Ближневосточная политика Украины: новые вызовы

Ближневосточная политика Украины: новые вызовы
30.09.2011
Оцените статью: 
(416 оценки)
nourdeen
Аватар пользователя nourdeen

Ближневосточный регион, который находится на стыке нескольких континентов и цивилизаций, всегда находился в эпицентре мировой политики. Здесь сталкивались интересы многих империй и государств.

Не стал в этом плане исключением и современный регион Ближнего и Среднего Востока, переживающий период масштабных тектонических сдвигов и трансформаций, которые получили такое романтическое название — «арабская весна». И опять же, как и в течение последних десятилетий, в регионе Ближнего и Среднего Востока отшлифовываются геополитические, геостратегические и геоэкономические стратегии фактически всех главных игроков современной мировой политики. Здесь в напряженной дипломатической борьбе взращиваются наилучшие кадры внешнеполитических ведомств многих ведущих держав мира.

Кроме того, отмеченный регион имеет уникальное геостратегическое значение с точки зрения его расположения, колоссальных запасов энергетических ресурсов и мировых коммуникаций.

Имеет ли район Ближнего и Среднего Востока какое-то серьезное значение для современного Украинского государства, и, может, нам не следует тратить здесь свои усилия, деньги, энергию, рисковать судьбой своих граждан? Может, действительно, лучше оставить этот регион для американцев, французов, британцев, китайцев и т.п., а самим сосредоточиться лишь на европейском, американском, российском и, возможно, еще на азиатском направлениях внешней политики и не высовываться за линию акватории Черного моря?

Мой ответ — категорически нет. Этот регион имел и будет иметь крайне важное стратегическое значение для Украины, ее развития и ее безопасности. Во-первых, он, фактически, непосредственно граничит с южными границами нашей страны — практически по другую сторону Черного моря, на турецком побережье, начинается Ближний и Средний Восток. Это значит, что отмеченный регион имеет колоссальное значение для нас в плане обеспечения национальной безопасности, стабильности и территориальной целостности.

Во-вторых, Ближневосточный регион — это огромный и емкий рынок, который развивается быстрыми темпами и становится одним из самых привлекательных в мире. По показаниям аналитиков известного финансового учреждения «Голдман енд Сакс», на территории Ближнего и Среднего Востока может образоваться новое экономически-политическое объединение, которое по могуществу можно сравнить с такой структурой, как БРИКС. А это для нас означает огромный рынок сбыта украинских товаров, ведет к широкомасштабному научно- техническому, технологическому, интеллектуальному сотрудничеству Украины со многими странами Ближнего Востока. Также это означает создание десятков, сотен тысяч рабочих мест в украинской экономике, огромные и крайне выгодные договора и заказы.

Наконец, у нас фактически не реализован огромный потенциал арабских инвестиций в экономику Украины, причем на выгодных условиях и без какого-либо давления на внутреннюю политику Украины.

Учитывая сказанное выше, какие проблемы и вызовы стоят сегодня перед украинской внешней политикой в реализации стратегических заданий Украины в районе Ближнего и Среднего Востока?

Сразу скажем, по нашему мнению, с начала 2011 г. украинская ближневосточная политика будто замерла, лишь в течение последних двух месяцев она начала подавать признаки жизни. В чем же дело?

Думаем, такая ситуации с ближневосточным вектором внешней политики Украины объясняется несколькими причинами.

Во-первых, большое влияние на ее замороженное состояние оказала «арабская весна», которая для украинской власти стала абсолютно неожиданной, непонятной по своему значению, содержанию и последствиям. Оппозиция в Украине сразу же после победы революций в Тунисе и Египте в своей пропаганде выдвинула тезис о неизбежности повторения подобного сценария и в Украине, которая, в их мечтах, должна была бы сбросить «антинародный режим Януковича». Вопрос относительно реалистичности таких грез выходит за пределы данной статьи, но следует констатировать, что они произвели определенное впечатление на власть и негативно отразились на активности Украины на Ближнем и Среднем Востоке.

Однако важнейшей причиной, обусловившей сбой в реализации ближневосточной политики Украины в течение последнего года, явилась, по нашему мнению, ее крайне неудовлетворительная аналитическая составляющая и отсутствие механизмов действенного влияния научно-аналитических разработок на проработку внешнеполитического курса государства в том или другом регионе мира, в нашем случае — в Ближневосточном регионе.

Наша украинская дипломатия сразу же после начала арабских революций растерялась, она не понимала содержания тех глубинных процессов, которые развернулись в арабском мире, а, следовательно, не имела четких и понятных ориентиров. Один за другим в результате могучей революционной волны теряли свои должности и положение те лидеры, к которым привыкли в течение десятилетий, чья власть представлялась крепкой и постоянной. С кем работать? На кого делать ставку? Кто их заменит? Какие принципы и мораль будут использовать новые лидеры?

Эти и другие нелегкие вопросы озадачили растерянных украинских дипломатов.

На эти вопросы должны были бы дать своевременные ответы украинская наука и политология, существующие в стране аналитические центры и институты. Однако ситуация в аналитической среде была не очень утешительной.

В начале 2010 года был ликвидирован Национальный институт проблем международной безопасности. Проходила сложная и длительная трансформация Национального института стратегических исследований. Еще в конце 2008 года в нем был ликвидирован отдел исследований стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Результаты не замедлили сказаться. Так, уже в 2010 году в коллективной монографии института «Украина в 2010 году: ежегодные оценки общественно-политического и социально-экономического развития» впервые, начиная с 2003 года, отсутствовал параграф, посвященный анализу ближневосточного вектора внешней политики Украины. И это произошло незадолго до начала «арабской весны».

Поэтому неудивительно, что при таком положении аналитических разработок актуальных проблем Ближневосточного региона дипломатия Украины столкнулась с абсолютно непредвиденной ситуацией и не получила надежного аналитического сопровождения.

Даже в выступлении Президента Украины Виктора Януковича с ежегодным посланием в Верховную Раду Украины 7 апреля 2011 г. шла речь лишь о том, что «последние события в Северной Африке, в странах Ближнего Востока еще раз засвидетельствовали, что период политических и экономических трансформаций в этих частях света будет сложным и драматическим». Как видим, кроме отмеченного, не было сформулировано аргументированных стратегически важных заданий для украинской дипломатии в регионе Ближнего и Среднего Востока с учетом особенностей его нынешнего развития.

Можно сказать, что ситуация с осознанием того, что происходит сегодня на Ближнем и Среднем Востоке, какие главные векторы развития региона, начала выравниваться для украинской дипломатии не раньше июля этого года. Так, в интервью министра иностранных дел Украины Константина Грищенко турецкой газете «Тудейс Заман» от 14 июля этого года речь идет о «потребности демократических изменений в регионе», о том, что «здесь огромный регион, где как риски, так и возможности являются близкими друг другу, где политическая помощь, не говоря уже о финансовой и технической помощи со стороны Европейского Союза и других активных в данном регионе стран, что-то может изменить».

Таким образом, сегодня, в начале этой жгучей в политическом плане ближневосточной осени 2011 года, украинская дипломатия крайне нуждается в системных, глубоких и своевременных научно-аналитических разработках относительно содержания, тенденций и перспектив «арабской весны» на ее новом этапе, который начался с победы в Ливии Национального переходного совета, с беспрецедентного ухудшения отношений между давними стратегическими партнерами — Турцией и Израилем, с реальной возможности провозглашения независимого Палестинского государства через механизмы ООН и т.п. Аналитики должны помочь определиться с нынешними главными украинскими партнерами в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также вооружиться знаниями относительно моральных и духовных ценностей, манеры поведения, ценностных ориентаций той новой генерации политических лидеров Ближневосточного региона, которые представляют преимущественно умеренные исламские силы, предоставить содержательный и глубокий анализ современного баланса сил в Ближневосточном регионе, дать понимание главных мотивов и интересов тех основных центров мировой политики, которые сегодня вышли на лидирующие позиции в регионе, — США, Евросоюз, прежде всего Франция и Великобритания, Турция, дать ответ, почему серьезные неудачи потерпели Россия и Китай и т.п.

Считаем, что весьма обнадеживающими должны стать переговоры украинского руководства с лидерами Турции и Саудовской Аравии. Это те страны Ближнего и Среднего Востока, от которых в наибольшей степени зависит последующее продвижение «арабской весны», именно они формируют ее лицо, именно они разрабатывают каркас будущей архитектуры региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, современный политический ландшафт региона.

Вообще, украинским аналитикам придется сегодня очень напряженно поработать, чтобы донести до украинского руководства цивилизационно-культурную суть нынешних широкомасштабных трансформаций на Ближнем и Среднем Востоке. Без такого понимания просто невозможно будет проработать такую внешнеполитическую линию в отмеченном регионе, которая бы не только не противоречила тенденции и направленности революционного обновления Ближнего и Среднего Востока, но и полностью им отвечала.

Крайне важно, чтобы к такой работе были активно привлечены не только официальные научные и аналитические учреждения, но и общественные и неправительственные организации, которые имеют достаточно мощный интеллектуальный потенциал и хорошо известны на Ближнем и Среднем Востоке.

Вячеслав ШВЕД — кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения».

Другие статьи автора:

Закономерный конец ближневосточного Франкенштейна

Размышления о некоторых итогах официального визита в Украину премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана

Вячеслав Швед: «Мухаммад Асад - Предтеча современной плеяды известных и перспективных мусульманских интеллектуалов Европы»

Власть и Меджлис: время испытаний

Пастырский визит Патриарха Кирилла в Украину: выводы для мусульманской уммы

Чего ждать крымским татарам от новой власти?

К новому уровню украинско-турецкого сотрудничества

Последние теракты в России: выводы для исламоведения Украины

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.