Саид Исмагилов: Патриотические церкви и религиозные организации стоят на духовной защите Украины

Саид Исмагилов: Патриотические церкви и религиозные организации стоят на духовной защите Украины
Муфтий ДУМУ «Умма» шейх Саид Исмагилов, старший научный сотрудник Отделения религиоведения Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины Оксана Горкуша и священник УГКЦ Андрей Зелинский
04.04.2015
Оцените статью: 
(364 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Только силой оружия никогда не удавалось добиться победы - нужна еще и духовная оборона. В то время, как военные с оружием в руках защищают страну от агрессора, от террористов, то духовную защиту и поддержку и всего государства, и обороноспособности нашей армии, и поддержку каждого из наших военных оказывают церкви и религиозные организации.

Об этом сказал муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов во время пресс-конференции по вопросам капелланского служения, которая состоялась в ИАА «Главком» в пятницу, 3 апреля.

О том, оправдано ли внедрение капелланства, насколько оно является актуальным в современных украинских реалиях, представителям СМИ рассказали муфтий ДУМУ «Умма» шейх Саид Исмагилов, священник УГКЦ Андрей Зелинский и старший научный сотрудник Отделения религиоведения Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины Оксана Горкуша.

Как заметил муфтий Саид Исмагилов, в новейшей истории Украина не воевала, не было вооруженных конфликтов: «То есть - мы настолько мирная страна, что ни военные не имели такого солидного военного опыта, ни религиозные деятели. То есть - не было прецедента. Поэтому нужно было всем этому учиться. И военные капелланы - я могу сказать о мусульманах, об имамах-капелланах, которые начинали как волонтеры и продолжают на таких принципах - потому что нужно помогать, когда нужно служить, помогать реализовывать и удовлетворять религиозные потребности военнослужащих.

«Хочу сказать, - подчеркнул Исмагилов, - Что патриотические церкви и религиозные организации - они стоят на духовной защите нашей страны. В то время, как военные - они с оружием в руках защищают страну от агрессора, от террористов, то нужна еще и духовная оборона, духовная защита. И только силой оружия никогда победить не удавалось. Нужна еще и такая духовная победа, помощь в достижении которой могут предоставить только церкви, только религиозные организации. Поэтому нельзя преуменьшать значение религиозных организаций для поддержки и всего государства, и нашей армии - ее обороноспособности и поддержки каждого из наших военных», - сказал шейх.

В том, что военное капелланство как институт не только имеет право на существование, а является насущной потребностью времени, убеждена и религиовед Оксана Горкуша. При этом она утверждает, что абсолютно светский человек и анализирует службу священства именно как ученый-религиовед и призналась, что еще несколько лет назад на вопрос, нужен ли в армии капеллан, она дала отрицательный ответ, обосновав его тем, что все потребности духовные и душевные потребности военнослужащих мог удовлетворить психолог или командир.

Но, - отмечает О. Горкуша, - ситуация изменилась: «Она изменилась и для Украины, и для каждого из нас, и возможно - и я научилась более глубоко анализировать все происходящее... И если меня сегодня спросят, нужны ли военные капелланы или капелланы на передовой - я однозначно отвечу «да», - призналась она и добавила: «Роль капеллана, с моей точки зрения - она ​​еще не очень прописана, не слишком еще осмысленная - а у нас уже есть сегодня в нашем обществе, в нашей Украине нарастание посттравматического синдрома после Майдана. Вы помните, что зло не было наказано, никто за смерть Небесной Сотни не был привлечен к ответственности, - и вот эта обида на ненаказанное зло - она ​​перерастает в ненависть к ближнему своему, к тому, к кому легче всего дотянуться и на которого легко нацепить лейбочку «враг» - и вот уже, кажется, можно начинать бороться с этими людьми, с ближними... То есть, нам нужно смотреть шире на функцию капеллана, функцию священника на передовой, ведь передовая для нас не только на фронте, а передовая - она ​​и в информационном пространстве, в мировоззренческом плане. Она так же является для нас пределом, где бытие борется с небытием, где мы фактически пытаемся выжить, где мы находимся - не под «градами», не под пулями реальными, а под «градами» виртуальными, под «градами» мировоззренческими, где истребляется фактически само сознание и мировоззрение человека... И тут тоже надо чтобы кто-то стоял настороже - и именно духовные воины (а капелланы - это и есть духовные воины) они должны нас защитить и здесь».

По мнению госпожи Горкуши, психологи не могут справиться с возникающим посттравматическим синдромом, с которым почти со стопроцентной долей вероятности возвращаются с передовой бойцы, и привела широко известный пример из зарубежной истории 20-го века, когда психолог-атеист при работе с теми, кто вернулся с войны, кого он пытался вернуть к нормальной жизни, чье сознание надо было вернуть к существованию в мирных условиях, к нормальному восприятию действительности (то есть, занимался реабилитацией и ресоциализацией людей с послевоенным, посттравматическим синдромом), пришел к выводу, что без веры ничего не достичь и... создал искусственную религию. (Речь идет о Роне Хаббарде, создавшего псведорелигию сайентологии). Как отметила Оксана Горкуша, абсолютно светский человек пришел к пониманию необходимости «вновь опереть сознание человека на Бога».

Как отметила религиовед, военный капеллан должен помочь человеку восстановить религиозное сознание - то есть, сознание человека, осуществляющего свою жизнь и осознание себя в действительности перед лицом Бога. При этом О. Горкуша отмечает, что религия жива, когда она является религией конкретного народа, она является религией Бога Живого, проживающего в истории именно этого народа.

«Поэтому очень большую роль в гармоничном восстановлении мировоззрения человека будет играть именно та религия, которая воспринимается этим человеком, как естественная, гармоничная и не диссонирует с его культурными представлениями, а не дискутирует с ее национальной идентичностью - то есть, и религия, которая является живительной для этого человека, для души этого солдата, этого военного», - утверждает ученый.

Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов добавил: «Это очень важный компонент. У нас страна вообще религиозная, очень много верующих людей, а во время войны люди становятся еще более религиозными и верующими - в том числе и военнослужащие. Один из наших мусульман рассказывал, что когда они прорывались на бронемашине с Иловайского котла, то молились все - даже те, кто в Бога не веровал. Молились все, когда под обстрелами вырывались из окружения. И те, кто в Бога не веровал, после того, как прорвались - уверовали. Потому что в таком состоянии чрезвычайного напряжения, запредельного стресса - только Бог может помочь, поддержать и дать ту опору, которую среди людей и всего человечества найти невозможно - нужна апелляция к Богу, к высшей инстанции».

Что касается мусульман в рядах вооруженных сил Украины - то они есть. Конечно, последователи ислама - это религиозное меньшинство в Украине. Но, как рассказал шейх Саид Исмагилов, в различных частях и подразделениях ВСУ и добровольческих батальонах находятся верующие - и подчеркнул свою особую благодарность за это военным капелланам других религий: «Помогают нам наладить связь с верующими мусульманами, находящимися в ВСУ, капелланы христианских церквей - как это ни странно. Те капелланы, что постоянно служат - докладывают, что в таком-то батальоне, в такой-то воинской части есть столько-то мусульман. Когда капелланы приезжают, то христиане приходят к ним, чтобы помолиться, посоветоваться, исповедоваться - ну, а мусульмане, конечно, не могут обращаться к христианскому священнику, потому что у нас - другая вера. Но они обращаются к этим священнослужителям с просьбой передать, что они здесь тоже есть - и вот именно с помощью христианских капелланов мы узнаем, где именно в армии есть мусульмане. Более того, с помощью христианских капелланов мы посылаем - через них передаем - и молитвенную литературу, и экземпляры Корана для того, чтобы военный, исповедующий ислам, мог молиться. Посещаем те части и подразделения, где есть мусульмане».

Во время войны открылась такая очень хорошая традиция, когда верующие различных религий помогают друг другу ради общей цели, - подчеркнул Исмагилов, - Поэтому мы не конкурируем и не спорим, у кого из нас лучше вероисповедание, - мы все выполняем одну великую миссию и дело. Поэтому я очень благодарен всем христианским капелланам - из православной церкви, из греко-католической, из протестантских церквей, которые докладывают о наличии мусульман и об их нуждах. И теперь мы знаем, как поехать к ним, как их посетить, как помолиться вместе с нашими верующими. И я думаю, что это очень большой, очень важный вклад в будущее единой Украины, где различные церкви, разные религии помогают друг другу, а не конкурируют друг с другом.

К сожалению, пока имамы выполняют на фронте свои обязанности на волонтерских началах, потому как Положения о капелланской службе предусматривает достаточно долгий путь согласований через совет пастырской опеки при Минобороне, однако необходимость защитить и имамов-капелланов, как-то определить их статус, обеспечить какие-то социальные гарантии им в случае ранения в зоне боевых действий или их семьям в случае гибели (ведь война есть война, и пуля не различает священника от комбатанта) является насущной необходимостью.

«Сейчас наши имамы, которые находятся в мечетях у прифронтовой полосы, вблизи линии разграничения - они фактически выполняют обязанности капелланов, - рассказал шейх, - пока что - на основе волонтерских. Но, если у мусульман возникают религиозные потребности - они обращаются в ближайшую мечеть. И так же точно, когда есть раненые или погибают мусульмане - это тело погибшего приносят в ближайшую мечеть, чтобы выполнить все необходимые религиозные обряды», - рассказал он.

Во время пресс-конференции прозвучал очень интересный вопрос: «А нужен ли капеллан - капеллану?». Ведь священнослужитель - хоть и больше, чем обычный человек, защищен верой, но тоже нуждается в поддержке.

На этот вопрос ответил Андрей Зелинский, который в военном капелланстве уже с 2006 года (еще задолго до официального принятия положение о военном духовенстве) и был первым капелланом при штабе АТО под Славянском с июня прошлого года, служил в Краматорске, а в последнее время - в Песках и Дебальцево: «капелланам нужно общаться, и тогда в процессе общения и капеллан становится капелланом для капеллана. И однозначно, нужно общаться духовными категориями. Рефлектируя над прожитым опытом - нельзя, потому что человек уязвима в тех ситуациях, которые она пережила в зоне боевых действий. Механизмы - общение. Общение – это самое важное, потому что более эффективных механизмов внутреннего психологического, духовного исцеления, чем общение, человечество еще не изобрело. Молитвенное общение, или то, когда мы говорим о личностном общении в кругу коллег, которые понимают специфику капелланского служения. Итак - ответ: «Да, нужен». В двух формах - как для общения с Богом в молитве, так и в общении с коллегами по служению».

Священник военный остается священником, который несет за здоровье паствы, которой призван служить - при этом не имеет значения, о чем идет речь: о ситуации в зоне боевых действий или о ситуации в гражданской жизни. Военный священник - капеллан призван заботиться о великой святыни, что поручена ему в служении, а именно - о душе военнослужащего.

В первую очередь военный священник - это тот, кто служит Богу в человеке. В данном случае - в человеке в военной форме.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.