Украинский Ислам отличается уважением к чужому мнению, — Михаил Якубович

(© Фотографии Наты Коваль) Михаил Якубович
(© Фотографии Наты Коваль)

Михаил Якубович известен как переводчик «Корана» на украинский язык, а также автор трудов «Философская мысль Крымского ханства» и «Ислам в Украине: история и современность», вышедший в рамках проекта научного сборника «Аль-Калям». Востоковед, исследователь доктринальной и философской мысли исламского мира, а также преподаватель Национального университета «Острожская академия», вовлекающий своих студентов в исламоведческие исследования.

На информресурсе Читомо обнародовано интервью с Михаилом Якубовичем. Журналист Ната Коваль решила расспросить специалиста по исламоведению, как он работает над переводами, кого из крымскотатарских мыслителей нужно знать и как ученому сотрудничать с издателями.

Вы возглавляете Центр исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия» (далее — НаУОА). Чего удалось достичь?

— Центр исламоведческих исследований НаУОА появился относительно недавно, в ноябре прошлого года. Сейчас мы активно налаживаем контакты с различными образовательными и научными учреждениями. Например, с Украинским центром исламоведческих исследований в июле планируем провести исламоведческую школу в Остроге, недавно принимали гостей из Турции, из Стамбульского научного и культурного фонда.
Кроме меня, в центре есть ещё два работника — моя аспирантка Лиана Виничук, которая исследует турецкую духовную культуру, и кандидат философских наук Виталий Щепанский, уже достаточно известный ученый, исследователь раннемодерных традиций восточного и западного мистицизма.

Как долго вы работали над материалами к книге «Ислам в Украине»?

— В общем — несколько лет. Есть темы, в которых нужно постоянно «быть» (связанные с современностью), контактировать с представителями исламских организаций, другими экспертами и исследователями. А вот вопрос, например, мусульманского населения Волыни изучал в полевых условиях, здесь приходилось работать и в конкретных местностях, и рукописи исследовать.

Несколько разделов — от истории Ислама еще в средневековый период до современности — будут интересны всем, кто неравнодушен к этой теме. Прежде всего студентам и исследователям. Особенна книга тем, что это, скажем так, предварительный набросок, ведь в будущем нужна еще большая книга, даже в несколько томов. Одна тема османского присутствия в Украине требует фундаментального труда.

Вы единственный исследователь философской составляющей крымскотатарской прозы? До вас были попытки исследований?

— На самом деле в этой теме я не первый и не единственный, здесь стоит вспомнить некоторых коллег-крымских татар, в частности Алие Кангиеву, Наримана Сейтягьяева, турецких ученых. Мой труд отличается тем, что я исследовал не исторические, не литературные особенности религиозной культуры мусульман украинского юга, а именно — философскую традицию в её мусульманском понимании. Сейчас это называют «интеллектуальной историей».

Работая над исследованием, посвященным развитию исламской религиозно-философской мысли в Украине во времена Золотой Орды и Крымского ханства, вам удалось обработать несколько десятков рукописей, созданных крымскими авторами в библиотеках многих стран. Вы говорили, что некоторые из них еще никогда не изучали. То есть их не изучали украинские исследователи или вообще никто?

— Да, я работал в библиотеках Саудовской Аравии, Турции, США. Дело в том, что в силу разных обстоятельств крымские авторы оказывались за пределами своей Родины. Немало работ писали в Стамбуле, так и хранились они в местных библиотеках, часть из них попадала затем в частные коллекции на Запад. Я имею в виду конкретно рукописные материалы, которые сейчас разбросаны по библиотекам многих стран. Это как сохраненные оригиналы, так и более поздние копии.

Некоторые из текстов действительно не изучали (например, фундаментальный труд крымского мистика Ибрагима аль-Къырыми «Дары Всемилостивого»), а некоторые обрабатывали авторы в других контекстах, без специфического внимания к «крымской традиции».

Чем значимы крымскотатарские мыслители для мусульманской и мировой философии?

— Специфическим был энциклопедизм крымских авторов, широта их знаний, стремление работать с первоисточниками, критическое отношение к уже устоявшимся интерпретациям. В общем это то, что отличает украинский Ислам даже сегодня (несмотря на трагедию депортации и другие) — толерантность и уважение к другому мнению.

Назовите крымскотатарских мыслителей, о которых мы обязательно должны знать.

— Я думаю, что это прежде всего Абу Бакр Каландар, автор перскоязычной книги «Каландар-наме», написанной в XIV в. Ахмад аль-Крыми (XV в.), который сумел совместить мистицизм и классическую теологию в своих произведениях. Уже упомянутый Ибрагим аль-Къырыми (XVI в.), создатель специфической философии, а еще, конечно, Абу ль-Бака аль-Кафауви (XVII в.), создатель философского словаря «Книга общих понятий», который содержал более 3000 терминов и до сих пор популярен в исламском мире. Нельзя не упомянуть и Мухаммада аль-Аккирмани (XVIII в.), автора более 60 работ в области богословия, исламского права и логики, уроженца Белгород-Днестровского. У последнего были, вероятно, и украинские корни.

Надеялись ли вы на такой успех украинского перевода «Корана»? О чём это говорит?

— Если речь идет о моём перевод смыслов «Корана», то, скажу честно, я жду новых переводов от других исследователей или религиозных деятелей. Чем больше их будет, тем лучше. Хотя уже не первый раз встречал в различных научных статьях (как и художественных изданиях) ссылку на свой перевод, что, конечно, довольно приятно. Сейчас уже готова аудиоверсия перевода, а вскоре должно выйти новое издание и в Украине, и еще два в Турции (при поддержке Турецкого министерства по делам религий).

Книга «Философская мысль Крымского ханства» — это исследование мусульманской философии постклассического периода на территории Украины. Чем вообще знаменательна мусульманская философия постклассического периода?

— Здесь речь идёт о времени с ХIV по XVIII века. Востоковеды ранее рассматривали этот промежуток времени как своеобразные «темные века» Ислама, когда ничего принципиально нового не появлялось. Современные исследования говорят несколько о другом. Это то время, когда в мусульманской интеллектуальной культуре особое внимание обращали на теорию интерпретации (чем даже опережали подходы европейских постмодернистов), развивался мистицизм, а также богословская традиция, где царил дух рационализма и уважения к логике. Вместе с тем приходили и реформаторы, которые пытались восстановить «первичный Ислам».

Трудно исследователю выйти на издателя? Что автор должен предложить?

— У нас достаточно мало издательств научной литературы, которые готовы вкладывать свои средства в печать. Большинство монографий, к сожалению, печатают за счёт авторов или спонсоров. Это совсем не так, как должно было бы быть — это тоже рынок, и здесь нужен свой покупатель. Но кто им будет? Если в США — это студент или докторант, который готов выложить за научную новинку около 50 долларов (если не больше), то сколько готов вложить в книгу наш студент? Особенно если речь идет о тех, что с молчаливого согласия преподавателей привыкли к рефератам, курсовым или дипломным, отчасти или полностью загруженных из интернета. И преподаватель с зарплатой в несколько тысяч гривен вряд ли готов какую-то тысячу в месяц вложить в книги. Есть, конечно, фанаты-книголюбы (на них и держится рынок), но в целом ситуация оставляет желать лучшего. Поэтому ученому нужен талант, терпение и настойчивость, чтобы найти спонсора.

Чем обусловлено увеличение количества работ и книг на крымскотатарскую тему в Украине? Много еще белых пятен?

— Как ни парадоксально, потерей Крыма. Не хочется говорить, что это поздно, или еще не всё потеряно, но досадная реальность именно такова. Здесь белых пятен не просто много, здесь почти сплошное белое пятно — попробуйте найти хотя бы какой-то учебник по истории Украины для школы или вуза, где даже косвенно будет упомянута культура Крымского ханства (а не только противоречивые имперско-советского стиля повествования о «татарских нападениях»). Здесь еще работать и работать.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.