Заложен очередной кирпич в построение такого желанного согласия между СМИ и религией

1
Журналисты часто не осведомлены в особенностях тех или иных религий, не уважают чужой религиозный опыт, не учитывают силу обидного слова, брошенного в адрес верующего.
07.05.2009
Оцените статью: 
(115 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Долголетние оппозиционеры - светские масс-медиа и верующие люди, олицетворяющие разные системы ценностей, собрались 23 апреля 2009 года на Круглом столе в Институте журналистики при Киевском национальном университете им. Т.Г.Шевченко, чтобы поразмыслить над сложными вопросами взаимоотношений двух, до сих пор самостоятельных, сфер.

Людмила ФИЛИПОВИЧ – доктор филос. наук, профессор, заведующая Отделом религиозных процессов в Украине Института философии НАН Украины, Исполнительный директор Центра религиозной информации и свободы Украинской ассоциации религиеведов.

Религиозные сообщества стремятся, чтобы о них писали объективно, а СМИ считают, что объективность нормативная, а потому неинтересная. Верующие хотят видеть позитив в информационных сообщениях, а специфика журналистского жанра базируется на поисках сенсации, приправленной скандалом, без чего любая хорошая новость и конструктивное событие, по мнению медиа, не привлечет внимание потребителей такой информации.

Размышляя над тем, что мешает светской журналистике восторженно информировать о религиозной жизни Украины и мира, первое, что приходит в голову, это то, что в Украине нет достойных журналистов, что уровень их подготовки не отвечает запросам времени, что они не вовлечены в религиозные процессы, а потому слабо представляют их специфику. Во время Круглого стола одни участники обсуждения доказывали, что талантливый журналист одинаково интересно напишет и о сталеваре, и о патриархе, и о президенте, и о студенте. Другие возражали, полагая, что профессиональный уровень журналиста - это еще не гарантия успеха.

Журналист, самый талантливый и свободный, самостоятельный в своих суждениях и острый в высказываниях, находится под влиянием определенного окружения, в котором властвует множество стереотипов, авторами и распространителями которых, кстати, часто бывают сами акулы пера. Им тяжело в этом признаться, но разве не СМИ поддерживают представление о сплошной православности

Украины, о чуждости других религий менталитету и культуре украинского народа, о геополитических планах Ватикана, о предательстве греко-католиков, об опасности и вредности новых религий и т.п.

Серия публикаций в газете «Дело», телепередачи на СТБ, ICTV, Интере и других каналах формируют у людей искаженные образы христианства, ислама, иудаизма. Единичный случай выдается за закономерность, ошибка одного верующего воспринимается как ошибочность всего религиозного направления. При этом игнорируются конституционные права человека на свободу вероисповедания, на право человека самостоятельно определить для себя ту систему ценностей, которая является самой совершенной.

Журналисты часто не осведомлены в особенностях тех или иных религий, не уважают чужой религиозный опыт как результат продолжительной духовной работы над собой, не учитывают силу обидного слова, брошенного в адрес верующего, для которого характер его взаимоотношений с Богом является чуть ли не самым интимным, доверительным, искренним.

Коммуникация с любым человеком предполагает глубокую внутреннюю культуру журналиста, а при общении с верующим - особый интуитивный дар проникновения во внутреннюю жизнь последователя той или иной религии. Деликатность, внимательность, наблюдательность, эрудированность, профессионализм, духовность, а главное интенционность, т.е. направленность на субъект своего интереса, - вот что составляет тот минимум, который необходим журналисту, чтобы быть успешным в освещении религиозных событий, вопросов веры, жизни верующего и его сообщества единоверцев.

Постоянная духовная работа над собой, участие в мероприятиях, повышающих квалификацию и эрудированность, оттачивание своего журналистского мастерства, острота взгляда и ориентация на конструктив - вот то, что, по нашему мнению, может повысить уровень отечественной журналистики, продуцирующей информацию о духовной, и в частности религиозной, жизни.

По материалам РИСУ

Ссылки на тему:

Масс-медиа формируют религиозные запросы людей - профессор Института Журналистики КНУ им.Тараса Шевченко

Печатные СМИ – главный источник проявления расизма и ксенофобии

Распущенность слова

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.