Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Украинские и мусульманские воинские формирования в советско-польской войне 1920 года. Часть вторая

Украинские и мусульманские воинские формирования в советско-польской войне 1920 года. Часть вторая

Украинские и мусульманские воинские формирования в советско-польской войне 1920 года. Часть вторая
Украинские и мусульманские воинские формирования в советско-польской войне 1920 года. Часть вторая
Украинские и мусульманские воинские формирования в советско-польской войне 1920 года. Часть вторая
11.11.2021

Татары, проживавшие в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, добросовестно выполняли свой воинский долг перед страной, ставшей для них новой родиной. И в Польше, и в Литве население уважало их обычаи и веру. Многие мусульмане принимали участие во всех войнах и восстаниях на территории польско-литовского государства, начиная с конца XIV столетия. Не стала исключением и военная кампания 1920 года.

Успешная операция Войска Польского и армии УНР по взятию Киева не поставила точку в советско-польской войне. В то время как в столице Украины проходил парад, на севере, в лесах Беларуси, шли ожесточенные бои между частями Красной армии и польскими войсками. Командующий Западным фронтом М. Тухачевский готовил наступательную операцию, чтобы оттянуть из Украины наиболее боеспособные части.

14 мая Красная армия перешла в наступление, но оно не принесло ожидаемого успеха: польские войска без труда отбили все атаки. Командованию в Москве стало ясно, что без переброски крупных резервов невозможно рассчитывать на победу. Основной удар было решено нанести в Украине. Для этого в район Умани была переброшена 1-я Конная армия под командованием С. Буденного. Она включала на тот момент семь кавалерийских дивизий, многочисленную артиллерию, шесть бронепоездов и 12 самолетов.

27 мая 1-я Конная армия атаковала польские части и прорвала их оборону на узком участке фронта. 29 мая войска Буденного нанесли удар по всему фронту, опрокинули польские и украинские дивизии, начав стремительное продвижение в тыл полякам. Спустя несколько дней возникла реальная угроза окружения группировки союзников в районе Киева. 10 июня польские и украинские войска оставили Киев, взорвав мосты через Днепр. 12 июня столица Украины была занята частями Красной армии.

Татарский кавалерийский полк, благодаря своей разведке, первым обнаружил свидетельства предстоящего наступления красных. В донесении командованию польской армии говорится: «27 мая рейд татарской конницы обнаружил появление на фронте свежих русских частей: 59-го стрелкового полка и 4-й кавалерийской бригады».

С началом отступления из Киева полк татарских улан вместе с 17-м кавалерийским полком прикрывал отход союзных армий. Новый командир 7-й кавалерийской бригады, пришедший на смену генералу Романовичу, генерал Станислав Сушинский писал о своих подчиненных: «Заслуживает внимания инициативность и изобретательность татар уланского полка, их смелость и размах во время атаки».

В течение июня-июля 1920 года мусульманские воины татарского полка вели непрерывные бои, прикрывая отход польской армии. В этих боях полк понес тяжелые потери: в строю к середине июля оставалось лишь 86 улан. После получения пополнения из числа добровольцев-мусульман полк прибыл в город Плоцк на Висле, находящийся в 100 километрах к северо-западу от Варшавы. В это время, в начале августа, в составе полка было 14 офицеров и 393 рядовых. Задачей уланов было прикрытие Варшавы от наступающих частей Тухачевского. Для быстрого продвижения к польской столице командование Красной армии выдвинуло 3-й Кавалерийский корпус в составе двух дивизий и пяти отдельных бригад. Корпусом командовал армянин по национальности Гая Гай (Гайк Бжишкян) — видимо именно поэтому польские офицеры считали это соединение армянским.

Помимо татарских улан гарнизон города состоял из артиллерийской батареи, имевшей 5 орудий и 9 пулеметов. К защите Плоцка было привлечено несколько пехотных полков, созданных наспех и не имевших боевого опыта. Кроме того, гарнизон поддерживало несколько кораблей Вислинской речной флотилии, располагавшей 7 орудиями и 21 пулеметом. Общая численность защитников города составляла 3500 человек.

3-й Кавалерийский корпус красных более чем в два раза превосходил по численности гарнизон Плоцка. Его задачей был захват стратегически важного моста через реку Висла, что позволяло зайти в тыл варшавской группировке польской армии. Бои за город носили предельно ожесточенный характер. Командир третьего эскадрона татарских улан поручик Искандер Ахматович позднее вспоминал:

«Гражданские лица, в том числе женщины и дети, оказали большую помощь и поддержку… Некоторые сражались на передовой с оружием в руках, например, члены Гражданской гвардии. Килинский (офицер полка) собрал добровольцев и во главе такого импровизированного отряда совершал набеги на большевиков. Во время боя мы попали на Каноничную площадь рядом с парком и церковью, последний оплот защитников города. Там было небольшое пространство, отделяющее нас от моста. Кавалерия (красных) и артиллерия галопом спускаются к мосту, вызывая еще большую панику. Они уже на площади и стреляют в нас с лошадей… Меткий огонь казачьих пулеметов вызывает ужасные опустошения среди людей и лошадей этой роты. Паника привела к тому, что группы солдат по ошибке стреляли в своих».

Напряжение боев было невероятным, несколько дней судьба Варшавы висела на волоске, и лишь благодаря героизму полка татарских улан удалось отстоять Плоцк и не дать корпусу Гая прорваться к польской столице. К  концу боев более 80 % личного состава полка были убиты и ранены. Ценой своей жизни мусульмане спасли Варшаву от захвата советскими войсками.

Утром 19 августа подошедшие подкрепления под командованием генерала Осиковского начали контрнаступление против частей Красной армии. В ходе атаки были отбиты кварталы Плоцка, занятые большевиками. Остатки полка татарских улан бросились преследовать отступающий корпус Гая. В ходе этого последнего боя погибло 36 мусульман, включая двух офицеров, а несколько десятков были ранены.

В то время, когда корпус Гая пытался охватить Варшаву с севера, с юга навстречу ему шла 1-я Конная армия Буденного. На пути красных кавалеристов не было крупных польских частей, способных оказать достойное сопротивление. Лишь 6-я украинская дивизия под командованием полковника М. Безручко не утратила боеспособности. Развернутая в городе Замостье, она несколько дней, 29 и 30 августа, отражала атаки «буденновцев», используя древние оборонительные укрепления. Этого времени хватило, чтобы командование польской армии смогло перебросить резервы и нанести по 1-й Конной армии мощный контрудар. Сопротивление мусульманского полка под Плоцком и украинской дивизии под Замостьем спасло Польшу от разгрома и утраты независимости.

10 сентября последний командир татарских улан майор Томашевич сообщил воинам о роспуске полка ввиду невозможности его дальнейшего пополнения. К этому времени людские ресурсы мусульманской общины Польши были полностью исчерпаны.

Теги: 
крымские татары
уланы
мусульмане

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/ukrainskie-i-musulmanskie-voinskie-formirovaniya-v-sovetsko-polskoy-voyne-1920-goda-chast-0