Дом для крымских татар все еще не гостеприимный

1
Cльозы стариков... В день годовщины сталинской депортации. (Фото AFP)
04.05.2009
Оцените статью: 
(99 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Собаки лают, а караван идет, говорят крымские татары. Вопреки всем провокациям, своеволию силовиков и строителей и нарушению их прав, татары продолжают осваивают землю, которая им когда-то принадлежала. И видят свое будущее в составе Украины, – пишет Джеймс Марсон в американском еженедельнике Time.

После того, как Сталин ложно обвинил их в коллаборационизме с нацистскими захватчиками, все крымскотатарское население было погружено в поезда и депортировано в Центральную Азию всего за каких-то три дня в мае 1944 года. За следующий год почти половина из них умерли. Через двадцать лет после начала их возвращения в Крыму насчитывается свыше 250 тысяч татар, около 13% населения.

Хотя с возвращением беды татар не закончились. Дома, которыми многие из них когда-то владели или в которых жили, были теперь занятые русскимы и поселенцами. “Я приехал и увидел в родительском доме пожилую пару, - говорит Османов в старом татарском квартале Симферополя, столицы Крыма. - Я не мог их выселить. Так как не было бы это тем же, что произошло в 1944-м?”

На сегодня правительственные схемы приватизации земли, призванные предоставить татарам справедливую долю, провалились. Некоторые из них, чтобы построить дома, прибегли к захвату земли. Эти зачастую ветхие поселки раскинулись на пустырях по всему Симферополю, и их сразу узнаешь по крошечным каменным домикам и общей похожести на временные постройки. “Мы не просим оказать нам услугу, - говорит Рустем Халилов, житель селения Яны-Къырым, построенного в 2006 году на захваченной земле в Симферополе и являющегося ныне домом для 80 семей. - Мы просто хотим где-то жить. Если бы нам дали землю, нам не пришлось бы ее захватывать”. По словам жителей Яны-Къырым, они уже, было, достигли договоренности с министерством обороны, которому принадлежала земля, как тут вмешалась местная власть от лица строительной компании, которая также предъявила претензии на собственность. Та компания обвинила поселенцев в незаконном присвоении земли и политизации правового вопроса.

Местное правительство, с его контролем за распределением земли, многие считают движущей силой коррупции, калечащей Крым.

“О том, что депутаты Крымского парламента - преступники, не знают разве что грудные младенцы”, - как-то заметил Геннадий Москаль, бывший представитель Президента Украины в Крыму. В прошлому между силовыми органами и татарскими поселенцами происходили стычки с применением насилия. И напряженность вокруг Яны-Къырым чуть не вспыхнула в январе, когда, как рассказывают жители, они узнали о решении милиции штормовать поселок и 3000 татар организовали на несколько дней лагерь, чтобы в случае необходимости оказать поддержку. “Мы будем защищать свои дома и семьи”, - говорит Халилов. И не только от милиции. В 2007 году украинские масс-медиа сообщали также о стычках строителей с местными татарами.

Потомки монгольских орд, пронесшихся территориями нынешних Южной России и Украины в ХІІІ веке, мусульманские татарские ханы правили Крымским полуостровом, пока его в 1783 году не аннексировала Россия. Место летнего отдыха в советские времена и до сих пор база российского Черноморского флота, Крым многим россиянам кажется частью их страны - факт, который так мучает татар.

И если бы только это было единственной проблемой края! При том, что местные россияне часто говорят с уважением о предпринимательском таланте и рабочей этике татар, как говорит Халилов, его не допускали к собеседованиям по приему на работу, как только видели, что он татарин. “Я не расист, но я бы их не брал”, - заявляет Владимир, российский моряк в отставке и местный бизнесмен, отказавшийся назвать свою фамилию.

В негативном отношении к себе некоторые татары также усматривают религиозный элемент. В апреле 2008-го были осквернены мусульманские могилы, а последние 5 лет татары безуспешно стараются добиться выделение земли для строительства центральной мечети в Симферополе. Группа татар, которая опекается мечетью, дважды, каждый раз по два года, тщательно собирала все нужны бюрократические разрешения и даже получила определенную поддержку в суде, тем не менее ей и до сих пор упрямо отвечают отказом в предоставлении участка. “Они просто не хотят давать землю мусульманам”, - говорит Джемиль Бибишев, член комитета по строительству мечети.

Локальные СМИ, фокусируясь на самозахватах, часто игнорируют то, что землю регулярно незаконно присваивают и не-татары. “Мы выступаем не против обычных людей, а против действующей власти, - говорит Халилов, и в его голосе слышится одновременно гнев и разочарование. - Город в ужасном состоянии, так они придумывают другие проблемы, чтобы отвлечь людей. Они используют татар в роли врага”. В самом деле, в старый миф о татарской “измене” во время Второй мировой войны и до сих пор широко верят.

Татарские лидеры не сомневаются в том, кого они считают причастным к провокации конфликтов и нестабильности в Крыму. “Не думаю, что Россия рассчитывает на возвращение себе Крыма, но для нее важно поддерживать здесь постоянную напряженность, - говорит Мустафа Джемилев, депутат украинского парламента и глава неофициального татарского парламента Меджлис. - Некоторые российские газеты [в Крыму] пишут настолько отвратительные глупости о татарах. Против нас совершаются .провокации, но это не в нашей культуре отвечать на такое насилием”. Джемилев, который в советские времена провел 15 лет в тюремных лагерях за защиту прав татар, утверждает, что Россия выдает в Крыму российские паспорта и может попытаться спровоцировать татар, чтобы создать предпосылки для “защиты” россиян, как она это сделала в прошлом году в грузинском регионе Южная Осетия. Это вторжение дало многим политическим аналитикам повод предположить, что следующей мишенью России станет Крым с его в значительной мере пророссийским населением. Татары, с другой стороны, открыто поддерживают более тесные отношения с Европой. “Многие в Крыму хотят быть частью России, но мы видим свое будущее в составе Украины”, - говорит Джемилев.

Даже спустя 20 лет борьбы за свои права татары сохраняют веру в лучшее, мирное будущее. “Собаки лают, а караван идет, - цитирует Османов арабскую пословицу. - Мы достигнем своего, несмотря на эти проблемы. Бог все видит и в конце концов расставляет все на свои места”.

По материалам Inozmi

Ссылки на тему:

Взгляд «Аль-Джазиры» на проблему крымских татар

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.