«Давайте поговорим». Послание исламских духовных лидеров Папе Римскому

«Давайте поговорим». Послание исламских духовных лидеров Папе Римскому
«Давайте поговорим». Послание исламских духовных лидеров Папе Римскому
28.11.2007
Оцените статью: 
(70 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Это текст письма «Давайте поговорим», направленного 38 духовными лидерами мусульман различных стран Папе Бенедикту XVI. В нем улемы принимают его извинения за оскорбительную речь и при этом поправляют его по некоторым вопросам вероучения Ислама.

Открытое письмо Папе Бенедикту XVI

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! И да пребудет мир и благословение с Его Пророком Мухаммадом (мир ему)!

«Не препирайтесь с обладателями Книги иначе, как с достоинством и честью, используя наилучший довод» (Священный Коран, 29:4).

Ваше Святейшество, в отношении Вашей лекции, прочитанной в Регенсбургском университете в Германии 12 сентября 2006 года, мы посчитали уместным, следуя духу открытого диалога, обсудить использование Вами текста беседы между императором Мануилом II Палеологом и «ученым персом» в качестве отправной точки для дискуссии об отношениях между верой и разумом.

Полностью приветствуя Ваши усилия в борьбе с засильем позитивизма и материализма в жизни современного человека, мы все же должны указать Вам на некоторые ошибки, которые Вы допустили, говоря об Исламе в контексте противопоставления его учения истинному использованию разума, а также на некоторые неточности в аргументации, приведенной Вами для подкрепления Ваших тезисов.

В религии нет принуждения

Вы сказали, что «по словам экспертов» коранический аят, который начинается со слов «В религии нет принуждения» (2:256) относится к тому раннему периоду, когда Пророк (мир ему) «не имел еще никакой власти и над ним висела угроза смерти», однако это неверно. На самом деле это откровение, по общему признанию, относится к периоду политического и военного возвышения молодой мусульманской общины.

Аят «в религии нет принуждения» не был указанием мусульманам оставаться непоколебимыми в своей вере, несмотря на желание угнетателей заставить их отречься от нее, но напоминанием самим мусульманам о том, что как только им самим удастся взять власть, они не смогут силой вынудить сердца людей, исповедующих другие религии, уверовать в Аллаха.

«В религии нет принуждения» - это слова, обращенные к тем, кто стоит на позициях силы, а не слабости. Самые ранние комментарии к Корану (например, ат-Табари) ясно указывают на то, что некоторые мусульмане в Медине желали обратить своих детей из Иудаизма и Христианства в Ислам, и этот аят, запрещавший использовать принуждение для обращения в мусульманство, был как раз ответом этим родителям мединских детей.

Более того, мусульмане также руководствуются такими аятами, как «Истина исходит от Господа твоего, и кто захочет, может верить, и кто захочет, может не верить» (18:29) и «О неверующие! Я поклоняюсь не тому, чему поклоняетесь вы, и вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я. И я не буду поклоняться тому, чему поклоняетесь вы. Также и вы не будете поклоняться тому, чему поклоняюсь я. У вас есть ваша религия, а у меня – моя!» (109:1-6).

Трансцендентность Бога

Вы также говорите: «в мусульманском вероучении Бог абсолютно трансцендентен», что является вводящим в заблуждение упрощением. В Коране говорится: «Нет ничего подобного Ему» (42:11), но там также мы находим: «Он есть свет небес и земли» (24:35); «Мы ближе к человеку, чем его яремная вена» (50:16); «Он - Первый и Последний, Явный и Тайный» (57:3); «Он с тобой, где бы ты ни был» (57:4) и «Куда бы ты не обернулся, повсюду лик Божий» (2:115).

Также можно вспомнить высказывание Пророка (мир ему), в котором он передает слова Бога: «Когда Я возлюблю верующего, то становлюсь слухом, которым он слышит, зрением, которым он видит, рукой, которой берет предметы, и ногами, которыми он ходит». (Сахих аль-Бухари № 6502, Китаб аль-Рикак)

В исламской духовной, теологической и философской традиции Ибн Хазм (ум. 1069 г. н.э.), которого Вы упоминаете, является достойным, но крайне маргинальным мыслителем, принадлежавшим к захиритской школе юриспруденции, у которой в настоящее время нет ни одного последователя. Если кто-либо желает найти классические определения доктрины трансцендентности в Исламе, то для мусульман в этом отношении гораздо большее значение имеют такие мыслители, как аль-Газали (ум. 1111 г. н.э.) и многие другие, гораздо более влиятельные и представляющие Ислам в гораздо большей степени, чем Ибн Хазм.

Использование разума

Исламская традиция богата исследованиями свойств человеческого разума и его отношения к природе и воле Бога, а также вопросов о том, что является самоочевидным, а что нет. Однако, дихотомия между «разумом» с одной стороны и «верой» с другой не существует в исламской мысли в той же форме, что и в европейской.

Мусульмане по-своему определяют пределы и силу человеческого разума, признавая иерархию знания, в которой разум является одной из важных ступеней. Исламская интеллектуальная традиция смогла избежать двух радикальных точек зрения: одна заключается в том, что аналитический ум становится абсолютным арбитром истины, другая же отказывает человеку в способности осмыслить важнейшие вопросы бытия. Что особенно важно, интеллектуальные изыскания мусульман в своих наиболее зрелых и общепринятых формах уже много веков сохраняют гармоничное сочетание истин коранических откровений и запросов человеческого разума, не принося одно в жертву другому.

Господь говорит: «Мы покажем им Наши знамения на горизонтах и внутри их самих, пока им не станет ясно, что это истина» (41:53). Сам разум является одним из многих знамений внутри нас, к осмыслению которого приглашает нас Господь, а также к осмыслению мира с его помощью для познания истины.

Что такое «Священная война»?

Мы хотели бы сразу заявить, что термина «священная война» не существует среди понятий Ислама. Джихад, следует особо подчеркнуть, означает борьбу, старания, усилия и в особенности борьбу, старания, усилия во имя Господа. Эта борьба может принимать разные формы, включая и использование силы. Хотя джихад и может считаться священным в смысле направленным на достижение священного идеала, он не обязательно означает «войну».

Общепризнанные и традиционные исламские правила ведения войны могут быть сформулированы следующим образом:

1. Гражданские лица не являются дозволенными или законными целями. Это постоянно повторялось Пророком (мир ему и благословение), его спутниками и представителями исламской ученой традиции с той поры.

2. Одни лишь религиозные убеждения человека не могут сделать его объектом нападения. Первая мусульманская община изначально боролась против язычников, изгнавших мусульман из их домов, преследовавших, пытавших и убивавших их. Таким образом, завоевания мусульман были политическими по своей природе.

3. Мусульмане могут и должны жить в мире со своими соседями. В Коране сказано: «И если они склоняются к миру, склоняйтесь и вы; и возложите свои заботы на Господа». Однако это не исключает права на законную самооборону и защиту своей страны.

Мусульмане настолько же обязаны подчиняться этим законам, насколько им следует воздерживаться от воровства и супружеской измены. Если религия определяет правила ведения войны и описывает обстоятельства, при которых она является необходимой и справедливой, это не делает её воинственной, так же как и регулирование сексуальных отношений не делает религию стимулирующей нездоровый интерес к половой жизни.

Если некоторые мусульмане предпочли прочно утвердившимся положениям утопические мечтания, в которых цель оправдывает средство, они сделали это по своей личной инициативе и без позволения на то со стороны Бога, Его Пророка (мир ему) или мусульманской ученой традиции. В Священном Коране Господь говорит нам: «Не позволяй ненависти своей к ближнему заставить себя совершить неправедные поступки и отвернуть себя от справедливости. Будьте справедливыми, ибо это ближе к благочестию» (5:8).

В этом контексте мы должны заявить, что убийство невинной католической монахини в Сомали 17 сентября и любые подобные акты безосновательного индивидуального насилия «в качестве реакции» на Вашу лекцию в Регенсбургском университете полностью противоречат учению Ислама и полностью осуждаются нами.

Насильственное обращение в веру

Идея о том, что мусульманам повелевается распространять свою веру «мечом» или что Ислам большей частью был проповедован «на острие меча» не выдерживает никакой критики. Действительно, как политическая система, Ислам распространился отчасти в результате завоевательных походов, однако в большей степени успех его распространения зависел от миссионерской деятельности проповедников.

Учение Ислама не настаивает на том, чтобы завоеванные народы были принуждены к обращению в мусульманство. В действительности, многие из тех регионов, которые были завоеваны приверженцами Ислама в самом начале их походов, оставались преимущественно немусульманскими многие столетия.

Если бы мусульмане действительно пожелали силой обратить других людей в свою веру, в исламском мире не осталось бы ни одной церкви или синагоги. Заповедь «Нет принуждения в религии» сейчас имеет такое же значение, что и в то время…

Что же касается правил ведения войны, то история знает примеры нарушения заповедей Ислама некоторыми мусульманами относительно принуждения иноверцев к принятию Ислама и обращения с другими религиозными общинами, однако история также показывает, что все эти случаи являются исключениями, подтверждающими общее правило. Мы всецело согласны с тем, что принуждение других к вере – если это действительно возможно – не является угодным Богу, также как и кровопролитие.

Воистину, мы верим, как мусульмане всегда верили, что «Кто погубит душу ни во мщение за погубленную душу, ни за ущерб, причиненный на земле, тот все равно что убьет все человечество» (Коран, 5:32).

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.