Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Волынские татары в польско-украинских войнах второй половины XVII столетия. Мятеж

Волынские татары в польско-украинских войнах второй половины XVII столетия. Мятеж

Волынские татары в польско-украинских войнах второй половины XVII столетия. Мятеж
Волынские татары в польско-украинских войнах второй половины XVII столетия. Мятеж
Волынские татары в польско-украинских войнах второй половины XVII столетия. Мятеж
Волынские татары в польско-украинских войнах второй половины XVII столетия. Мятеж
02.08.2016

В 1665 году гетманом Украины был избран Пётр Дорошенко, который взял курс на создание государства под протекторатом Османской империи. В 1666-м его войско объединилось с армией крымских татар. В битве под Браиловым гетман полностью разгромил польскую армию.

В 1669 году Дорошенко заключил договор со Стамбулом, согласно которому Украина становилась османским санджаком (административной единицей), а сам гетман получил титул бея. На тот момент администрация Дорошенко контролировала всю Правобережную Украину. Такая ситуация не устраивала польское правительство. В 1671 году армия Речи Посполитой во главе с энергичным полководцем Яном Собеским развернула наступление на Подолье, захватив ряд важных городов Брацлавского воеводства.

В ответ на это огромная османская армия (до 150 тыс. человек) во главе с султаном Мехмедом IV вторглась в Украину. Она взяла в осаду Каменец-Подольскую крепость. Без поддержки извне гарнизон крепости не смог долго сопротивляться. Поляки капитулировали 27 августа 1672 года. А уже в сентябре турецко-казацко-татарская армия осадила Львов.

Очередная серия поражений привела к тому, что Речь Посполитая была вынуждена заключить крайне невыгодный для себя мирный договор в Бучаче, который фактически делал Польшу вассалом Османской империи.

Польский Сейм отказался ратифицировать договор и объявил новый набор в армию. В этой ситуации доведенные до отчаяния многомесячными невыплатами жалования татары (липка) подняли мятеж. Имея хорошие контакты с Крымским ханством, командиры польско-литовских татар договорились о переходе на сторону Османской империи.

Общее число мятежников составляло от 2 до 3 тыс. человек. На сторону турок перешли хоругви Даниэля Шабловского, Самуэля Сулеймановича, Хусейна Муравски, Мурзы Корицкого, Джафара Муравски, Адама Муравски, Самуила Кречовски, Самуила Мурзы, Лехтезара Шабловского, Адамовича, Александра Кричиньского и Александровича.

Лидером бунтовщиков был ветеран многих военных кампаний, ротмистр Александр Кричиньский. Он принадлежал к старинному татарскому княжескому роду, который переселился на земли Литвы еще в начале XV ст. Родоначальником семьи был Найман-бек, приходившийся родственником ханам Золотой Орды. Родовым гнездом Кричиньских было село Кричин на реке Березина. В XVII ст. семья переселилась на Волынь, спасаясь от бесчинств со стороны русских оккупационных войск в Литве.

Мятеж липок был бескровным переходом из одного лагеря в противоположный. Мирный договор в Бучаче зафиксировал право волынских татар на переход на сторону османов вместе со своими семьями и имуществом. Но польские власти отказались его выполнять.

Следует отметить, что далеко не все волынские татары приняли участие в бунте. Ротмистр Кшиштоф Шахманцер вместе со своей хоругвью отказался уходить к туркам и приказал своим людям вернуться в Острог. В награду за это, спустя три года, воеводские власти в Луцке освободили острожских татар, сохранивших верность Речи Посполитой, от уплаты налогов.

Мятежных липок турки поселили в окрестностях Каменец-Подольского и города Бар. Они должны были выполнять функции охраны вновь завоеванных земель. Для турок липки были чрезвычайно ценным активом, поскольку отлично ориентировались на местности и были хорошими проводниками, разведчиками и переводчиками.

Османское правительство оценило оказанные услуги. В июле 1673 года Александр Кричиньский получил титул бея города Бар (Подолье). Что касается других офицеров, то они остались без наград. Это вызвало возмущение у части волынских татар.

Через своих шпионов Ян Собеский умело подогрел антитурецкие настроения среди липок. По его предложению Сейм в Варшаве подтвердил все ранее утвержденные привилегии польско-литовским татарам. Собеский надеялся уговорами и обещаниями вернуть беглецов в состав польской армии, тем самым ослабив османско-украинскую коалицию. В сентябре 1673 года войска Яна Собеского перешли в наступление. Этим воспользовались противники турок, организовав в Баре беспорядки. В ходе столкновений заговорщиками был убит бей Александр Кричиньский. Одновременно с этим в битве под Хотином Собеский смог одержать победу над турками, что привело к полной деморализации волынских хоругвей, часть из которых вернулась на службу Речи Посполитой.

В 1676 году во время мирных переговоров в Журавно вопрос польско-литовских татар снова встал на повестку дня. Стороны договорились о том, что татары могут добровольно выбрать ту страну, которой они желают служить.

В 1677 году польский Сейм принял конституцию, в очередной раз подтвердив древние права и привилегии татар. Им разрешили восстановить разрушенные мечети и освободили от всех налогов. В 1679 году Ян Собеский (на тот момент уже польский король) переселил большую часть татар с Волыни и Подолья. Под предлогом компенсации задолженности по выплате жалованья им выделили имения в Литве, Беларуси и восточной Польше. На Волыни осталась лишь небольшая часть татар, которые бережно хранили мусульманскую веру и традиции вплоть до начала ХХ века.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Теги: 
гетман
история Ислама в Украине
Пётр Дорошенко
Османская империя
армия
крымские татары
Речь Посполитая

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/volynskie-tatary-v-polsko-ukrainskih-voynah-vtoroy-poloviny-xvii-stoletiya-myatezh