Новое крымскотатарское духовное управление в Киеве: причины и следствия

Новое крымскотатарское духовное управление в Киеве: причины и следствия
Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров
Муфтий Крыма Эмирали Аблаев
Первый заместитель главы Меджлиса Нариман Джелял
Украинский востоковед Михаил Якубович
Эксперт Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос

Национальный лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев заявил о необходимости создания нового духовного управления крымских татар на материковой части Украины. Он объяснил это полной подконтрольностью Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя (ДУМКиС) российским властям полуострова. На просьбу Крым. Реалии рассказать подробнее о планах создания нового муфтията Джемилев посоветовал обратиться к главе Меджлиса крымскотатарского народа Рефату Чубарову. Тот, в свою очередь, пообещал дать комментарий позже.

Между тем, на заявление Джемилева резко отреагировали в ДУМКиС: «Как может быть „Крымский муфтият“ в Киеве?! А почему не в Стамбуле, Нью-Йорке или в Лондоне?! Крымскотатарский народ проживает в Крыму, у себя на родине, и крымский Муфтият вместе с мусульманами полуострова был, есть и будет всегда. Мы стараемся достойно нести ту ношу, которую мусульманский народ на нас возложил, и только народ может давать оценку Муфтию, которого он избрал», — заявил заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов.

Он назвал оценки деятельности муфтия Эмирали Аблаева со стороны лидеров народа «пустыми словами», не заслуживающими серьезных комментариев. Исмаилов напомнил, что попытки вывести Аблаева из состава Меджлиса не имели успеха. Тем самым он подтвердил наличие конфликта между руководством Меджлиса и Духовного управления.

Первый заместитель главы Меджлиса Нариман Джелял сказал Крым. Реалии, что идея создания нового духовного управления не нова. «Идея создания Крымского муфтията (на материке — КР) пусть не активно, но обсуждалась уже какое-то время. Никаких официальных заседаний по этому вопросу в Меджлисе не проводилось и решений не принималось. Это инициатива наших коллег, живущих на материке», — сказал Джелял.
Необходимость такого решения первый замглавы Меджлиса объяснил невозможностью организовать коммуникацию вынужденных переселенцев из Крыма с ДУМКиС, работающим на полуострове, вследствие подчинения муфтията российским властям.

Нариман Джелял пояснил, что Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) не может стать структурой, объединяющей крымских татар, поскольку относится к течению под названием «хабашизм». Он отметил, что крымские мусульмане не принадлежат в своем большинстве к каким-либо сектам и течениям и находятся в оппозиции к руководителю ДУМУ Ахмеду Тамиму, известному своими пророссийскими симпатиями.

Следует отметить, что ДУМК сохраняет регистрацию в Украине, но после регистрации по российскому законодательству передал право представлять свои интересы во Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций муфтию Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саиду Исмагилову.

Однако несколько членов совета заблокировали признание права ДУМУ «Умма» представлять интересы крымского духовного управления на формальных основаниях. Таким образом, в совещательном органе при Президенте Украины, коим является Всеукраинский совет ЦиРО, крымские мусульмане не представлены. Значительная часть вынужденных переселенцев из Крыма, исповедующих Ислам, посещают мечеть ДУМУ «Умма», существенно меньше — «Ассоциацию мусульман Украины», еще меньше — ДУМУ.

Джелял также считает, что, хотя Мустафа Джемилев и назвал будущее управление крымскотатарским, в его основу не будет положен национальный принцип формирования: «Не думаю, что в основу новой религиозной организации сознательно положен национальный признак. Такое видение проистекает из-за того, что большинство мусульман Украины — именно крымские татары. Плюс к этому крымскотатарский народ в своей борьбе за восстановление собственных прав и государственности создавал институции, объединяющие их, в числе которых и муфтият — ДУМК. Сегодня мы наблюдаем новый виток этой национальной борьбы. В то же время это не означает, что мусульманам других национальностей закрыт путь в подобные организации», — отметил первый замглавы Меджлиса.

Духовные управления как форма организации отношений государства и верующих получили распространение в XVIII столетии, вскоре после включения в состав Российской империи земель, населенных мусульманами. Тогда же был учрежден так называемый Таврический муфтият. Организацию с таким названием возродили российские власти Крыма после его аннексии.

Как отметил Мустафа Джемилев, он стал инструментом шантажа и принуждения к лояльности ДУМК, которое было создано вскоре после возвращения крымских татар из депортации. Муфтий является членом Меджлиса, а Духовное управление практически всегда, вплоть до аннексии, координировало свои действия с исполнительным органом крымских татар.

Духовные управления сохранялись и в Советском Союзе, фактически превратившись в филиалы спецслужб. Постсоветские государства остались верны этим институтам, которые существуют в ряде стран наряду с самостоятельными общинами и региональными организациями. В некоторых центральноазиатских государствах, где господствуют авторитарные режимы, почти все верующие загнаны в муфтияты, остальные репрессируются. Тем не менее, многолетний узник советских лагерей Мустафа Джемилев предложил воссоздать на материке именно муфтият крымских татар.

Религиовед, исследователь Ислама в Украине и в Восточной Европе Михаил Якубович считает, что предложение Джемилева — «дань постсоветской традиции». «Любое другое, более современное название будет восприниматься просто как отдельная организация, а не централизованная структура с запросом на лидерство. Структура духовных управлений в Украине разная — в некоторых устройство более демократичное, в других все держится на авторитете муфтия», — сказал Якубович в комментарии Крым. Реалии.

Ученый отмечает, что крымские татары на материке в религиозном отношении достаточно разобщены, поскольку принадлежат к разным течениям. Новое духовное управление может способствовать консолидации, но тут многое будет зависеть от фигуры духовного лидера. Пока инициаторы воссоздания духовного управления крымских татар на подконтрольной Киеву территории не называют возможных кандидатов на роль муфтия. Будущее новой религиозной организации будет зависеть от поставленных перед нею задач, считает эксперт. «Мне кажется, что польза будет в том случае, если эта новая структура сможет наладить диалог с различными исламскими группами Украины и станет той площадкой для сотрудничества, которая так нужна в условиях значительных разногласий», — добавил Якубович. По его мнению, одним из объединяющих факторов для мусульман может стать воссоздание традиций исламской учености, сотнями лет культивировавшейся в Крыму. В комментарии Крым. Реалии он высказал предположение, что на старте работы нового объединения мусульман все же будет превалировать этнополитический компонент.

Эксперт Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос считает, что такой институт как духовное управление, хотя и было создано в царской России для контроля государства над верующими, доказал свою эффективность и в нынешних условиях.

«Представители Меджлиса рассматривают этот институт как традиционный и хотели бы влиять на соблюдение норм и правил (религиозной жизни — КР) …Такая позиция была сформулирована уже после очевидного признания измены муфтия, ДУМК в нынешнем состоянии не соответствует „нормам и правилам социального института“ и поэтому должен быть заменен», — сказал Семиволос Крым. Реалии. Он добавил, что при создании нового объединения верующих актуальным будет вопрос его финансирования.

«Не берусь сейчас оценивать целесообразность такого шага и возможные политические последствия, но очевидно, что он потребует немалых средств. Возникает вопрос, откуда их взять…. Кроме Турции, других вариантов я не вижу. Такой сценарий вполне реалистичен», — отметил эксперт.

Действующее законодательство Украины для регистрации объединения верующих на национальном уровне требует наличия региональных организаций в половине областей Украины, сказал и заместитель директора Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Михаил Подюк.

Он отметил, что пока обращение о регистрации новой организации мусульман в министерство не поступало. «Если поступит, то у нас есть от одного до трех месяцев, чтобы его рассмотреть и принять решение о регистрации или отказать. Если с документами все в порядке, то регистрируем», — отметил Подюк. По его словам, как правило, проблемы при регистрации возникают, если основатели новой организации настаивают на пунктах устава, не предусмотренных действующим законодательством.

Источник: Крым. Реалии 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.