Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Интервью > Изначально мы хотели показать Джемилева обычным человеком, но он все равно получился героем, - режиссер

Изначально мы хотели показать Джемилева обычным человеком, но он все равно получился героем, - режиссер

 Изначально мы хотели показать Джемилева обычным человеком, но он все равно получился героем
04.10.2016

На днях завершились съемки документального фильма «Мустафа» о лидере крымских татар Мустафе Джемилеве. Еще чуть-чуть и фильм можно будет посмотреть на фестивале «Молодость».

Для режиссера Ахмеда Сарыхалила «Мустафа» стал режиссерским дебютом. Он рассказал QirimInfo о создании фильма и о том, каким видели Джемилева его современники.

Чья была идея снять фильм «Мустафа»?

— Идея принадлежит Ольге Морковой (правозащитница, — ред.) и Тамиле Ташевой (координатор «КрымSOS»). Я занимался монтажом фильма Морковой «Crimea Unveiled» — «Крым внутри». Она предложила снять фильм о Мустафе Джемилеве, и видела меня режиссером, но я отказался.

И что вас заставило передумать?

— Когда Ольга пришла второй раз с предложением снять кино, я уже переехал из Крыма туда, где было безопасно — в Киев. Я подумал, почему бы не начать новую жизнь в Киеве с нового фильма?

Мустафа Джемилев — кто он?

— Сложно оценить масштаб личности, не зная истории его жизни. Моё поколение не застало то время, на которое как раз приходился пик деятельности Мустафы Джемилева. А в 90-е о нем было много разных разговоров: я не всегда мог разобраться, где правда, а где ложь. Поэтому не мог сформировать какое-то однозначное мнение о нем.

Но после событий 2014 года многие молодые люди увидели в нем снова пример для подражания, пример мужества. Тогда Джемилева вновь увидели в действии — это то время, для которого он как раз подходит, что ли. Во мне это тоже зажгло какую-то искру. Я начал читать биографические книги о Мустафе Джемилеве. Меня сильно впечатляет готовность человека пожертвовать собой. Такое очень редко встретишь.

Каким вы хотели показать Мустафу-ага в фильме?

— Мы решили рассказать об основных событиях в жизни Мустафы Джемилева: депортация, его первое заключение, голодовка. По этой канве мы примерно и двигались. От неё Вахтанг Кипиани (историк и журналист, — ред.) и отталкивался, когда брал интервью у героев фильма.

За основу мы взяли пересказ своей жизни самим Мустафой-ага. На него нанизывали воспоминания тех, кто пересекался с ним лично: диссидентов, правозащитников. Интервью получались обширные, в них было сказано много интересного. Было трудно выбрать нужные слова, поэтому, к сожалению, во время монтажа очень многое пришлось отсеять. Фильм у нас без закадрового голоса, поэтому историю должны были рассказать герои.

О Мустафе Джемилеве уже многое известно, о нем снято много передач, а в чем будет уникальность фильма «Мустафа»?

— В фильме мне хотелось показать Джемилева обычным человеком, со всеми своими слабостями. Из книг о нём складывается впечатление как об отважном рыцаре, каким он, несомненно, и есть. Но когда лично с ним общаешься, слушаешь его, в глаза бросается его простота, отсутствие пафоса, хорошее чувство юмора. Мне не хотелось в фильме сразу его представлять героем. Хотя, все равно, в конце концов, он этим героем и вышел.

По какому принципу выбирали людей для интервью?

— В основном наши информанты сами были диссидентами, которые на своем опыте прочувствовали, что это такое, могли об этом рассказать с первых уст. Также мы опрашивали бывших правозащитников, представителей Меджлиса.

Из уст как украинских, так и российских диссидентов в адрес Мустафы Джемилева звучало очень много лестных слов. Например, Мирослав Маринович (украинский правозащитник, — ред.) назвал Джемилева топовой личностью того времени.

Удалось поговорить с теми, с кем хотелось?

— Мы планировали взять интервью также у тех людей, которые ушли с того пути, по которому шел Мустафа-ага. Некоторые из них стали даже в какой-то мере оппозиционными к нему. Но эти несколько человек отказались. Может быть, по причине того, что они сейчас живут в Крыму и поэтому боятся. Вот с ними поговорить у нас было желание.

Было еще что-то, чего не удалось сделать во время работы над фильмом?

— Наверное, хотелось бы больше поснимать жизнь Мустафы Джемилева, понаблюдать за ним в реальном времени. Поснимать его выступления, в дороге, в быту. Этого не удалось сделать в той мере, в какой хотелось бы. А хотелось максимально погрузиться в его жизнь, повседневность.

А что наоборот получилось, чего не планировали изначально?

— Нам удалось создать исторические реконструкции. Они изначально планировались, но мы точно не знали, каким будет результат. Мы сделали шесть таких игровых эпизодов (один из них не вошел в фильм), чтобы ими разбавить сухую публицистику.

Что вы открыли для себя в процессе сьёмок?

— Меня удивило, что российские диссиденты не могли понять, почему после распада СССР Джемилев считал, что Крым должен быть с Украиной. Из этого некоторые сделали выводы, будто решения Мустафы-ага не всегда можно предвидеть. Их удивления тому, что Джемилев не пошел с Россией, были искренними, ведь, по их мнению, после распада Союза в России проходили какие-то демократические процессы.

Интересными были рассказы о первом знакомстве диссидентов с Джемилевым. Например, Павел Литвинов (физик, политзаключенный и правозащитник, — ред.) так рассказывал о первой встрече с Мустафой-ага на квартире, на которую его привез Пётр Григоренко (генерал-майор, правозащитник, — ред.). Он увидел молодого человека: собранного, небольшого роста, очень энергичного и похожего на молодого турка. «Я понял, что буду его слушать. И когда он заговорил, я убедился в этом», — вспомнил Литвинов.

О главном герое фильма «Мустафа» мы поговорили, а что читателю интересно было бы узнать о его режиссере?

— По первому образованию я инженер, учился в Севастопольском техническом университете. Потом внезапно решил заняться операторской работой, меня пригласили работать на канал АТR. С этого и началось моё творчество.

Позднее я набрался опыта взаимоотношений актера с режиссером, когда занялся актерским мастерством. Даже играл в спектаклях. Но в основном я работал в качестве оператора, монтировал. Мне был знаком процесс создания документальных фильмов. Один из них — 20-минутный фильм «Бальзам» о моей сестре Эльвире Сарыхалил (крымскотатарская певица — ред.). Я его монтировал, был оператором. Потом монтировал «Crimea Unveiled» Ольги Морковой. Также я снимал сюжеты о жизни крымских сел для телевидения.

«Мустафа» — мой дебют в полнометражном кино. 90 минут для меня очень серьёзно, в самом деле. Ну и к тому же на мне лежала большая ответственность: как рассказать о личности Мустафы Джемилева, чтобы не преувеличить и не уменьшить его роли в истории.

Справился ли я — решать зрителю.

Источник: КрымSOS

Теги: 
Мустафа Джемилев
фильм
АТR
крымские татары
КрымSOS
Меджлис
Украина
Россия
Крым
диссидент
правозащитники
режисер

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/intervyu/iznachalno-my-hoteli-pokazat-dzhemileva-obychnym-chelovekom-no-vse-ravno-poluchilsya-geroem