РОССИЙСКАЯ ОККУПАЦИЯ СПЛОТИЛА ХРИСТИАН И МУСУЛЬМАН В УКРАИНЕ

Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов с канцлером Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ о. Василием Пантелюком

Великий писатель Л. Толстой сказал: «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не может уничтожить даже смерть». О достоинстве духа, о братстве и диалоге между представителями различных религий, о патриотизме, совместной борьбе и верности Украине пообщались с человеком несгибаемой веры шейхом Саидом Исмагиловым, муфтием Духовного управления мусульман Украины «Умма».

 Шейх Саид, по Вашему мнению, какого формата получил сегодня, в условиях войны, христианско-мусульманский диалог в Украине, и является ли он достаточно продуктивным, чтобы помочь нашей стране пережить сложные времена испытаний?

 Я считаю, что сейчас христианско-мусульманский диалог в Украине находится на начальном уровне. Однако большим достижением является то, что он уже стартовал и происходит не только на уровне разговоров, принятия деклараций, на уровне глав разных конфессий, но и отражается в конкретной работе и сотрудничестве наших религий, прежде всего, в проповеди нравственных ценностей. Пока такой диалог трудно назвать достаточно продуктивным, но все большое начинается с малого. Нашей задачей является выяснить, в какой плоскости этот диалог и взаимопомощь христиан и мусульман является наиболее уместными, чтобы в дальнейшем развивать его ради общего блага  служение Украине. Примером духовной, искренней коммуникации между нашими религиями могу назвать случаи, когда христианские военные капелланы присылали Коран и другие молитвенные книги мусульманам на оккупированные территории. Со своей стороны мусульмане поддержали стремление Украины стать по-настоящему свободной, борьбу духа и воли на Майдане, выразили желание быть ее неизменной частью. Именно Майдан стал той движущей силой, тем вызовом, который направил силы всех верующих людей Украины для совместного действия  защиты справедливости, живого разговора и обороны будущего.

 Достаточно ли всесторонне и адекватно освещается в современных украинских СМИ  светских и религиозных, жизнь мусульман Украины?

 Нельзя не отрицать, что сейчас к мусульманам направлено большое внимание СМИ. Такого интереса не было за все годы независимости. Поэтому неуместно с нашей стороны жаловаться на недостаток внимания в информационном пространстве. Я вижу, что телеканалы, радиостанции, интернет-сайты профессионально и искренне освещают все события, касающиеся мусульманского сообщества нашей страны. И это не только связано с ситуацией в Крыму. Просто во время войны мусульмане и христиане действительно объединились в едином духе. И я вижу, что наши СМИ это понимают. Они осознают, что мы, мусульмане, являемся такими же патриотами единой Украины как и христиане, молимся за нее, мы открыты к диалогу, к волонтерской работе, а главное  хотим мира в счастливом неделимом государстве, которое и для нас является родиной.

 Как Вы считаете, что можно назвать главной истинной причиной конфликта между Востоком и Западом Украины?

 Думаю, на самом деле нет никакой ментальной проблемы между Востоком и Западом Украины. Скорее она была искусственно придуманной во времена Януковича, чтобы противопоставить один регион другому. Сознанием людей на Востоке манипулируют путем влияния информационной пропаганды, через сюжеты, которые транслируют СМИ. И люди невольно начинают верить в ложную теорию враждебной Западной Украины. Часто и Восток Украины обвиняют в поддержке сепаратистов и тому подобное. Однако на Востоке есть истинные патриоты, которые хотят сохранить целостность своего государства. Они выразили свою непоколебимую гражданскую позицию во время Революции Достоинства, они потеряли много во время войны, но остались верными Украине. Я хотел бы призвать всех нас не поддаваться никаким манипуляциям, быть едиными, поддерживать друг друга в периоды испытаний.

 Какую роль может сыграть, например, львовская экуменическая среда во всеукраинском религиозном пространстве и в процессе межрелигиозного диалога?

 Львов может сыграть фундаментальную роль. Для всех украинцев этот город является духовным центром, очень христианским, городом действительно верующих людей. Львов может продемонстрировать всей Украине, как христианское уважение и любовь ко всем людям и религиям разрушает мифы о недоразумении и коварные планы российской пропаганды. Этот город имеет все шансы стать мостом взаимопонимания, диалога и примирения между православной, католической, мусульманской и иудейской цивилизациями. Львов искренне принял мусульман, переехавших из оккупированных территорий. Жители этого города продемонстрировали настоящую человечность и милосердие. Поэтому со своей стороны я всегда призываю наших верующих ни в коем случае не бросать вызов религиозным традициям Львова, уважать его христианскую идентичность, «ласково» и спокойно интегрироваться в эту среду. Я постоянно повторяю для переселенцев: «Вы гости, пострадавшие, и не можете с пренебрежением относиться к традициям Львова. Не спешите декларировать свои намерения и стремления, сначала станьте частью Львова, узнайте его дух». Львов очень отличается от других городов Украины  Одессы, Харькова, но больше все-таки от Крыма и Донбасса. Очень жаль что не все переселенцы это понимают.

 А как Вы относитесь к идее построения мусульманской мечети во Львове?

 Еще 10 декабря 2014, когда Центр межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас» и его руководитель Тарас Дзюбанский организовали христианско-исламский круглый стол, в своем докладе я выступил против этой идеи. Поэтому многие мусульмане, в частности крымские татары, меня критикуют. Их можно понять. Ведь пророссийская власть в Крыму противодействовала строительству мечетей, ущемляя религиозную идентичность и свободу этого народа. Такой негативный опыт и стереотип они ментально перенесли и на Львов. Но в этом городе ситуация совсем другая. Здесь совершенно отличные реалии. Во Львове не стоит проводить митингов или бороться за свои права. Этот город не имеет враждебных настроений к мусульманам, а наоборот  только дружеские и желание поддержать нас. Я считаю, что на этом этапе во Львове достаточным является функционирование исламского культурного центра без признаков мечети. А со временем, несмотря на то, как будут происходить военные действия, мы сможем сориентироваться и пересмотреть этот вопрос по-новому. Мусульманам нужно заслужить доброе имя среди львовян, а потом уже обсуждать строительство культурных сооружений. Очень жаль, что крымские мусульмане меня неправильно поняли. Но еще раз хочу заверить, что поддерживаю их и сопереживаю. Думаю, вместе мы сможем достичь нужного компромисса.

 Что для Вас как духовного лица и жителя Донецка, означал молитвенный Майдан города, продолжает ли он свое функционирование в настоящее время, например, в подполье?

 Конечно, продолжает функционировать в подполье. В основном, его основа  верные протестантских Церквей. А вот, например, случается, что православные Киевского Патриархата ходят в церкви Московского Патриархата. Мусульмане на Донбассе позволяют православным христианам молиться в мечетях. Конечно, ситуация здесь еще не так сложна, как в Крыму. Однако должны не забывать, что полноценная религиозная свобода при диктатуре или полудиктатуре невозможна.

 Сегодня в Крыму происходят жестокие притеснения духовной и гражданской свободы крымских татар. Поддерживает ли мусульманская община материковой Украины своих братьев по вере. Есть стратегия, чтобы выйти из этой ситуации?

 Что-то существенное сделать для Крыма в настоящее время нельзя. Российские спецслужбы полностью контролируют полуостров. Они хотят знать все: к какому направлению ислама принадлежит человек, какую мечеть посещает и т. п. Религиозная жизнь крымских мусульман сейчас происходит в подполье. Могу провести аналогию с Украинской греко-католической Церковью, которая пережила период репрессий, но благодаря верности духовенства и мирян смогла возродиться. Крымские мусульмане настолько напуганы, что боятся читать Коран, почитать исламские традиции. Российский контроль полностью парализовал привычное движение духовной жизни. Мы можем помочь нашим братьям по вере с материковой Украины только с выездом, трудоустройством или изготовлением документов. К сожалению, мы не располагаем большими средствами, однако стараемся поддерживать моральную связь с этой теперь уже диаспорной общиной. Надеюсь, вскоре все изменится и мы снова будем в едином государстве.

 Шейх Саид, а кого Вы считаете самой яркой и наиболее вдохновенной экуменической фигурой в христианстве?

 Для меня таким человеком является Иоанн Павел II, Папа Римский, который совершил феноменальный духовный подвиг  прорыв в диалоге христиан с мусульманами и евреями. Он стал человеком, который подарил Католической Церкви и всем христианству надежду, которая питала идею мира в мире, понимание, уважение к другим религиям. Нынешний Папа Франциск также плодотворно работает в сфере межрелигиозного диалога, посещает мечети, уважительно относится к мусульманам. А это очень важно: ведь в лице Римского Понтифика мир получает соответствующий месседж или позицию, которые представляет вся Католическая Церковь.

 В дни финальной борьбы за свободу и достоинство, за желание быть собой, быть различными, но едиными, Украина переживает моменты вдохновения, но часто и отчаяния. Что бы Вы хотели пожелать читателям «Духовного величия Львова» и всем украинцам?

 Хочу заверить, что мусульмане Украины готовы демонстрировать свое хорошее отношение к христианам, быть с вами на передовой духовной обороны. Не сомневайтесь: мы победим агрессора, сломаем пропаганду, направленную в сторону Украины, и через наши веру, любовь, взаимоуважение друг к другу станем сильнее, станем лучше, станем свободными.

Разговаривала Лидия Кнут

Источник: Духовное величие Львова

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.