«Крымские татары — такие же украинцы, хотя имеют иное вероисповедание», — отмечает муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов. Он убежден, что религиозным деятелям разных религий и конфессий важно идти на диалог, чтобы верующие не боялись друг друга и были открытыми к проектам и общению. Единоверцам-переселенцам советует не спешить со строительством мечети в других городах. «Пока мы можем обойтись молитвенными домами, а если общество будет расти и органично впишется, то можно будет строить мечеть», — ответил Исмагилов на вопрос по возведению храма во Львове. Он убежден, что большинство крымских татар мечтает когда-нибудь вернуться на родину. Но сейчас там прессинг оккупационной власти — запрет определенной религиозной литературы и обыски в мечетях, домах и учебных заведениях, говорит он. «В список запрещенной вошли даже классические мусульманские произведения первых веков ислама», — замечает Исмагилов. О том, как мусульмане реагируют на российскую оккупацию, с кем сотрудничают больше и на чью поддержку полагаются, далее в разговоре.
Оккупационные власти Крыма обязали религиозные общины на полуострове пройти процедуру перерегистрации, которая стала своего рода «религиозной зачисткой». Так римо-католическим священникам не продлили разрешение на проживание и до конца года они будут вынуждены покинуть аннексирован полуостров. В УГКЦ также предполагают, что их ждет подобное. На территории Крыма осталась лишь одна церковь Киевского патриархата. Наиболее уверенно чувствуют себя в нынешних условиях УПЦ МП. А как насчет мусульман, насколько ощутимо преследования по религиозному признаку?
Есть мониторинг международных организаций, который насчитал уже 21 человек из крымскотатарских мусульман, пропавших без вести. Затем некоторые из них со следами пыток нашли мертвыми. И это не религиозные деятели, а рядовые мусульмане. Все пропавшие никак не связаны между собой. Это физическое уничтожение и запугивание. Россия стремится взять под контроль религиозную жизнь мусульман Крыма. Для этого сделала несколько шагов. Это параллельное пророссийское духовное управление мусульман в Крыму, которое начало заниматься рейдерским захватом мечетей. Первой захватили Ханскую мечеть XV в. в Евпатории. Выломали сейф и забрали оттуда деньги. Позже эту мечеть якобы вернули Духовному управлению мусульман, но это была показательная игра. Определенный месседж, мол, у нас есть своя пророссийская религиозная структура, которая беспощадно критикует Украину, все мусульманские проукраинские религиозные сообщества, в частности Духовное управление мусульман Украины «Умма».
На межрелигиозной встречи большинство духовных лидеров отчитывались, что их общины имеют тяжелую ситуацию на Донбассе и немного более легкую в Крыму. А у мусульман, наоборот — немного легче на Донбассе и очень тяжелая в Крыму.
Религиозная община нашего объединения в Крыму находится в полной неопределенности. Есть определенные «подковерные» циркуляры, предписывающие — или религиозная община проходит перерегистрацию по российскому законодательству, или ее запретят. Наблюдать, чтобы люди не собирались и не проводили религиозные обряды. Наверное, осознавая потребность сохранить мечеть и религиозные общины в Крыму, муфтий под давлением принял решение пройти перерегистрацию, ведь без нее закроют все мечети, религиозные учебные заведения и культурные достопримечательности. Интересно, что в самой России позволили существовать религиозным общинам иностранных объединений. Например, православная церковь Киевского Патриархата в других регионах за пределами Крыма имеет две свои епархии и их никто не запрещает. Но в Крыму религиозный вопрос крымских татар лежит в политической плоскости. Предполагаю, что некоторые религиозные общины уйдут в подполье. Некоторые перерегистрируются. Большое количество вынуждено эмигрировать. На межрелигиозной встречи большинство духовных лидеров отчитывались, что их общины имеют тяжелую ситуацию на Донбассе и немного более легкую в Крыму. А у мусульман, наоборот — немного легче на Донбассе и очень тяжелая в Крыму.
Вы сказали, что Россия создала параллельное пророссийское духовное управление как некий спланированный проект. О каком именно управлении идет речь?
Еще летом звучали заявления о создании отдельного духовного управления мусульман Крыма «Таврический муфтият». Даже называлось Всероссийское управления мусульман. Туда вошли некоторые общины хабашитського направления в исламе. Это новое религиозное течение, которое как все молодые течения, не слишком терпеливо к другим мусульманам. Это пророссийская религиозная структура. Они сразу заявили, что любят Россию и выступают за нее. Зарегистрировав свое объединение, эти люди сразу начали очень нетолеранто высказываться о муфтии Крыма. Очевидно, что ими манипулируют политики.
А много ли таких пророссийских мусульман и чем можно объяснить их приверженность России?
Их немного. Я не знаю, что их заинтересовало в сотрудничестве с Россией. Подозреваю, что на протяжении нескольких лет Россия организовывала это объединение как пророссийский мусульманский проект в Крыму. Они официально зарегистрировались в Украине в 2010 году. Муфтий Крыма выступал против этого, отметив, что не надо никаких отдельных объединений. Все верующие должны быть в нашем духовном управлении. Мы категорически не соглашались на появление этого направления. Однако несмотря на отсутствие нашего разрешения, они все же создали религиозную структуру. Как только началась оккупация, эти люди сразу присягнули России. Поэтому считаю, что это был пророссийский проект.
По вашему мнению, боится Россия крымских татар? Почему их вытесняют с полуострова?
Любой абсолютизм боится свободы. Россия строит вертикальную модель власти, где надо контролировать все и в том числе религиозную жизнь. Крымские татары с самого начала показали, что они «имеют свою голову на плечах» и прислушиваются к руководству Меджлиса. Поэтому этим лидерам и запретили въезд в Крым. Пример неповиновения власти и существования противоположной позиции — это всегда опасный вызов для абсолютистской власти.
К чему больше склоняются крымские татары, оценивая причины аннексии Крыма — это агрессия и силовой захват Россией или недоработки украинской власти?
Мне трудно сказать, потому что я не являюсь крымским татарином. Тем более мнения разные, но в целом сталкивался с тем, что крымские татары расценивают аннексию как агрессию России, которая годами готовилась. Хотя большинство крымских татар удивляется, почему Украина так мало сделала, чтобы защитить Крым. Почему украинская власть не остановила российских солдат, когда они еще в сравнительно небольшом количестве оккупировали Крым? Я также не имею ответа. Видимо, там в высоких кабинетах политического руководства знают нечто большее. Итак, крымские татары держатся двух позиций. Аннексия как российская агрессия и малодиевисть Украины в вопросе защиты крымских татар.
Глава Меджлиса Рефат Чубаров обращался к Евросоюзу с просьбой защитить крымских татар и повлиять на российского президента Владимира Путина. Верите ли вы в поддержку Европы?
Нет, не верю. Если бы Евросоюз мог как-то повлиять, то уже бы это сделал. Евросоюз очень робко реагирует на крымский конфликт. Они обнаруживают различные виды обеспокоенности, но решительных шагов не делают. Есть определенные санкции, но они пока не очень пугают российские власти. Я не уверен, что кто-то станет на защиту крымских татар. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Чубаров просил создать международную миссию наблюдателей, которые мониторили бы условия жизни крымских татар на полуострове. Привело бы это к каким-либо изменениям?
У меня нет подобного опыта. Впервые сталкиваемся с проблемой аннексии. Не уверен, что Россия позволит создать некую международную миссию для сбора информации о событиях на полуострове. Потому что любая такая миссия в условиях честной работы откроет много неприятных фактов, а это всегда стремятся спрятать.
В Турции — 2 млн крымских татар, а на полуострове около 300 тыс. Крымские татары возмущены не только на Украине, но еще и на Турцию.
Как считаете, могут крымские татары полагаться на поддержку Турции. Эта страна как-то способна повлиять на Путина?
Крымскотатарский народ очень надеялся на помощь Турции и видел ее своим главным союзником. Тем более, что там проживает более крымских татар чем в Крыму. В Турции — 2 млн крымских татар, а на полуострове около 300 тыс. Крымские татары возмущены не только на Украине, но еще и в Турции. Она еще никак заметно не влияет на российскую власть и мировую политику, чтобы помочь. Турция и Украина — это две страны-союзники крымских татар, и они ожидают от них помощи.
А на кого надеются сейчас крымские татары?
На Всевышнего. Всевышний Господь никогда не покинул и не покинет верующих людей. Народ выстоял в период депортации. Их не удалось сломать и верю, что и сейчас выстоят.
Некоторые из представителей крымскотатарского народа согласились занимать должности в представительстве самопровозглашенной власти Крыма. Это все-таки определенное раздвоение. Одной рукой со своим народом, который преследуют, а другой — с «оккупационными властями». Что скажете по этому поводу?
Это вопрос очень трудный, потому что мы не имеем представления о глубине процессов. Очень неприятно, что есть лидеры, которые сразу переметнулись к оккупационной власти. Если этому предшествует прессинг, запугивания, то человек может испугаться, но если сразу, когда еще никто никого не пугал, — это предательство. Мы не имеем права никого осуждать, потому что, во-первых, мы не судьи. Во-вторых, мы не знаем, что там происходит. Каждый человек будет отвечать перед Всевышним Господом Богом по справедливости.
Как много крымских татар переселилось во Львов?
Здесь проживает около 2 тыс крымских татар. Точной цифры нет. Ранее было около 2 тыс не только крымских татар. Мусульманская община Львова разная. Здесь есть и татары, и арабы, и представители других народов.
Знаю, что во Львове есть несколько направлений мусульман — шииты, сунниты и даже хабашиты. Общаясь с ними, заметила, что между мусульманами есть определенная разобщенность. Или это только доктринальные различия в религии?
Да, это доктринальные различия. С шиитами это многовековые различия. А по хабашитов — это новое религиозное направление, не очень толерантным к другим мусульманам. Поэтому отношения напряженные. А наше Духовное объединение мусульман Украины «Умма» — это традиционные мусульмане-сунниты. У нас многовековая история. Сейчас это одно из духовных управлений, которое осталось после оккупации Крыма. Мусульманский мир также неоднороден и раздроблен. Однако верующие не должны заострять какие-то отличия.
Некоторые из мусульман-переселенцев во Львове говорят, что им не хватает мечети?
Думаю, что они слишком спешат. Были такие прецеденты, когда построили мечеть, а все верующие сменили место жительства. Мечеть стала никому не нужна.
Если во Львове появится такая постоянная прочная община мусульман, тогда и можно будет поднимать вопрос о строительстве мечети. А так можно обойтись и молитвенными домами.
Мечеть — это ответственность за ремонт, оплату коммунальных платежей. Она должна быть красивой. А сейчас неопределенность. Знаю, что сами крымские татары мечтают вернуться на родину. Если это произойдет в будущем, то что тогда делать с мечетью? Сначала надо укорениться, занять свою нишу во Львове. Меня всегда беспокоит, как рядовые жители отреагируют на это. Ведь Львов — это христианский религиозный город, и не все будут рады видеть здесь мечеть. Может, здесь мусульман воспринимают, а культовое сооружение не будут воспринимать. А нам не нужно общество напрягать. Наоборот, надо, чтобы нас органично приняли. Надо, чтобы мусульманская община стала постоянной и стала своей для Львова. Так как иудеи, которые уже есть своими для Львова, и только после этого можно поднимать вопрос о строительстве мечети.
В каком регионе наиболее религиозных общин вашего Духовного объединение «УММА»?
На Донбассе больше всего. Имеем по пять общин в Донецкой и Луганской областях. Сейчас большинство территорий, на которых они находятся, под оккупацией. Лишь по одной общине осталось на территории, контролируемой Украины. В Донецкой области — это Костантиновка, а в Луганской — Северодонецк. Все остальные под оккупацией, и им трудно. Представители ФСБ уже побывали в этих мечетях с инструктажем, что можно делать, что можно говорить и что нет. Просили не упоминать в молитвах Украину. Мол, если в мечети приходять подозрительные люди, то немедленно сообщать об этом. Сейчас распространяется тенденция взять под российский контроль все мусульманские общины в Донбассе.
С какими христианскими конфессиями мусульмане сотрудничают лучше?
Не знаю, с кем лучше сотрудничают крымские татары. Когда я приезжал в Крым, меня удивляло то, что они живут как бы отдельно от остальной части Украины. Они решали какие-то свои местные проблемы, точно не зная, что происходит в других регионах и что там все иначе чем в Крыму. Они всегда имели столкновения с русскими казаками, с православными Московского Патриархата. Крымские татары имели претензии к православным Московского Патриархата. Их проблемы носили чисто региональный характер, и мусульмане из других регионов с таким не сталкивались.
Если говорить о мусульманах Украины, то сегодня больше развивается диалог с УГКЦ, затем с римо-католиками и православными Киевского Патриархата.
Греко-католики являются первыми в налаживании диалога, и мы в первую очередь на них рассчитываем. Они очень экуменические, открытые и толерантные. Мне это очень нравится. У меня есть друг о. Тихон Кульбака, с которым мы вместе работали, чтобы создать Совет церквей в Донецке. После переезда в Киев я еще раз убедился, что наиболее открыты к диалогу греко-католики. Меня даже пригласили в Патриарший собор в Киев, чтобы я выступил на греко-католическом телевидении. Наиболее трудно строить взаимопонимания с протестантами и православными Московского Патриархата.
А что говорят протестанты по диалогу с мусульманами?
У них какое-то свое представление о мусульманах. Большинство протестантских организаций имеют поддержку США и стран Европы. А там не все так хорошо складывается в христианско-мусульманском диалоге. Я не знаю ответа. Мне самому интересно это спросить у пасторов и религиозных лидеров. Мы на местном уровне общались с пасторами в Донецке, но с главами объединений всеукраинского уровня пока такого диалога не было. Мы делаем последовательные шаги. Сначала будем общаться с теми, кто наиболее открыт для этого, а потом мы надеемся, что они помогут привлечь к этому диалогу других братьев-христиан, ведь в христианских сообществах получше диалог между собой.
Верите ли вы, что Крым удастся вернуть?
Я верю, что мы вернем Крым, это наша святая обязанность. Путин говорил, что для него Крым — это святое место. Я тоже могу сказать, что для мусульман — это также святое место. Ислам в Украине распространился именно из Крыма. Наша религия мессианская — мы проповедуем. Сначала ислам укоренился на полуострове, а после воздействия проповеди крымского ханства его начали исповедовать и в других регионах Украины. Была Нагайськая орда, Буджакская орда. Были такие крупные известные ученые-мусульмане из Акермана. Даже в Белоруссию, Польшу и Литву ислам распространялся именно из Крыма. Татары, проживающие в этих странах, — это крымские татары, которые в XIV в. перешли на работу к польским князьям на военную службу и остались там. Для мусульман Украины Крым — это колыбель распространения ислама по Украине. Поэтому пусть не думают, что только для них это святое место. Тем более, что в Крыму сохранились мечети XIII—XIV вв. В Крыму существовало мусульманское государство — Крымское ханство. Там важные исторические города — Бахчисарай, Евпатория с большим историческим наследием. Надеюсь, что мировое сообщество заставит Россию вернуть Крым.
Источник: iPress.ua