Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Мечети юга Украины в исторических документах и описаниях путешественников

Мечети юга Украины в исторических документах и описаниях путешественников

Если однажды будет составлен список мечетей, существовавших на землях юга Украины, то, без сомнения, он будет насчитывать не одну тысячу мусульманских культовых сооружений. Большинство из них было разрушено в результате русско-турецких войн и последовавших за ними аннексий территорий, ранее принадлежавших Крымскому ханству и Османской империи.

На момент захвата российскими войсками Крыма в 1783 году, как свидетельствуют архивные документы, на полуострове было свыше 1660 мечетей. Но уже через несколько десятилетий их количество начало быстро сокращаться. После поражения в Крымской войне 1853—1856 гг. русское правительство стало проводить политику вытеснения крымскотатарского населения. В период с 1860 по 1862 гг. Крым вынуждены были покинуть около 200 тысяч татар. Это привело к тому, что было брошено свыше 700 деревень, часть из которых впоследствии заселили колонисты из центральных губерний России. К 1889 году количество мечетей сократилось до 737, а к 1921 году осталось лишь 632 мечети, из которых до нашего времени сохранилось не более 10%.

Впервые о строительстве мечети на территории юга Украины известно из произведения «Сельджук-намэ», в котором сообщается о походе эмира Хусама ад-Дина Чупана в Судак. В результате успешного похода сельджуки построили в захваченном городе мусульманский храм. В сельджукской хронике высокопарным слогом описывается триумф победителей: «Войска приняли парадный вид. Был приготовлен богато отделанный минбар, глава амиров возложил на голову священный Коран, положенный на золотое блюдо, в руку взял султанский штандарт. Так с торжественностью вошли в город. На высоком месте города муэззин произнес призыв к молитве… и меньше чем в две недели выстроили прекрасную соборную мечеть».

Вероятно, сельджукская мечеть была единственным мусульманским культовым сооружением на полуострове вплоть до 1314 года, когда золотоордынский хан Узбек приказал построить знаменитый храм в Старом Крыму, который сохранился до наших дней.

Помимо Крыма, в междуречье Дуная и Дона, после того как Ислам стал государственной религией Золотой Орды, были построены сотни мусульманских культовых сооружений.

В 1542 году османский султан Сулейман Великолепный в письме польскому королю Сигизмунду Старому, аргументируя свои претензии на земли Северного Причерноморья, писал: «В тех границах много мусульманских могил и мечетей… знаки еще не исчезли». Немного позднее крымский хан Сахиб Гирей I в. переписке с литовским великокняжеским двором уточнил: «Урочища… по реке Бугу и по Синей воде Яркгумаклы и Янъ кгилунгу» принадлежали Крыму «знаки того…были».

В существующем и поныне селе Маяки (Одесская область) издревле стояла татарская мечеть. В «Хронологическо-историческом описании церквей епархий Херсонской и Таврической» говорится: «русские, часовенной секты, тут поселясь, построили себе часовню из камня… татарской мечети и из развалин других мусульманских строений».

О многочисленности мусульманского населения юга Украины в период раннего средневековья свидетельствует сообщение турецкого историка-хрониста Ибрагима Печеви: «В 1027 г. х. (1618) случилось отправиться в сторону Аккермана и Бендер. Как раз напротив Бендер находились развалины одного многосводного здания. Возле входа четким почерком написаны слова: Это могила Шириня…; Остальная часть надписи не сохранилась. Еще и теперь на очаковских равнинах видны следы нескольких кладбищ. На некоторых кладбищенских камнях написаны коранические стихи и слова исповедания (шахада); на иных видны надписи типа таких: Здесь покоится такой-то шейхъ-уль-ислам, или шейх, или муфтий, или визирь, или мирза».

Датируемый началом XVI века польский документ из Архива Замойских сообщает уникальные сведения о многочисленных мусульманских памятниках, включая мавзолеи и мечети, в Буго-Днестровском и Днепро-Бугском междуречье. «От Тягини полдня (идти) на Кучурган, ниже Тягини — мечеть. На Карагаше после дня хода от того Кучургана, мечеть. Еще после дня хода от Карагаша к Куяльнику, мечеть. От Куяльника два дня хода к Бугу, Песчаному Броду, там две мечети. На реке Сухой Чартали, там, где она впадает в Буг, мечеть. От Песчаного Брода к Витовтому мосту, шесть миль, там мечеть».

После присоединения южноукраинских земель к Османской империи и Крымскому ханству начался новый период активного строительства мусульманских культовых сооружений. Большинство мечетей было построено в крупных городах: Килие, Измаиле, Аккермане, Очакове.

Историк середины XVIII века C. Мышецкий утверждал, что «на оной реке Буг, расстоянием от лиману 200 верст, имелся великий город, именуемый Чичиклей, и в оном имелось мечетей много, а построен и разорен от турков».

В описании Очаковской степи, сделанном инженером Францем-де-Воланом в конце XVIII века, встречаем упоминание о развалинах мечети в селении Ак-Мечеть (сов. Акмечетка, Николаевская область).

О том, как выглядели несохранившиеся до наших дней мечети, можно узнать из описания путешественника Ж. Ромма, посетившего в 1786 году Карасубазар (Крым). «Мечеть — квадратная. Возвышение расположено над входом в нее, во всю ширину. На противоположной стене находятся два больших окна, ставни которых были закрыты снаружи, так что мечеть была освещена только небольшими окнами, расположенными вверху. Подле больших окон, по углам находились, с одной стороны, кафедра, с другой − пюпитр. С потолка свешивались 3 люстры, состоявшие из нескольких стеклянных стаканчиков, которые, видимо, играют роль ламп, но они не были зажжены… В другой мечети, над нишей, где помещается Коран, начертаны имена бога, Магомета и нескольких других пророков. Этот обычай — писать имена тех, к кому возносят мольбы или кого боготворят, мне кажется, ничуть не хуже образов, которыми украшаются иные храмы».

Многочисленные свидетельства историков и путешественников говорят о том, что на протяжении нескольких сот лет, с XIV и до начала XIX столетия, южноукраинские земли были территорией Ислама. «Внезапное» исчезновение целых городов, мечетей, мавзолеев, кладбищ было вызвано не стихийными бедствиями либо военными действиями, а целенаправленной политикой Российской империи по искоренению мусульманских народов Северного Причерноморья и разрушению их материальной культуры.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

27.05.2016
Теги: 
Крымское Ханство
Османская империя
Крым
мечети Крыма
Крымская война
история Ислама в Украине
история Крыма
Золотая Орда
крымские татары

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/mecheti-yuga-ukrainy-v-istoricheskih-dokumentah-i-opisaniyah-puteshestvennikov