Муфтий Саид Исмагилов — тот редкий типаж священнослужителя, которому симпатизируют не только единоверцы, но и представители других религий — чисто по-человечески. Занявший активную проукраинскую позицию с самого начала Майдана, муфтий ДУМУ «Умма» стал частым гостем разных общественно-просветительских мероприятий, теле- и радиоэфиров: украинцы-немусульмане с интересом открывали для себя Ислам, впервые, казалось бы, массово осознавая, сколь многие патриоты Украины исповедуют эту религию, и желая лучше понять своих соотечественников-мусульман.
Многолетняя работа Саида-хазрата по налаживанию межрелигиозного диалога в тесном сотрудничестве с представителями других конфессий оказалась на всеобщем обозрении. Именно поэтому очень многие украинцы (при чем далеко не только последователи Ислама) с энтузиазмом восприняли включение пана муфтия в первую пятерку кандидатов в народные депутаты от партии «Украина — Единая Страна». Предвыборная гонка и стала темой нашей беседы.
Как Вы оказались в составе партии «Украина — Единая Страна»?
Если быть точным, я не «оказался в составе» — я беспартийный. Баллотироваться вместе с партией «Украина — Единая Страна» меня пригласили. Концепция этой политической силы нового типа изначально предусматривала, что в ней должны быть представлены общественные деятели, хорошо разбирающиеся в какой-то сфере общественной жизни — юристы, литераторы, журналисты и так далее. Им не хватало человека, который хорошо разбирался бы в вопросах религии, межрелигиозного диалога, а также был хорошо знаком с вопросами, касающихся национальных и религиозных меньшинств Украины — и тогда они обратились ко мне с предложением присоединиться и баллотироваться в Парламент в составе их списка. Я тщательно ознакомился с программой партии, с людьми, которые ее представляют, посоветовался с единоверцами — и дал согласие.
Какие именно пункты предвыборной программы стали ключевыми в принятии этого решения?
Во-первых, это общая направленность этой политической силы; ее демократический, умеренно-патриотический характер, без крайностей и радикализма. Мы собираемся отстаивать интересы народа Украины, не декларируя обязательный вектор «на Восток» или «на Запад». Понятно, что мы подразумеваем сближение с Европой — однако такое сближение должно быть на партнерских началах, это не должна быть вассальная зависимость для Украины. Если Европа станет рассматривать нас как равноправных партнеров и ее лидеры не будут рассматривать наши отношения только как возможность диктовать Украине свои условия, то ведь интересы нашей страны должны быть превыше того, что нам пытаются навязать, — неважно, кто пытается и откуда.
Кроме того, учитываются интересы всех этнических и религиозных групп, ведь невозможно построить сильное государство, опираясь на исключительно какой-то один этнос. Это, пожалуй, получилось только у Японии — но японское общество развивалось в совершенно иных исторических условиях, и моноэтничность является их прямым следствием. У нас же ситуация кардинально отличается.
Украина должна понимать, что ее граждане — люди разной этнической и конфессиональной принадлежности, и учитывать это — очень важно. Потому что, например, есть партии, которые настаивают исключительно на интересах этнических украинцев — однако как же быть тем, кто этническими украинцами не является, но считают себя частью этой страны, частью украинской нации; всем сердцем любят Украину и стоят на защите ее интересов? Это и татары — как крымские, так казанские, — и русские, и евреи, представители кавказских и среднеазиатских народов, беларусы, поляки… Впрочем, перечислять можно долго: ведь в Украине проживают представители 134 этносов! Во всем цивилизованном мире понятия «нация» и «этническая принадлежность» давно разделены; пора это сделать и нам.
Ну и еще два очень важных момента: это борьба с коррупцией и реформа вооруженных сил; создание резервной армии по швейцарскому образцу. Решение этих проблем на сегодняшний день является приоритетным, и, я бы сказал, это вопрос нашего выживания.
Есть ли другие духовные лица в партийном списке, помимо Вас?
Нет. Но, допустим, в первой пятерке у нас есть буддист, мусульманин, греко-католик, православные — только еврея не хватает для полного комплекта. *смеется*
Уже успели сработаться с однопартийцами?
Да, ведь фактически все являемся участниками Майдана, и первая десятка в списке партии хорошо знакома друг с другом еще с тех времен. Конечно, помогали друг другу, и подчас эта помощь была буквально жизненно важной. Например, наш № 1 в списке, Максим Музыка, еще во время событий Майдана в Киеве подарил мне свой бронежилет, который впоследствии спас мою жизнь уже в Донецке. С Даниилом Яневским познакомились в день расстрела протестующих на Институтской — меня как раз тогда пригласили на «Громадське ТВ» в качестве духовного лица, озвучить просьбу о немедленном прекращении братоубийства… Решение общих проблем в критические моменты, когда люди объединены общей идеей, сближает с невероятной силой.
В партийном списке я присутствую с сентября, и с самого начала присутствовал на рабочих собраниях и съезде партии, участвовал в пресс-конференциях и проработке программы, общался с коллегами в кулуарах… Могу сказать, что первую тридцатку кандидатов из этого списка знаю весьма неплохо; хотя, как я уже говорил, — с кандидатами из первой десятки нас связывают сотрудничество и взаимовыручка еще со времен Майдана, поэтому я с уверенностью могу положиться на этих людей.
Переезд из Донецка в Киев тоже связан с необходимостью участвовать в предвыборной гонке?
Не совсем. Мне пришлось уехать с семьей из-за моей активной проукраинской позиции, участия в Евромайдане и так далее — в общем, мой «послужной список» выглядел для «активистов ДНР» весьма непривлекательно и «непатриотично». Мы оставались там до конца августа, но когда начали пропадать даже самые «безобидные» проукраинские активисты — участники молитвенного марафона, а также священнослужители — пришлось уехать, конечно. Собой я рисковать могу, но о безопасности семьи позаботиться был обязан. Ну и участие в предвыборной гонке все равно вынуждало регулярно мотаться в Киев.
Сейчас в качестве муфтия ДУМУ «Умма» координирую помощь переселенцам из зоны АТО и Крыма. К сожалению, мы не располагаем возможностью предоставить этим людям жилье — но помощь деньгами, продуктами, вещами, при необходимости религиозной литературой — оказываем.
Жители Донбасса стремительно покидают территории, контролируемые террористами. Куда едут мусульмане региона, в какой стране видят свое будущее — в Украине или РФ?
Большая часть уехала в другие регионы Украины. Не стану скрывать: были и такие, кто уехал в Россию — но их на общем фоне немного. Это преимущественно те люди, у которых в РФ есть какие-то не совсем дальние родственники. Подавляющее же большинство мусульман Донбасса переехали в другие области Украины, ну и кто не смог по каким-то причинам уехать — остались на месте. Оставшихся крайне мало: мечети и места собраний пустуют. При это люди именно уехали, а не просто сидят в подвалах и бомбоубежищах: я общался с оставшимися прихожанами, расспрашивал их об отсутствующих — быть может, люди в беду попали, им помощь нужна? В нынешней ситуации могут быть самые плачевные варианты. Но в подавляющем большинстве случаев оказывалось, что люди покинули регион. Конечно, тем, у кого были какие-то проблемы со здоровьем, с продовольствием и так далее — старались помочь по мере сил. Искали пропавших по всем ДНРовским «истанциям», оказывали помощь раненым…
Обладаете ли Вы информацией по гуманитарной ситуации в регионе?
Основные продукты питания у людей есть. Вот денег практически нет на руках — на контролируемых террористами территориях. С медикаментами большие проблемы, очень сложно достать… А элементарные продукты питания — макароны, крупы, хлеб — у людей есть.
Это из каких-то запасов?
Нет, привозные, гуманитарная помощь. Что-что, а продукты товарищи террористы разрешают завозить — им же тоже что-то кушать надо, да и голодные бунты им не нужны…
А отопление? В социальных сетях тиражируется информация, что обогревать многие объекты попросту невозможно, так как неконтролируемые обстрелы так называемых «ополченцев» разрушили теплосети…
Отопление включили, хотя тепло не везде — в некоторых районах действительно из-за разрушения участков теплотрасс его включить без нормального восстановления этих участков вряд ли получится. Я не специалист, конечно — но что-то очень сомневаюсь. А так во многих домах отопление есть, так что оставшееся население замерзнуть за зиму, даст Бог, не должно.
Даст Бог, Украина стабилизирует ситуацию на Донбассе и вернет контроль над АРК. Есть у партии «Украина -Единая Страна» какая-то программа патриотичного воспитания населения освобожденных территорий, чтобы они прекратили ностальгировать по «Совку», по России, и наконец осознали, что живут в Украине?
Конечно есть. Во-первых, нужно отключить всякую внешнюю пропаганду, чтобы люди немножко успокоились и осмотрелись по сторонам, увидели: то, о чем вещает российское телевидение, совершенно не соответствует истине. Ну и конечно необходимо заниматься воспитанием, прививать украинские национальные ценности — путем приобщения к культуре, традициям, истории, языку. Но все это (кстати, в соответствии с нормами Ислама) должно происходить медленно, постепенно; шоковая терапия в таких случаях неуместна и вызовет лишь отторжение. Украинизация должна быть постепенной и мягкой.
беседовала Татьяна Евлоева