Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Культура > Омар Хайям вино не воспевал

Омар Хайям вино не воспевал

Известные историки и культурологи Юлия и Юрий Мизун доказали, что Омар Хайям - великий поэт и мыслитель, живший на территории Таджикистана в 1048-1122 годах, никогда не был певцом услад вина и женских прелестей.

Именно таким предстает гениальный поэт в традиционных переводах. «Долгое время нам давали ложное представление о творчестве великого мистика, пьянством и блудом никогда не увлекавшегося», - подчеркивают известные культурологи.

В европейской традиции возобладало совершенно неверное понимание текстов Омара Хайяма, основанное на поверхностной трактовке слова «вино» и непонимании архисложной символики образов таджикской и персидской поэзии. Основу такой традиции в Европе заложил в середине позапрошлого века английский литературовед Эдвард Фицжеральд.

«Вино» в персидской мистической поэзии означает не алкогольный напиток. У этого слова гораздо более глубокие и метафизические смыслы. «Вино» в мистической поэзии Хайяма означает и истинные ценности Бытия, и поток живых страстей, и течение времени, замертво валящего абсолютно всех. Наконец, вино - это человеческая кровь, а наполнившаяся чаша означает завершение отмеренной человеку жизни.

Новые переводы Омара Хайяма, основанные на глубоком проникновении в игру смыслов его мистической поэзии, к сожалению, упорно замалчиваются. Речь идёт о грандиозном труде переводчика Ивана Голубева «Омар Хайям. Библиотека поэзии», выпущенном смоленским издательством «Русич» в 2002 году и широкому читателю почти неизвестном. Конечно, и этот перевод - лишь этап на пути к постижению великих тайн Омара Хайяма. Но теперь перед читателем предстаёт не балагур-забулдыга, произносивший философские банальности, а загадочный мистик, предвидевший многие открытия науки. Постепенное открытие подлинного Хайяма наводит на вопрос о качестве переводов и других великих поэтов Востока - Хафиза, Руми, Низами.

По материалам ИсламНьюз.Ру.

15.03.2007

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/kultura/omar-hayyam-vino-ne-vospeval