ж тут говорить о других религиях. В итоге, человек оказывается перед дилеммой – скрывать свои душевные убеждения, или стать объектом пристального внимания своего повседневного окружения. Причем, внимания не всегда положительного. Из-за этого большинство мусульман опасаются акцентировать внимание на своей религии.

«Я не могу представить себе ситуацию, в которой я подхожу к начальнику и прошу разрешить мне делать намаз в офисе. А выйти совершить намаз вне офиса – просто опасно», — такого мнения придерживаются многие опрошенные нами мусульмане, работающие в украинских компаниях.

Наглядным примером непонимания и неуважения к разнице культур служат наши паспортные столы, в основном, региональные. Как известно, на фотографии в паспорте человек должен соответствовать своему повседневному внешнему виду.

«Если человек, например, постоянно носит усы или бороду, от него же не требуют побриться для паспорта! Мусульманка на людях всегда появляется в хиджабе, и требовать от неё снять хиджаб – это то же самое, что требовать от человека сбрить усы ради фотографии! В этом отношении мы чувствуем неудобство по отношению к нашим женам, матерям, дочерям и сестрам. Ведь нет действующего украинского закона или нормативного акта, который запрещает фотографироваться на документы в хиджабе. А само требование покрывать голову для женщины касается не только ислама. Оно есть и в Библии», — заверяет Игорь Карпишен, глава правления Духовного управления мусульман Украины «УММА».

Наряду с неуважением к традициям, проблемой для мусульман является возвращение культурных памятников. На территории Крыма, Киева и Донецка татарские семьи живут поколениями. Уже в XV вв. существовало название Татарка на киевской горе Щекавица, там же расположено старое мусульманское кладбище. В Киевской области есть исконно мусульманские названия поселков, такие как Рамадан. Крупнейшие крымско-татарские общины существуют в Бахчисарае, Евпатории (Гезлев) и Симферополе (Акъ- Мечеть). В этих городах устанавливаются памятники жертвам депортации. В основном финансирование крымских мечетей ведется через Министерство культуры Турции, а также на пожертвования местной общины.

«Правительство Крыма ничего не делает для сохранения исламских памятников. В Керчи есть мечеть XIX вв. Она пострадала еще во время Второй мировой войны, но с реконструкцией не спешат. Министерство культуры Крыма выделяло 50 тыс грн на её ремонт, но деньги были украдены», — возмущается Севгиль Мусаева.

Стопорится вопрос с передачей мусульманам исторических зданий мечетей и медресе. Хотя Указ Президента Украины «О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества» принят в далеком 1992 г.

«Мы пять лет добиваемся возвращения мусульманской общине старой мечети в Николаеве. Столько же времени решаем вопрос здания мечети в Днепропетровске. Деньги на эту мечеть собирали мусульмане Днепропетровска более 100 лет назад всей общиной. Сейчас в помещении бывшей мечети расположены кафе и разные фирмы», — говорит Рустам Гафури, руководитель информационного отдела Духовного управления мусульман Украины.

Схожие вопросы возникают с кладбищами. Мусульмане просят у властей выделять участки городских кладбищ. Иногда им отказывают, иногда – землю выделяют, на условно, тогда как фактически там хоронят и не мусульман.

«К сожалению, в нашем обществе есть предубеждение к мусульманам на расовой, национальной и религиозной почвах. Были нападения даже на послов, например, на посла Индонезии, были убийства, например, гражданина Сирии. Происходят акты вандализма, осквернение могил», — рассказывает Рустам Гафури.

Ситуация обостряется нежеланием властей и правоохранительных органов признавать, сколь развита в Украине ксенофобия. По данным правозащитников, лишь одно из пятидесяти преступлений, совершенных на межэтнической или религиозной почве классифицируется силовиками в соответствии своим истинным причинам.

«В нашем духовном управлении много этнических украинцев, мусульман, которые являются частью нашего общества. У многих из нас друзья и родители – христиане, но мы понимаем друг друга, и рады, что каждый из нас нашел свой путь. А нетерпимость не определяется религией или национальностью. Это люди, которые по непонятным для себя причинам начинают проявлять агрессию по отношению к другим. Как правило, это люди с заниженной самооценкой, которые пытаются найти негатив в окружающих», — убежден Игорь Карпишен.

Диалог шепотом

Ответ на вопрос, «что делать с ксенофобией?», не найден ни одним государством. А вот непонимание пытаются загладить общественные и религиозные организации. С начала 90-х гг XX вв. в стране действуют несколько исламских объединений – Духовное управление мусульман Украины, Духовное управление мусульман Крыма, Духовный центр в Донецке, Духовное управление мусульман Украины «УММА», Всеукраинская ассоциация общественных организаций "Альраид", наряду с духовными центрами открываются кафе и рестораны халяль, которые позволяют соблюдать питание по нормам Шариату.

Речь идет о мясе животного, у которого при заклании вышла вся кровь. В столице и крупных городах такое мясо продается при мечетях, на территории Крыма халяль продается в специальных ларьках, со знаком полумесяца. Украинские мусульмане совершают паломничество в Мекку и Медину – из Украины хадж стоит $3300, в 2008 г. его совершили порядка 200 наших соотечественников. Однако, информацию о жизни мусульман в Украине можно найти, как правило, лишь на профильных сайтах и форумах в Интернете, тогда как из общего новостного потока у наблюдателя формируется не самое положительное мнение об исламе.

Незнание порождает враждебное и агрессивное отношение к одной из мировых религии. Посему, представители мусульманских объединений выводят диалог на государственный уровень.

К примеру, православные конфессии проводят с украинскими властями переговоры о необходимости обязательного преподавания в школах христианской этики. Хотя по данным исследования «Международная свобода религии – 2008», проводимом Бюро демократии, прав человека и труда Государственного департамента США, лишь 52% наших соотечественников относят себя к православным христианам, от 500 до 2 млн человек исповедуют ислам, порядка 50 тысяч – иудаизм, столько же – буддизм. В Крыму, в Николаевской и Херсонской областях проживают порядка 8 тысяч караимов. В Киеве и региональных центрах 1% семей исповедуют индуизм.

Мусульмане Украины считают, что раз уж поднимать вопрос о введении в учебных заведениях этики, то говорить надо об этике общечеловеческой, и призывают к созданию Комиссии по вопросам программы общечеловеческой этики.

«Нельзя на общегосударственном уровне сказать об одной религии, и молчать о другой. В украинских школах учатся не только христианские дети. Если преподавать этику с одной стороны, то у детей будет формироваться предубежденное отношение к не христианам. Тогда как мусульманские дети будут чувствовать себя чужими в многонациональном и многокофессиональном украинском обществе», — отмечает Рустам Гафури.

Непонимание на воспитательном уровне перерастает в нетолерантность, создает проблемы для нормального сосуществования украинцев и граждан других государств, работающих и учащихся на территории Украины.

Свою лепту в сотрудничество между местными властями и исламскими религиозными объединениями вносят международные организации. Ежегодный ифтар (разговение в месяц поста Рамадан) посещают послы и представители Иордании, Марокко, США, Польши, Словакии, Ватикана и др.

Особенное значение придают новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», который разрабатывается Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий. В армии, тюрьмах есть представители разных религиозных направлений. Законопроект направлен на то, чтобы дать возможность людям в больницах, армии и тюрьмах соблюдать заветы своей религии.

Отношения же между работодателями и мусульманами пока что отдаются на откуп самих верующих. Например, наша героиня Имара Латифи, на замечание своего нового руководителя ответила, что если не устраивает компанию как экономист и профессионал, то уволится. Но пренебрегать своими религиозными предписаниями и внутренними принципами ради работы не будет. Имару не уволили – они нашли понимание с начальником. «Более того – когда всем сотрудникам шили фирменную одежду с короткими рукавами, компания пошла мне на встречу и пошила для меня фирменный костюм с покрытыми запястьями».

Маргарита ОРМОЦАДЗЕ, специально для УНИАН

(Приводится в сокращении)

Полная версия статьи на сайте УНИАН

Другие публикации на сайте УНИАН:

Сегодня у мусульман праздник вознесения пророка Мухаммеда к престолу Аллаха

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.