Причины и последствия исламофобии в Западной Европе

Заведующий сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины, кандидат философских наук Олег Ярош
21.05.2015
Оцените статью: 
(247 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В Киеве состоялся международный круглый стол «Депортированный ислам», посвященный 71-й годовщине депортации крымскотатарского народа. В мероприятии принял участие заведующий сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины, кандидат философских наук Олег Ярош. Эксперт сообщил о причинах и последствиях исламофобии в Западной Европе, которое мы сегодня предлагаем вниманию наших читателей.

По данным статистики, Западная Европа  это регион, где наибольший процент населения имеет определенные опасения относительно ислама и мусульман. А именно около 70%, напомним, что даже в США он составляет 47%. Итак именно в Западной Европе мы видим наибольший негатив к мусульманам.

Негативную реакцию европейцев вызывают и мечети, и все большее количество людей в традиционной одежде. По данным исследовательского центра «Пью», в 2013 году в 32 странах Европы фиксировались случаи агрессии, притеснений, недоброжелательного отношения к мусульманам. В 19 странах принудительные выселения, нападения на женщин, которые носят хиджаб, даже поджоги мечетей. В 15 странах фиксировались препятствования деятельности мусульманских сообществ. В 2 странах случаи общественной вражды, беспорядки против деятельности, связанной с возвращением к исламу и в одной стране агрессия к европейцам, принявшим ислам.

Один из вопиющих случаев  это убийство в начале января 2013 года в пригороде Афин молодого пакистанца. За это преступление к пожизненному заключению были приговорены двое членов ультраправой партии «Золотой рассвет», которая объединяет неонацистскую идеологию с православием. Напомню, в Греции более полумиллиона мусульман, это  4,7% населения страны, кстати, как и во Франции. Чем больше живет в стране мусульман, тем чаще встречаются случаи агрессии.

По определению некоторых исследователей эти цифры не являются окончательными, поскольку 76% немецких мусульман заявили, что они не испытывают никаких преследований, притеснений, диффамации. Но этим цифрам тоже нельзя окончательно доверять. Например, если сомалийского мигранта останавливает каждый полицейский патруль, то чаще всего он это воспринимает, как естественное. Правозащитники так не считают. Европейская практика показывает, что чем больше живет в стране мусульман, тем чаще встречаются случаи агрессии. Еще следует добавить, что последние 4050 лет мусульманские сообщества стали весомым фактором общественной жизни, они все более активны в публичной сфере.

В немецком Дрездене фиксируется один из самых высоких уровней исламофобии и поэтому неудивительно, что именно там возникло знаменитое движение «Pegida» (Патриотические европейцы против исламизации Запада). Первая манифестация состоялась в октябре 2014 года. Я был почти свидетелем его зарождения. Это саксонский феномен, в Берлине, Дортмунде, Кельне оно не является массовым.

Непосредственным толчком этого движения была демонстрация курдской рабочей партии, которая, как известно, борется с исламским государством. Во многих немецких городах произошли столкновения между курдами, салафитами, чеченской общиной, представителями Ахмадия. На этой волне, мол, мусульмане переносят свои проблемы на наши улицы, активизировалось движение «Pegida», многие члены которого являются и членами ультраправых, неонацистских политических партий. Интересно, что его поддерживают согласно соцопросам 53% жителей восточной Германии и 48% западной. Но социальная база этого движения ограничена  это средний и низший средний класс, жители восточной Германии, преимущественно из Саксонии. А это регион, где были сильно распространены коммунистические сантименты, а сейчас неонацистские.

Как концептуализировать исламофобию? Известный исследователь, сын Мохаммада Асада, Талал Асад, говоря о неприятии мусульман Европой, различает правую ксенофобию, которая основывается на романтическом нативизме, идеи о том, что каждому человеку при рождении присущи те или иные качества, в зависимости от происхождения, и либеральный секуляризм. Это две основные тенденции исламофобии.

Камнем преткновения выступает угловая для просвещения идея об универсальности человеческой природы и, в соответствии с этим, универсальный характер прав человека. В случае правого консерватизма эта идея отвергается, в либеральном секуляризме  гиперболизируется. Правые выступают против ислама, якобы он вредит традиционным ценностям, социальным связям, культуре. Буд-то, мусульмане, приезжающие в страны Европы, это маргиналы, которые не устраиваются на работу, прибегают к различным преступлениям. Это бытовая мотивация. Что касается либерального секуляризма, то там идея более «изящная». Они нападают не на мигрантов, а адресуют свою критику собственно исламу. Мол, ислам религия не толерантная, в исламе не почитаются права человека. Либералы критикуют отношение к женщине в исламе, считая, что среди мусульман господствует неравенство мужчины и женщины.

Таким образом, консерваторы отмечают, что мусульманское меньшинство несет угрозу европейской идентичности, традициям, социальным институтам, увеличивает безработицу и преступность. Секулярные либералы делают акцент на нетолерантности. И они сходятся в том, что мусульманская традиция не может существовать в неизменном виде в европейской социокультурной среде, особенно в публичной сфере. Они говорят, хотите становиться европейцами, должны измениться, адаптироваться к нашим нормам. Вы у нас гости. Эту идею недавно высказал премьер-министр Дании.

Однако основной идеологемой объединенной Европы является лозунг «Единство в многообразии», то есть разные народы разделяют общие нормы и идеалы. Таким образом, чтобы приобщиться к этому единству та или иная этническая группа должна, во-первых, разделять эти ценности, а именно свободу слова, равенство мужчин и женщин, во-вторых, уважать европейские культурные традиции, отказаться от традиционной одежды, попыток построить минареты в европейских городах, потому что они нарушают, как считается, традиционный ландшафт.

Талал Асад довольно скептически относится к возможности преодоления исламофобии и гармоничной интеграции мусульман без ущерба для их собственной идентичности. С другой стороны, есть противоположная тенденция, политика мультикультурализма, развития комплексного плюралистического публичного пространства, в котором могут сосуществовать разные традиции.

Это непростая задача и она зависит не только от общегосударственной политики, но и от муниципалитетов. Например, в Берлине политика местной власти является достаточно либеральной. Проводятся различные мероприятия, совместные акции, муниципалитет способствует религиозным организациям, которые, кстати, там являются зарегистрированными как общественные. Но для того чтобы эта политика была эффективной сами мусульманские организации должны быть также активными в публичной сфере, они не должны замыкаться в себе, создавать этнические анклавы. Должны пользоваться всеми средствами, которые предоставляет западное, либеральное, гражданское общество для того, чтобы проводить свои интересы. Например, в Германии последователи Саида Мурси занимаются профилактикой подростковой преступности в турецких общинах. Даже организуют курсы ислама и Корана в тюрьмах. Этот общественный активизм помогает противодействовать определенным негативным тенденциям как в самих мусульманских сообществах, так и позволяет мусульманам активно присутствовать и влиять на процессы в публичной сфере, в гражданском обществе. Благодарю за внимание!

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.