Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть третья

О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть третья

О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть третья
О роли суфийских братств в исламизации Северного Причерноморья (XIII—XIV вв.). Часть третья
31.01.2017

Во второй половине XIII века значительная часть тюркско-монгольских групп Северного Причерноморья приняла Ислам. Все новообращенные были суннитами и признавали ханафитский масхаб. Это было связано с тем, что ханафитский масхаб доминировал в Хорезме и Волжской Булгарии — двух мусульманских государствах, покоренных монголами и вошедших в состав Золотой Орды.

В Хорезме особой популярностью пользовалась поэзия Ходжи Йасави, основателя суфийского тариката Йасавийя. Сеййид Сары Салтук, сыгравший большую роль в исламизации Крыма и Северного Причерноморья в целом, был последователем именно этого тариката.

Турецкий писатель и путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Добрудже, где после Крыма проповедовал Сары Салтук, оставил подробное описание города Бабадаг и находившихся там суфийских текке. «Город этот называется Бабадаг потому, что там Салтук бей похоронен… Замок тамошний лежит в руинах, и стены его упали. Произошло это потому, что казаки в лодках заплывали по Дунаю до местности, называемой Енисала, и нескольку раз на город Бабадаг нападали».

Челеби составил подробное описание всех мечетей Бабадага, а также имевшихся в то время медресе, что свидетельствует о том, что в XVII веке город был значительно больше, чем в настоящее время. «До прибытия в город Сары Салтука находящаяся там мечеть Улу Джами находилась в полном упадке. Описать это ни один язык не способен. На базаре находится мечеть Алого паши. Далее между домами возносится светлая мечеть дефтердара Дервиша паши с небольшим минаретом, недалеко от нее есть еще несколько мечетей. В Бабадаге есть целых три медресе и два десятка школ… Там есть восемь текке (суфийские обители). Среди них особо выделяются текке Салтук бея Мехмеда из Бухары и текке Узун Имама».

В средневековый период почитание суфиев было очень велико, при этом главные подвижники становились в глазах народа святыми. Об этом неоднократно упоминает Эвлия Челеби, рассказывая о служении Сары Салтука. Он также сообщает о том, что жизнеописание Салтук бея было составлено неким Язиджиоглу из Галлиполи. Этот трактат назывался «Мухаммедиджи». Кроме этого произведения, о котором Эвлия оставил восторженный отзыв, он также упоминает трактат Кенана паши под названием «Книга о Салтуке». Оба этих жизнеописания до нас не дошли.

Среди других произведений о Сары Салтуке следует выделить «Салтук-наме», автором которого является Эбу-ль-Хайром Руми. Полная рукопись этого произведения сохранилась в единственном экземпляре и находится в библиотеке дворца Топкапы (Стамбул). «Салтук-наме» представляет собой некую смесь героического эпоса с жизнеописанием суфийского святого. События, описанные Эбу-ль-Хайром Руми, происходят в Португалии, Руси, Иране, Китае и Северной Африке, что делает Сары Салтука поистине былинным героем.

К образу суфийского проповедника обращались не только писатели османской эпохи, изучением его биографии занимались и многие европейские ученые. По мнению французского историка Ж. Дени, проповедник Сара Салтук не только содействовал обращению в Ислам кочевников Крыма и Северного Причерноморья, он также оказал решающее влияние на формирование гагаузского народа.

П. Виттек пошел еще дальше, согласно его предположению сам этноним гагаузы произошел от имени сельджукского султана Кей-Кавуса II, который являлся соратником и покровителем Салтук бея.

«Салтук-наме» сохранило генеалогию Сары Салтука, согласно ее автору, суфий происходил из рода Сейида Баттала Гази, жившего в Анатолии. Его отца звали Сейид Хасан, а мать Рабия. Эбу-ль-Хайром Руми считает, что Сары Салтук был потомком Пророка, причем со стороны отца он был потомком Аль-Хусейна ибн Али аль-Курайши, второго сына Али ибн Абу Талиба и Фатимы. Однако полностью принять на веру эти сведения нельзя, т. к. в ряде других средневековых источников существует еще несколько взаимоисключающих версий происхождения Сары Салтука.

В жизнеописаниях говорится, что Салтук бей обладал необыкновенным даром убеждения. Он проповедовал Ислам не только среди язычников, но и среди христиан, порой проникая даже за стены монастырей, где вступал в дискуссии с монахами, из которых неизменно выходил победителем. Очевидно, Сары Салтук обладал артистическим даром. Во время своих проповедей он перевоплощался в тех людей, о которых рассказывал, чем доводил присутствовавших до слез.

Значительная часть событий из жизни Сары Салтука происходит в Северном Причерноморье. Согласно одной из легенд, дервиш приехал в Добруджу, где обратил в Ислам одного из местных правителей, дав ему имя Исхак. В связи с этим любопытно отметить, что в этой местности существует город Исакча (Сакча). В XIII веке там находилась ставка золотоордынского беклярбека Ногая и его монетный двор. Согласно другой легенде, в городе было текке одного из соратников Сары Салтука, носившего имя Исхак-баба.

О смерти суфийского проповедника в «Салтук наме» говорится, что он был убит кафирами отравленным кинжалом и похоронен в Бабадаге. В другом биографическом сказании о Салтуке «Вилайет-наме и Хаджи Бекташ» сказано, что знаменитый суфий был похоронен в крепости Калигра. По мнению Эвлия Челеби, версия, изложенная в «Вилайет-наме», маловероятна.

Знаменитый арабский путешественник Ибн Батутта считал, что многие рассказы о чудесах Сары Салтука не совместимы с шариатом. Однако с ним сложно согласиться, так как на самом деле не представляется возможным отделить истинные поступки проповедника от тех, которые ему приписали средневековые авторы.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Теги: 
Северное Причерноморье
история Ислама в Украине
суфизм
татары
тюркские народы
топонимика
Золотая Орда
мечети
ханафитский масхаб

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/o-roli-sufiyskih-bratstv-v-islamizacii-severnogo-prichernomorya-xiii-xiv-vv-chast-tretya